Журнал
Рита Форст, вице-президент по инженерным разработкам Opel. Фото автора и компании Opel
Opel в поисках идеала

Интервью с Ритой Форст, вице-президентом по инженерным разработкам Opel

Рита Форст, вице-президент по инженерным разработкам Opel. Фото автора и компании Opel

За день до начала автосалона в Женеве и впервые в рамках швейцарской выставки прошла церемония вручения премии «Автомобиль года-2012», на которой был назван победитель конкурса — гибрид Opel Ampera. Рита Форст, вице-президент немецкой марки по инженерным разработкам, была особенно рада, ведь эта награда — отчасти и ее заслуга. Основная сфера ответственности госпожи Форст — разработка двигателей, поэтому она без присущей многим скрытности рассказала, какие моторы будут стоять на будущих «Опелях», сколько турбин должно быть у идеального агрегата, а также о том, что мешает электрокарам и гибридам завоевать мир.

За день до начала автосалона в Женеве и впервые в рамках швейцарской выставки прошла церемония вручения премии «Автомобиль года-2012», на которой был назван победитель конкурса — гибрид Opel Ampera. Рита Форст, вице-президент немецкой марки по инженерным разработкам, была особенно рада, ведь эта награда — отчасти и ее заслуга. Основная сфера ответственности госпожи Форст — разработка двигателей, поэтому она без присущей многим скрытности рассказала, какие моторы будут стоять на будущих «Опелях», сколько турбин должно быть у идеального агрегата, а также о том, что мешает электрокарам и гибридам завоевать мир.

В первую очередь хочу поздравить Вас с победой в конкурсе COTY 2012. Вы рассчитывали на победу?

Рита Форст: Да, мы очень гордимся этой наградой, но для нас победа в конкурсе стала сюрпризом, премия действительно оказала большую поддержку нашей марке. Сейчас мы собрали около семи тысяч заказов на Opel Ampera, а всего, согласно нашим планам, должны получить более 10 тысяч заказов. Правда, пока мы произвели около 2-3 тысяч машин.

Какие модели кроме Ampera вы планируете оснастить гибридным приводом?

Рита Форст: Сейчас мы пытаемся понять, какой именно путь окажется наиболее правильным в стремлении уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу, на повестке дня — все возможные пути развития. Я думаю, что двигатели внутреннего сгорания будут доминировать еще как минимум 20 лет, постепенно в составе силовых установок начнут преобладать электромоторы. Я и моя команда постоянно обсуждаем многие варианты гибридов: с дизельными двигателями, моторами, работающими на газу и так далее.

Дело не только в экономии топлива, но также в доступности и нуждах конкретных клиентов. Например, полностью электрический привод подходит больше для городских компактов, чье призвание — колесить в пределах мегаполисов. Гибрид Opel Ampera, наоборот, способен доставить вас куда угодно, то есть вам не нужно покупать вторую машину, чтобы отправиться в путешествие, не нужно беспокоиться о том, что разрядятся батареи, в конце концов, он способен с комфортом разместить четверых пассажиров, включая водителя.

Что касается доступности, то сейчас главной проблемой является высокая стоимость батарей для гибридов и электрокаров. Они мало чем отличаются от тех, что установлены в компьютерах или мобильных телефонах, но для автомобиля нужно гораздо большее количество аккумуляторов. Сейчас поставщики разрабатывают, скажем так, второе поколение батарей, и одна из главных целей — снизить их себестоимость. Тогда мы сможем продавать машины дешевле, и они станут доступны большему числу клиентов. Но не думаю, что в ближайшие лет 10 мы сможем добиться стоимости электрокаров и гибридов равной привычным нам машинам с ДВС. Между ними все это время будет разница, а вот на сколько большая — вопрос.

Унификация породит экономию?

Рита Форст: Да, мы обсуждаем со всеми автопроизводителями пути унификации. Например, одинаковые разъемы для подзарядки. Но с некоторыми подходами лично я не согласна. Например, французские коллеги продвигают станции с быстрой сменой комплекта батарей, и я думаю, что это неправильное решение. Во-первых, интерфейс подключения батарей крайне хрупок, и если вы будете постоянно вставлять и вынимать аккумулятор, то в конечном счете он повредится. Во-вторых, на станции должно быть огромное количество сменных комплектов, которые подходят разным автопроизводителям, но тогда они превратятся из просто заправки в огромный склад, что кажется маловероятным. В-третьих, в случае с Германией и ее безлимитными автобанами такой подход также маловероятен. Представьте, сколько автомобилей скопится на «электрозаправках» — их будет сотни! Возьмите даже Россию — сколько «складов» должно быть у вас на пути от Москвы до Владивостока?

Я часто слышу мнение о том, что автопроизводители обманывают своих покупателей, утверждая, что при покупке электрокара или гибрида они спасают нашу планету. Мол, производство батарей наносит гораздо больший вред окружающей среде, чем те сэкономленные граммы углекислого газа.

Рита Форст: Мне кажется, что это ошибочное мнение. Все зависит от того, как вы производите электричество для зарядки машин. Если ваша страна использует угольные и гидроэлектростанции, то наносимый вред окружающей среде несомненно больше. Однако использование альтернативных источников энергии, вроде солнечных батарей, ветряков и даже атомных станций, тех, что не загрязняют атмосферу, решает эту проблему.

Opel

А что будет с обычными двигателями в модельном ряду Opel? Вы планируете оснастить все моторы турбинами?

Рита Форст: Конечно, да. Сейчас мы разрабатываем целую линейку компактных турбированных моторов, которые придут на замену нынешним атмосферным. Во-первых, это бензиновый агрегат объемом 1,0 литр с тремя цилиндрами и турбонагнетателем. Совсем скоро мы выпустим на рынок новый 1,6-литровый четырехцилиндровый бензиновый наддувный мотор, а также новый турбодизель объемом 1,6 литра с разной мощностью.

Многие автопроизводители предлагают различные варианты наддува: турбина с «двойной улиткой», турбина вкупе с компрессором, три турбины. Каков ваш путь?

Рита Форст: Я не считаю, что механический нагнетатель (компрессор) является хорошей альтернативой турбине, я за привод при помощи выхлопных газов. Только что мы показали модель Insignia с 2,0-литровым дизелем битурбо и раздельной системой охлаждения, и мне кажется, что это верный путь. Устанавливать три нагнетателя слишком дорого, хотя, конечно, все зависит от сегмента, в котором вы ведете борьбу.

Какие технологические решения ждут автомобили Opel в ближайшем будущем?

Рита Форст: В модельном ряду Opel скоро появится 7-ступенчатая роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями и «сухим» картером. Мы разработали ее собственными силами. В нашем центре разработки двигателей в Турине мы также создали собственный электронный блок управления двигателем, который вскоре установим на все бензиновые и дизельные моторы, а также программное обеспечение к нему. Это позволит не только сократить затраты, но и улучшить связь между двигателем и педалью газа, а также снизить расход топлива.

Сергей Белоусов, CARS.ru

#Opel
Сергей Белоусов