Журнал
Renault Megane. Фото Тимура Сабирова.
Тест-драйв Renault Megane 1.6 и 2.0: C другой планеты

С причудами двух разных хэтчбеков Renault Megane попытался ужиться Михаил Конончук

Renault Megane. Фото Тимура Сабирова.

Много написано, рассказано и даже спето о непростой французской душе. И пусть чаще всего в центре внимания оказываются женщины — с автомобилями, как выясняется, всё ничуть не легче. По крайней мере, если речь идет о Renault Megane. На тесте в нашей редакции побывал пятидверный хэтчбек в двух версиях — с двигателем 1.6 и «автоматом» и с двухлитровым мотором, сопряженным с вариатором. Причем вторая машина попалась не простая, а в ограниченной спецкомплектации Sport Edition. Странностей, общих и частных, хватило у обеих.

Много написано, рассказано и даже спето о непростой французской душе. И пусть чаще всего в центре внимания оказываются женщины — с автомобилями, как выясняется, всё ничуть не легче. По крайней мере, если речь идет о Renault Megane. На тесте в нашей редакции побывал пятидверный хэтчбек в двух версиях — с двигателем 1.6 и «автоматом» и с двухлитровым мотором, сопряженным с вариатором. Причем вторая машина попалась не простая, а в ограниченной спецкомплектации Sport Edition. Странностей, общих и частных, хватило у обеих.

Renault Megane

Долго рассуждать о дизайне смысла нет. С одной стороны, Megane выглядит довольно свежо и даже с некоторым количеством «изюма». С другой — не совсем понятно, зачем в пару к сравнительно агрессивной физиономии (особенно с посеребренными «клыками» в бампере, которыми щеголяют трехдверный хэтчбек во всех исполнениях и наша пятидверка Sport Edition) отрядили округлую и тяжеловесную корму. К слову, маленькое и высоко задранное заднее стекло здорово затрудняет обзор, а парктроник вам не поставят ни за какие деньги.

Renault Megane

Дополнительно мешают ориентироваться зеркала. То, что они сравнительно небольшие, — полбеды. Но изображение почему-то подается с ощутимым увеличением, да вдобавок «в кадр» лезут пышные задние крылья. Честное слово, первые километры на Megane в суетном будничном потоке я ощущал себя вчерашним выпускником автошколы, только-только сдавшим на права — ничего не понимал и всего боялся. Не поэтому ли в новообразованной академии вождения Renault есть курс, направленный именно на тренировку «боевых» городских навыков?

Renault Megane

Но первый барьер на пути взаимопонимания водителя и автомобиля ставит салон. У меня нет никаких претензий ни к материалам, ни к дизайну, ни к качеству сборки — все очень достойно, качественно и даже уютно. Да, на фоне того же третьего Ford Focus интерьер Megane выглядит устаревшим и простоватым, но некий шарм все-таки присутствует. В Sport Edition, кстати, нашлось место элементам от трехдверки — таким, как цифровой спидометр вместо аналогового и алюминиевые накладки на педали. Зато эргономика будто рассчитана на инопланетян.

Renault Megane

Неудобной посадкой, когда невозможно расположиться достаточно близко к рулю не поджимая ног, положим, грешат многие. Но кто, скажите, придумал эти подголовники? Они настолько сильно выступают относительно спинки кресла, что приходится сидеть с постоянно вытянутой вперед, к светлому будущему, шеей. Одно из двух: либо у проектировщиков нет затылков, либо они — грифы. Хотя плюс у такого решения все же есть: в дальней дороге задремать получится разве что у тех, кто освоил мастерство спать всегда и везде вплоть до толкучки в вагоне метро.

Renault Megane

Штатной магнитолой пользоваться практически невозможно — усилия на ручках и кнопках ватные и непрозрачные, «крутилка» громкости, которая, по идее, должна бы сама проситься в руку, словно нарочно уменьшена раза в два и задвинута в угол. Немного выправляет положение дел выносной блок управления — тоже странный, жестко приделанный к рулевой колонке, но на поверку удобный. Правда, и здесь не обошлось без чудачеств — с непривычки разобраться в назначениях кнопок можно только заглянув за руль, иначе пиктограммы просто-напросто не видны.

Renault Megane

Нареканий заслуживает и кондиционер: ручки крутятся туго, но при этом неинформативно, а правую часть шкалы, обозначающей направление воздушного потока, с водительского места  не разглядеть — мешает, собственно, сама рукоятка. Как такой просчет можно не заметить и пустить в серию — ума не приложу. А вот к климат-контролю, доступному в более старших версиях, придраться сложно: эргономика довольно оригинальная, но простая и понятная. 

Renault Megane

Кстати, вот еще одно чудачество, касающееся уже комплектаций. Пресловутое исполнение Sport Edition 2.0 CVT оценивается в 725 тысяч рублей. Это всего на пять тысяч дешевле, чем базовая для двухлитровых Megane версия Expression. Сэкономив эту сумму, покупатель получит легкосплавные диски, вышеупомянутые «клыки» и навороты в салоне, а также, в довесок, тонировку стекол задней полусферы и серебристые зеркала заднего вида. Выгодно? Безусловно. Но только в том случае, если вы готовы отказаться от двухзонного климат-контроля в пользу кондиционера, отречься от возможности заказать систему стабилизации, пренебречь датчиками света и дождя и согласиться на обычный ключ, а не комбинацию смарт-карты и кнопки запуска мотора.

Renault Megane

Идем дальше. Дано: 106-сильный Megane 1.6 с четырехступенчатым «автоматом» эпохи позднего палеозоя и такой же автомобиль, только со 138-сильным двухлитровым мотором и чертовски эффективным вариатором. Первый разгоняется до сотни за 13,9 с, а второй — за 10,1. Вопрос: какой едет веселее? Не торопитесь с ответом, ведь «быстрее» и «веселее» — это понятия вовсе не равнозначные, да, к тому же, без закидонов не обошлось и здесь.

Renault Megane

Более мощная машина действительно довольно бодро набирает скорость, но вы никогда не догадаетесь, что здесь 138 «лошадей», а не, скажем, 118. Все дело в психологии, в эмоциях. Такой Megane не вызывает вообще никаких чувств: мотор тихо бубнит на одной ноте где-то под капотом, а толчки при переключениях не беспокоят в силу отсутствия самих переключений. Даже цифровой спидометр здесь не в тему: дискретно меняющиеся цифры выглядят гораздо скучнее карабкающейся вверх стрелки. Нажимаешь на педаль акселератора — машина едет, отпускаешь… и снова знакомишься с неподражаемым французским мироощущением. Я понятия не имею, почему и зачем трансмиссию настроили именно так, но Megane продолжает ускоряться еще примерно полсекунды-секунду после того, как вы перестали об этом просить. 

Renault Megane

Это не просто неприятно (тогда можно было бы сказать, что, мол, еще одна причуда), а даже в некоторой степени опасно. Банальный пример: вы толкаетесь в пробке средней вязкости, нажимаете на газ — и тут машина перед вами резко тормозит. Нога уже на тормозе, но Megane все еще сокращает дистанцию быстрее, чем нужно. Стало быть, жмем на среднюю педаль сильнее — и в итоге клюем носом в опасной близости от чужого бампера. Кстати, сами тормоза здесь тоже далеко не эталон прозрачности. Никого «догнать», несмотря на все старания вариатора, мне так и не удалось, но нервные клетки временами гибли целыми семействами. А вот нашему главреду Сергею Белоусову повезло меньше, но уже на более слабой версии и по другой причине.

Renault Megane

Перепрыгнув из 138-сильного Megane в 106-сильный, через несколько минут он попытался сделать бросок в соседний ряд, чтобы увернуться от очередного шумахера, закладывающего квалификационный вираж сквозь поток, нажал на газ — и в итоге никуда не успел, поймав лихача задним крылом. С двигателем 1.6 машина действительно «не едет», но при этом, как ни странно, «не едет» она задорнее, чем «едет» двухлитровая. Дело — в недостатках, неожиданно превращающихся в достоинства. Двигатель голосит громче, архаичная трансмиссия постоянно дергается и блуждает в четырех передачах, но всё вместе это создает ощущение, что слабосильный автомобиль изо всех сил старается вам помочь и очень переживает из-за того, что ему это не удается. Но старается же! А его 138-сильный родственник холоден и циничен, он даже не пытается соответствовать вашим запросам, предлагая взамен привыкать к своему тяжелому характеру. Кто кем, говорите, управляет?

Renault Megane

И только подвеска держится молодцом. Ее, кажется, долгие годы истязали жестокими грунтовками, закалив характер до такой степени, что теперь и оголенный термический шов, и яма площадью и глубиной с хорошую сковородку, и лежачий полицейский средней упитанности ей нипочем — дескать, не такое видали. Со всеми неровностями Megane расправляется тихо и буднично, возомнив себя вовсе не хэтчбеком гольф-класса, а кроссовером средней руки.

Renault Megane

Примечательно, что достойно управляться машине это не мешает: руль, феноменально легкий в парковочных режимах, с набором скорости ощутимо крепчает и, пусть и не тянет на образец прозрачности, позволяет ехать в поворотах уверенно и быстро. Малину портят разве что неудобная посадка да непростительно плоские кресла — им нет никакого дела до того, что с вами творят боковые перегрузки. 

Renault Megane

Выходит, что Renault Megane — это вовсе не городской автомобиль. С двигателем 1.6 и четырехступенчатым «автоматом» он медлителен и неэффективен, да к тому же ест больше 13 литров на сотню. С вариатором и двухлитровым мотором — неинтересен и неудобен в управлении разгоном и торможением, а расход топлива зашкаливает за 16 л/100 км. Может быть, это машина для поездок на дачу всем семейством? Да, она тиха и комфортабельна на ходу, но в ней неудобно сидеть, на задних сиденьях тесно, а неплохой по меркам класса объем багажника (368 литров) портит огромная погрузочная высота. Кошельком выбирать тоже сложно — Megane стоит чуть дороже, чем Ford Focus с аналогичными параметрами. 

Renault Megane

Получается, что эту машину можно только полюбить. За дизайн, за своеобразность интерьера, за все те причуды, о которых написано выше. Нужно захотеть понять ее характер, найти с ним точки соприкосновения, ценить достоинства и принимать недостатки. Выучить функции кнопок, запомнить правильные положения ручек кондиционера, привыкнуть к габаритам, сделать, в конце концов, операцию по коррекции изгиба шеи…  И в этом отношении Megane — особа куда более живая и «человечная», чем до скукоты безупречные и выверенные «немцы». Достоинством ли это считать, недостатком ли — можно понять только при личном с ней общении. У меня с Megane подружиться не вышло, но, быть может, получится у вас?

Факты и технические характеристики:

 

1.6 АКП4

2.0 CVT

Рабочий объем двигателя, см куб.

1598

1997

Мощность, л.с. 

106

138

Макс. крутящий момент, Нм

145

190

Макс. скорость, км/ч

180

195

Разгон до 100 км/ч, с

13,9

10,1

Раход топлива, л, городской/загородный/смешанный

10,6/5,8/7,5

10,5/6,2/7,8

Снаряженная масса, кг

1280

1283

#Renault #Megane
Михаил Конончук