Журнал
Что не так с современным ралли
Ябневдул: что не так с современным ралли

Что не так с современным ралли

Что не так с современным ралли

На днях Toyota официально объявила, что берет Yaris и возвращается с ним в Чемпионат мира по ралли. Казалось бы, каждому, кто в теме, надлежит немедленно вскочить со стула и побежать в магазин за шампанским — ведь Toyota же! Ну, та самая, которая в цветах Castrol, с легендарными «Селиками» и харизматичной глазастой «Короллой». Но меня почему-то новость не торкнула. И, немного поразмышляв, я нашел причину. Вот она: мировое ралли нынче ни о чем.

Что не так с современным ралли

И дело не в присутствии имени «Себастьян» в 11 верхних строчках списка чемпионов мира — хотя от девятикратия Лёба и уже двукратия Ожье действительно трудно не впасть в уныние. Я о технике. Она неинтересна! Казалось бы, ничего толком не поменялось: еще до начала тотального осебастьянивания первенства в нем точно так же участвовали тачки, в общих чертах похожие на серийные, но по факту имеющие с ними мало общего.

Что не так с современным ралли

Но почитайте эти имена и прислушайтесь к себе. Lancia Delta HF Integrale. Ford Escort RS Cosworth. Subaru Impreza WRX STI. Mitsubishi Lancer Evolution. Toyota Celica GT-Four. Чувствуете, чувствуете? Бьется фанатское сердечко-то! Плевать, что между гражданскими и боевыми версиями была пропасть размером с два Гранд-Каньона. Плевать, что некоторые из них (Delta, например) на деле ехали чуть лучше куска дерьма. Это часть нашей общей автомобильной культуры. Забыть их — все равно что забыть VW Beetle, Cadillac Eldorado, Citroen DS или Ford GT40. Ну, то есть, после этого можно сразу садиться в кредитный Logan с наклейкой «Я ничего не смыслю в автомобилях» и брать курс на ближайший столб.

Что не так с современным ралли

Следующее упражнение. Используя те же самые органы чувств, постарайтесь ощутить благоговейный трепет по отношению к Citroen DS3. Глухо, да? А Ford Fiesta, Volkswagen Polo или Hyundai, прости господи, i20? Ти-ши-на. Обычные городские повозки, иногда вполне неплохие — но вы явно не станете зачитывать детям их историю вместо сказки на ночь.

Что не так с современным ралли

А все потому, что ралли и жизнь нынче никак не пересекаются. Нельзя купить ни злющий полноприводный 300-сильный DS3, ни аналогичный Hyundai. Причем эти-то ладно — что у французов, что у корейцев «горячее» направление совершенно не развито. А вот «Форду» и «Фольксвагену» что мешает? Golf R и Focus RS есть, а Polo R и Fiesta RS — нет и не будет. Хотя казалось бы — сооруди такой аппарат, раскрась под боевую машину того же Ожье и греби фанатские деньги лопатой. Вместо этого VW трусливо выкатывает ограниченное издание Polo с передним приводом, 220-сильным движком и парой псевдораллийных штришков, а остальные и вовсе сидят молчком.

Что не так с современным ралли

А ведь как круто отождествлять свою собственную машину с той, что в телевизоре оголтело фигачит по допам ралли Монте-Карло! Какой это кайф — в понедельник после очередной гонки встретиться на светофоре с владельцем «конкурента» и подмигнуть ему через стекло: мол, видал, как наши ваших вчера натянули? Какую странную, но осязаемую гордость, в конце концов, можно испытать, намотавшись на дерево возле собственной дачи в попытке пролететь поворот по-МакРэевски! Это уже, впрочем, если выживешь.

Что не так с современным ралли

Да, вы совершенно правы, если считаете, что все это — разговоры в пользу дрочеров. Но их, дрочеров, силу никак нельзя недооценивать! Они, дрочеры, придали той жеWRX STI такой импульс, что Subaru уже давно ушла из ралли, а хайп и холивары вокруг нового поколения «Стихи» и не думают угасать. Равно как и покупательская активность.

Что не так с современным ралли

Кто-то скажет, что выпускать суперзлобные версии субкомпактных хэтчей экономически нецелесообразно, а участвовать в современном ралли на Golf или Focus бессмысленно со спортивной точки зрения. Это правда, но только наполовину: на большой машине нынче действительно быстро не поедешь. А вот спрос целиком зависит от эффективности рекламы. Мы ведь помним, зачем производители участвуют в автоспорте? Только и исключительно для того, чтобы рекламировать и в итоге лучше продавать свою продукцию. И, бьюсь об заклад, желающих купить Polo R из-за того, что он почти как чемпионский, будет не меньше, чем выбравших Golf R только за то, что это отличный аппарат. Хотя он и впрямь крутецкий, да.

Что не так с современным ралли

Отсюда и падающий год от года интерес к ралли, который признает даже президент FIA Жан Тодт. Все закономерно ведь: людям интересно смотреть либо на что-то запредельно крутое, либо на что-то близкое и знакомое. Причем в последнем случае не обязательно даже владеть — эффект создаст даже просто припаркованная во дворе синяя STI на золотистых дисках. Не бог весть какая редкость, согласитесь. А сейчас — ни туда, ни сюда. Скучная серединка на безжизненную половинку.

Что не так с современным ралли

Что делать? Менять регламент! Коль скоро компании не решаются выводить на улицы гражданских двойников боевых машин, сделайте эти машины безумнее! Верните, мать вашу, группу B! На дворе уже не восьмидесятые, безопасность шагнула на принципиально другой уровень, да и прочие технологии не отстают. Нынешние раллийные машины лишь немногим быстрее, чем те монстры тридцатилетней давности. Но если сделать регламент посмелее, скорости сразу же прыгнут до небес. Запихните под капоты движки мощностью 500—600—800—100500 сил, уберите болельщиков еще чуть подальше от трасс (хотя они и так уже перестали бросаться под колеса, как четверть века назад) — и заставьте каждого зрителя обалдеть от того, что он увидит.

Что не так с современным ралли

Пусть от этих скоростей падают на пол челюсти, стаканы с пивом и носимые на руках девушки! Пусть раллист перестанет быть суперпрофессионалом своего дела и снова станет кем-то средним между богом и отморозком. WRC is for boys, Group B was for men. Это слова Юхи Канккунена, завоевавшего один из четырех титулов как раз за рулем Toyota, с которой я и начал эту заметку. И коль скоро уличные мальчики-мажоры больше не могут играть в мальчиков-раллистов, верните нам уже настоящих мужиков.

Михаил Конончук