Статьи

Sochi F1: сколько стоит съездить на Формулу 1 и стоит ли это того?

single

F1 Russian Grand Prix существует уже четыре года. Говоря по правде, сама фраза «Российский этап Формулы 1» до сих пор звучит сказочно и невероятно. Ведь привезти F1 в нашу страну пытались многие, начиная еще с советских времен. Интересный факт: в 1983 году в предварительный календарь чемпионата мира даже включили этап в Москве! Но переговоры Берни Экклстоуна с советским руководством тогда не увенчались успехом. Затем были планы о постройки трассы в Калининграде, Ярославле, Туле, Санкт-Петербурге, в различных районах Москвы и Подмосковья… Со временем словосочетание «Формула 1 в России» стало звучать как «человек на Марсе»: вроде это всем интересно, вроде все строят планы, регулярно что-то обещают, но реалисты понимают: если это и произойдет, то явно не при нашей жизни.

А затем у нас случились Олимпийские игры, в поддержку которых и был оперативно организован российский Гран-При. Временную трассу с одной постоянной и тремя временными трибунами проложили прямо между объектов Олимпийского парка — большинство из них также считались временными. Первый Russian Grand Prix прошел в октябре 2014-го — спустя 8 месяцев после Зимних Олимпийских игр. Организаторы постарались: сочинский Гран-При был признан лучшим во всем Чемпионате мира 2014 года. Почти сразу же трассу решено было не разбирать — так же, как «забыли» про обещанный перенос стадионов в другие города.

На первом Гран-При России не было свободных мест — российские фанаты F1, дождавшиеся этого чуда, всё разобрали уже на мартовских предзаказах.

В 2017-м году Гран-При России состоялся в четвертый раз. Итак, сколько же стоит это удовольствие?

Билеты

Первое, чем нужно озаботиться — это, собственно, билетами на гонку. Они же, возможно, станут основной частью расходов. Продаются билеты на сайте Сочи Автодром. Это может показаться удивительным, но последние четыре года цена билетов не просто не растет, но и снижается (особенно, если считать в долларах). В 2017 году самые демократичные билеты стоили 4500 рублей. Это так называемая «Зона свободного размещения» — сидячих мест не предусмотрено, но есть возможность сидеть на траве и видеть, например, девятый поворот трассы. Или сидеть перед большим экраном.

Подороже обойдутся билеты на трибуны — от 8 до 15 тысяч на тех трибунах, что считаются временными и от 20 до 30 тысяч на стационарной главной трибуне. Там же есть ложи — Premium, Gold и Platinum. 50, 130 и 160 тысяч рублей, соответственно. Наконец, есть VIP-ложи, они стоят (по слухам) от 200 000 рублей. Сейчас есть еще и детские билеты (до 12 лет) — они в два раза дешевле. Можно также немного сэкономить, купив билет не на 4 дня, а на 2.

«Это, короче, у Гургена на работе билеты раздавали вчера, поэтому он нам два дал. — А у нас тетя Роза всем билеты принесла!» — хвастаются друг перед другом местные болельщики в очереди на вход. В 2017-м билеты продавались невесело, и, чтобы не испортить телевизионную картинку, организаторы раздали лишние билеты друзьям и знакомым. Похоже, билеты в 2018-м будут еще дешевле.

Дорога

Самолетом, поездом, на машине, мотоцикле и даже велосипеде — по-разному приезжают на F1 люди со всего мира. Добираться из Москвы — проще всего. Даже за пару дней до гонки S7 Airlines продавала билеты в Сочи с удобным временем прилета по 3500 рублей. Что приятно — обратные билеты тоже были. Этот вариант я и выбрал. Благо S7 Airlines летают в Сочи пять или шесть раз в день, и можно выбрать самый удобный рейс с нужным временем прилета.

Если вы летите из другого города — можно подобрать рейс с пересадкой, а из многих городов есть прямые рейсы прямо до Сочи. Например, из Новосибирска летает тот же S7 Airlines.

С поездами всё понятно — они ходят со всей страны до самого Адлера.

Если соберетесь ехать на своем транспорте — заранее подумайте о том, где будете парковаться. Ситуация в Сочи с парковкой очень сложная.

Проживание

И здесь тоже никаких проблем — даже за пару дней до гонки booking.com давал широкий выбор — от квартир и хостелов за 300 рублей до пятизвездочных отелей за 50 000. Подсказка: селиться лучше не рядом с трассой, а в самом городе Сочи. Да, от центра Сочи до расположенной в Адлере трассы «Сочи Автодром» — аж сорок километров. Но добираться из Сочи удобнее, чем из Адлера! Даже если вы приехали в Сочи на своей машине — оставьте ее в городе и езжайте к трассе на электричке. Все четыре дня гонок «Ласточки» ходят от Сочи до Олимпийского парка бесплатно — РЖД оказывает организаторам гонки поистине неоценимую услугу!

Питание

С едой в городе проблем нет — есть и бюджетные заведения, и роскошные рестораны. Есть и Макдональдс и просто супермаркеты для совсем экономных. Но если вы планируете использовать свой четырехдневный билет по полной программе, то чаще питаться придется, собственно, на автодроме. И вот туда-то приносить свою еду запрещено категорически, так что нужно будет выбирать что-то в местном общепите. К удивлению, цены здесь не по-сочински гуманны. Стакан морса, например, продают за 20 рублей, а пончик — за 35.

Прочие расходы

Сам автоспорт — это лишь малая часть происходящего на «Сочи Автодроме». Основное время между заездами вам придется чем-то себя занимать на огромной территории Олимпийского парка. К счастью, о вашем досуге организаторы позаботились. Если, конечно, вы позаботились о том, чтобы не забыть снять с карты и положить в карман побольше наличных. Например, можно пройтись по «улице бутиков» и купить себе кепку Ferrari, майку с номером Дани Квята или магнитик Sochi F1. И если магнитики и брелки с символикой трассы будут необременительны для семейного бюджета, то весь официальный мерчендайз от команд F1 стоит очень дорого — одна только футболка обойдется в 4 тысячи рублей. Одеться в Ferrari или Mercedes с ног до головы будет стоить несколько десятков тысяч.

***

«Скажи мне мама, сколько стоит моя жизнь? Моя жизнь — это драма, моя душа несется ввысь…» — надрываются хрипящие колонки тонированной заниженной Нивы. Даже глубокой ночью перед аэропортом Сочи людно — ждут клиентов таксисты разной степени легальности, курят ожидающие и провожающие, пытается дозвониться до службы поддержки «Букинга» немного растерянный московский журналист.

По прилету в Сочи обнаружился невероятный факт, цитирую: «забронированного вами отеля больше не существует». К чести «Букинга», проблема решилась достаточно быстро — саппорт подыскал замену, и «Убер» везет меня в новый отель.

В начале мая в Сочи тепло. Даже ночью можно пройтись в шортах, подышать морским воздухом и посмотреть на ленивую ночную жизнь олимпийской столицы. Я приехал в ночь на субботу, пропустив первые два дня Гран-При.

Строго говоря, сам Гран-При состоит из трех дней — свободные заезды в пятницу, квалификация в субботу и гонка в воскресенье. Но мероприятие под названием «Формула 1 в Сочи» начинается в четверг — обладатели «четырехдневных» билетов могут в этот день зайти на пит-лейн и взять автограф у гонщиков. Это два раздельных события — автографы раздают на Медальной площади, а вход на пит-лейн — на противоположном конце Олимпийского парка. Учитывая длину очередей, провести в них можно как раз весь четверг. На трибуны в этот день не пускают.

На пит-лейне в четверг кипит работа — механики готовят машины к завтрашней практике. Учтите — если вы болельщик Ferrari, и вся ваша красная одежда недвусмысленно об этом кричит, то от боксов Red Bull или Mercedes вас могут запросто прогнать. И наоборот — в какой-нибудь Force India своих немногочисленных фанатов готовы чуть ли не за руль болида пустить. Запасайтесь фирменными бейсболками!

В пятницу же проходят свободные заезды. Это первая возможность для посетителей гонки услышать легендарный звук болидов F1. Еще в пятницу могут случиться гонки поддержки. В 2014 и 2015 году в Сочи приезжали серии GP2 и GP3, но сейчас первую Формулу поддерживает только российская серия Mitjet, их уик-енд состоит из двух гонок — в субботу и воскресенье.

Для преданных, но небогатых фанатов F1 существуют самые дешевые однодневные билеты — они действуют как раз в пятницу, когда ничего мало-мальски интересного на автодроме не происходит, но все-таки можно зайти на трибуны и увидеть Феттеля или Квята, проносящегося мимо на скорости в 300 км/ч.

***

Сочинский таксист на обвешанном светодиодами «Солярисе» высаживает меня у шлагбаумов: «дальше нельзя, брат! Всё перекрыто».

Клиенториентированные волонтеры услужливо подсказывают: «вы приехали не туда, сейчас вам нужно пройти под мостом до станции, а потом направо и там уже поймете, куда нужно идти». Вместе с другими неудачниками я бреду по натоптанной тропинке между лопухами, слушая визг резины — на трассе началась квалификация гонок Mitjet. На их уик-енде я как-то уже был, и даже снял про это видео:

А вот и главный вход в Олимпийский парк. Здесь три десятка ворот, разделенных заборами — одни для людей из электричек, другие — для организованных автобусных групп, третьи — для дикарей типа меня. Бдительные девушки на контроле заставляют достать из рюкзака всю еду, заботливо купленную в городе — бананы, йогурты и шоколадки отправляются в огромное корыто, уже заполненное чужой провизией. На соседней рамке спорит с секьюрити бодибилдер — доказывает, что не может провести полдня без своих коробочек со спортпитанием. Охрана непреклонна, пронести можно только чистую воду, причем максимум в поллитровых бутылочках. Воду заставляют открывать, а фотоаппараты и телефоны — включать. Секьюрити, как это у нас теперь принято, к своей работе относятся максимально серьезно.

От главного входа до моей трибуны Т2 — больше километра. Успеваю дойти как раз к началу квалификации F1. Трибуны заполнены где-то на треть, но сидеть можно только в своем секторе — волонтеры проверяют билеты, а еще заставляют открыть бутылки с водой и оставить пробки на входе — видимо, предполагается, что открытую бутылку человек не сможет бросить в летящий болид.

Современный трехэтапный формат квалификации F1 достаточно интересный, если смотришь его по телевизору. На трибунах всё сложнее. Да, напротив меня стоит огромный экран, но разглядеть на нем имена пилотов, наверное, могут лишь сами пилоты — от трибун до экрана добрых полсотни метров. Если бы на нем транслировалась картинка из телевизора, многое стало бы понятнее, но экраны показывают свою собственную трансляцию, где дополнительной информации практически нет. Выбывание Квята из первой десятки проходит незамеченным. Остановка Алонсо (ее нам показывают) вызывает грустный гул на трибунах. Квалификацию выигрывает Феттель — трибуны одобрительно апплодируют. Разумеется, болельщиков Ferrari здесь больше, чем всех остальных, вместе взятых.

***

Борьба «колесо-в-колесо» на протяжении всей гонки, напряжение, надрыв, обгон на последнем повороте! Это то, что можно увидеть на гонках педальных машинок, что проходит в F1 Village. «Детишки 5-6 лет, сейчас будут ваши заезды!» — организаторы пытаются усмирить юных пилотов, папы помогают, подталкивая самых медленных. Забегая вперед — эти гонки были самым интересным событием всего уик-енда F1.

В субботу я для очистки совести обошел весь Олимпийский парк. Узнал, что до «Зоны свободного размещения» идти еще дальше, и обладателей билетов с местами (как я) туда не пускают. Оставил немного денег в местном общепите, было вполне вкусно. Порадовался рекламной акции сочинского ночного клуба — полуголые красотки фотографируются со всеми желающими, раздавая флаеры. Удивился, увидев гигантскую очередь за автографами к пилотам Mitjet.

«Ну как вам?» — спрашиваю волонтеров Иру и Машу. «Искрометно», — отвечают грустные волонтеры. Им еще скучнее, они даже не могут пойти сфотографироваться со стриптизершами или постоять в очереди.

Отправляюсь в город, уговаривая себя — завтра всё будет иначе! Завтра гонка!

***

«Уважаемые пассажиры! На соседнем пути стоит еще один состав, он абсолютно пустой и отправляется через пятнадцать минут, садитесь туда!» Дураков нет — соседний состав приедет на станцию «Олимпийский парк» уже после начала гонки, и слабаки, севшие в него, пропустят самое интересное — первый круг. Так что «Ласточка» отправляется из Сочи, забитая не хуже московского метро.

От станции до моей трибуны — около двух километров. Половину из них можно проехать на гольф-каре — это стоит 150 рублей. Я успеваю вовремя — включается гимн России и экраны показывают самого популярного человека на сегодняшнем мероприятии. Разумеется, Даниил Квят, Феттель, Алонсо и Хэмильтон вне конкуренции — на гонку традиционно приехал президент РФ. Судя по комментариям болельщиков, за автографом Путина они готовы были бы отстоять очередь хоть от самого Сочи.

Кстати, о болельщиках. Давайте начистоту — живое посещение спортивного мероприятия во всем хуже телетрансляции, кроме одного — атмосферы, которая не передается через телевизор. А атмосферу создают именно болельщики. И если на игре «Барселоны» или «Баварии» местные фанаты гарантированно обеспечат вам эмоций на год вперед, то на трибунах «Сочи Автодрома» болельщики не слишком отличаются от театральных зрителей — они переживают эмоции где-то глубоко внутри себя.

Да и было бы, что переживать. С трибуны Т2 виден поворот №2, начало поворота №3, конец прямой после первого поворота, ледовый дворец «Айсберг» и часть трибуны T3. «ИИУУууууу…» — болид Формулы 1 разгоняется перед «нашим» вторым поворотом до 328 км/ч, оттормаживается до «сотни», и снова улетает вперед. Звук появляется одновременно с болидом и стихает через 10 секунд после исчезновения машины за забором. Сам забор — тонкая сетка, но со стороны трассы он надежно защищен плотными кустами, чтобы «халявщики» с Медальной площади не увидели проезжающих гоночных автомобилей.

Тут надо сказать, что организаторы хорошо постарались — сама трасса скрыта кустами от наблюдения с уровня земли, а все высокие места заблокированы — например, из пяти дорожек-мостов, соединяющий главный вход парка с Медальной площадью, открыты только четыре — чтобы люди не смогли смотреть на гонку с крайней дорожки. Переходы и эскалаторы на ж/д станции, с которых виден даже подиум, тоже закрыты, либо на них стоят специальные люди, которые не дают даже остановиться. «Проходим-проходим, не задерживаемся!»

Закончен круг почета и прогревочный. Алонсо останавливается перед пит-лейном, трибуны оживляются и начинают обсуждать: беднягу Фернандо, дескать, подставила команда. Пелетон уходит на еще один прогревочный круг и, наконец, гаснут огни, гонка началась!

***

И вот он, самый интересный момент: ко второму повороту одним жужжащим ульем подлетают 20 болидов. Это Формула 1, королевские гонки, лучшее в автоспорте. Вершина автомобильной инженерной мысли, результат работы самых высокооплачиваемых конструкторов и механиков. За рулем — сплошь миллионеры, два десятка самых быстрых гонщиков планеты. Трибуны взрываются аплодисментами. Поехали! Пелетон приближается, кто-то из болельщиков встает, чтобы лучше видеть трассу, за ним встает другой, и почти сразу поднимается вся трибуна — никто не хочет пропустить самый интересный и важный момент, кульминацию уик-енда. А ну вдруг как повезет и увидим аварию? Хотя шансы невелики — в прошлом году было столкновение в этом же повороте, так что теория вероятностей против.

Лидеры лихо пролетают второй поворот, а в хвосте случается ЧП — Грожан поддевает «Рено» Палмера и обе машины улетают в отбойники прямо напротив нашего сектора! По трассе разлетаются обломки, в воздух поднимается пыль, из-за забора выскакивают маршалы (кстати, почти все они — наши, отечественные).

В течении нескольких кругов подбитые машины и расстроенных пилотов увозят, обломки сметают швабрами, зоны безопасности восстанавливают. Гонка возобновляется.

Следующие полтора часа не происходит ровным счетом ничего. Уже к десятому кругу оставшиеся 18 машин размазаны по 6-километровой трассе тоненьким слоем. Экран напротив трибун показывает лишь первую десятку — понять, на каком месте сейчас наш Квят, решительно невозможно. Комментарии дикторов слышны из мегафонов только тогда, когда стихает звук болидов, поэтому выглядит это примерно так: «ИИУУууууу… Масса и Магнуссен уже побывали в боксах, перешли на суперсофт и поедут на нем до финиша, но собирается ли менять резину… ИИУУууууу… растет отрыв лидера от обоих пилотов Феррари. Из-за сейфти-кара и двух стартов… ИИУУууууу… и это очень интересное решение команды, благодаря которому Хюлькенберг сможет… ИИУУууууу… and just look on it! Bottas is amazing!» Две минуты комментарии на русском, две — на английском. Я достаточно быстро перестал вслушиваться — выудить из обрывков фраз какую-то полезную информацию почти невозможно.

Пытаюсь развлекать себя — засекаю секундомером отрывы болидов друг от друга, отмечаю, растут они, или уменьшаются. Пытаюсь запоминать порядок пилотов, чтобы понять, происходили ли обгоны. Вдруг трибуны оживляются — рев, апплодисменты, взмывают в воздух флаги! Что случилось?! Оказывается, телеоператор решил взять в кадр нашу трибуну, и зрители имеют возможность показать себя во всей красе — блеснуть фирменной футболкой, помахать красными флагами с гарцующим жеребцом или триколорами с надписями «Мурманск» и «Воронеж».

Оператор уходит и снова наступает уныние. Говорят, в Сочи очень хороший асфальт, поэтому шины болидов не стираются и никто никого не обгоняет. Еще говорят, что на Монце итальянские тиффози устраивают на трибунах настоящий праздник. Еще говорят, что у Квята симпатичная подружка — Келли Пике. Журналисты и болельщики после гонки будут еще много чего говорить — радоваться, как испанская полиция подшутила над Алонсо (жаль, дескать, что он не выставил знак аварийной остановки), смеяться над Кими (он половину гонки не знал, за кем едет), радоваться за Боттаса. Это всё я узнаю потом, когда вернусь в отель и включу компьютер.

А пока … гонка заканчивается, Боттас выигрывает, Путин отправляется его награждать.

У результата гонки богатый бэкграунд. Во-первых, это первая победа финского пилота за 88 Гран-При. Во-вторых, это четвертая подряд победа «Мерседеса» в Сочи. А если вспомнить два Гран-При России столетней давности, то окажется, что все шесть Russian Gran Prix в истории были выиграны на машинах Mercedes! За команду Mercedes AMG Petronas F1 можно только порадоваться, тем более что хорошие выступления в России для них, наверное, важнее, чем для остальных — сам бренд Mercedes-Benz, включая AMG, давно ведет свой успешный бизнес в РФ, а с этого сезона и титульный спонсор команды, малайзийский концерн Petronas (тот самый, что построил башни-близнецы в Куала-Лумпуре), начинает продавать у нас свое масло и даже обещает открыть гигантскую сеть из 200 сервисных центров The Garage.

Ну а Квят финишировал где-то далеко за очковой зоной, не оставив никаких эмоций своим болельщикам. Год назад они были в восторге — именно в Сочи Квят дважды торпедировал Ferrari Феттеля, выбив его из гонки, а потом сам «улетел» в низшую команду.

***

Вечером на сочинской набережной дует прохладный ветер. Французский фотограф Рикар установил камеру на парапет — приехал из Батуми, снимает проект «закаты мира». Красивая картинка портится погранкатером, как специально вставшим прямо напротив солнца. Стайка школьниц снимает друг друга на телефоны, семейная пара доедает свежие блинчики из стоящего рядом киоска, два бомжа спустились по волнолому к воде и разливают что-то в одноразовые стаканчики.

Сочи — далеко не самый плохой город мира. А Формула 1 — далеко не самые скучные гонки. Но лично я не вижу для себя ни единого стимула посещать F1 второй раз, равно как и возвращаться в Сочи.

Источник