Кто ответит за аварию первого российского робота-дальнобойщика?

Беспилотные технологии тестируют по всему миру. Роботов заставляют садиться за руль военные, агрегаторы такси, каскадеры, режиссеры, спортсмены... Даже Яндекс уже провез своего первого пассажира по пустырю. Российские транспортные компании, конечно, решили не отставать и устроить первую коммерческую перевозку на грузовике без водителя. Об этих грандиозных планах СМИ трезвонили еще полгода назад. Сегодня нам стали известны подробности этого испытания века.

Проект осуществляет транспортная компания Traft, которая в августе совместно с ГК «Автодор» перекроет кусок трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург» протяженностью 30 км. По отрезку отправят целый конвой из грузовиков. Помимо беспилотника (в кабине на всякий случай все же будет находиться оператор) в конвое поедет обычный грузовой автомобиль с водителем и две машины с аварийными комиссарами от «Автодора». Эксперимент посчитают завершенным только если в систему мониторинга компании поступит информация, что клиент в Санкт-Петербурге получил груз. Да, вы не ослышались, в тестировании будет использован реальный заказ.

Кто ответит за аварию первого российского робота-дальнобойщика?

РобоОСАГО

Ответственность водителя-оператора на время экспериментального рейса застрахует INTOUCH Страхование. Страховка покроет возможный ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате действий оператора (например, если он не успеет вмешаться в нештатную ситуацию).

Кто ответит за аварию первого российского робота-дальнобойщика?

Как рассказал директор по страхованию «Интач» Василий Бусаров, на покрытие этих рисков направлено ОСАГО, при этом к беспилотнику такой вид страхования в России применяется впервые, статистики нет, а потому обычная тарификация ОСАГО неприменима — в отличие от водителя, оператор не контролирует автомобиль напрямую и лишь косвенно отвечает за его действия.

Почему INTOUCH?

Исполнительный директор Traft Артур Мурадян, объясняя выбор страхового подрядчика, отметил, что «компании был нужен максимально компетентный партнер — не только по части страхового регулирования, но и с точки зрения уже имеющегося у него опыта разработки инновационных страховых продуктов с использованием аппаратно-технических средств». Эксперт напомнил, что именно INTOUCH первым в стране успешно запустил массовый розничный страховой продукт каско на основе телематики — водитель по желанию может установить специальное устройство, которое анализирует стиль вождения и поведение на дороге и при аккуратном вождении позволит снизить стоимость полиса. Данный проект приглянулся Traft, после чего перевозчик и обратился к страховщику за помощью.

Кто ответит за аварию первого российского робота-дальнобойщика?

Разделение ответственности

В INTOUCH отмечают, что ее экспертам на основе данных, полученных в ходе экспериментальной поездки на беспилотнике, необходимо будет понять, в чем на страховой практике будут главные отличия между водителем и оператором. Изначально действия водителя подразумевают полную вовлеченность и ответственность за действия транспортного средства, в то время как оператор — фигура обслуживающая, несколько отстраненная от прямого контроля за автомобилем и, следовательно, лишь косвенно отвечающая за его действия. Данные, собранные в ходе эксперимента, фактически помогут определить, где проходит грань между поведением искусственного интеллекта и зоной ответственности живого человека, отмечают эксперты.

Кто ответит за аварию первого российского робота-дальнобойщика?

Коммерческий директор Traft Андрей Савин и директор по страхованию INTOUCH Василий Бусаров отмечают, что в будущем страховой продукт для беспилотника (БПТС) должен включать в себя покрытие трех видов ответственности: производителя, настройщика и тестировщика, эксплуатанта БПТС.

Юридический пробел

Сейчас в законодательстве вообще отсутствует определение беспилотного транспортного средства, водителя-оператора беспилотника и нет регуляторных понятий, кому предъявлять претензии в случае ДТП.

Кто ответит за аварию первого российского робота-дальнобойщика?

В Traft напоминают, что главный тормоз в развитии беспилотников в России — именно законодательный, а не технологический. «Мы активно тестируем современные беспилотные технологии на нашем полигоне в подмосковном Шахово и ведем переговоры со всеми сколько-нибудь заметными разработчиками в этой отрасли, и видим, что по международной квалификации беспилотного управления (ADAS) сегодня как западные, так и российские автопроизводители уже могут дорабатывать технологии, позволяющие реализовать третий уровень по ADAS», — говорит Артур Мурадян. — Но есть большая проблема правильного применения системы страхования по факту использования автомобиля; нет точного понимания, как разбирать ДТП с участием беспилотника и обычного авто. В этой связи мы надеемся, что наш совместный проект с INTOUCH даст мощный импульс для проработки всего комплекса вопросов и подтолкнет не только других игроков страхового рынка, но и государственных регуляторов отрасли (например, комиссию Государственной Думы по финансовым рынкам, которая курирует рынок страхования) к комплексной проработке вопроса».