Журнал
Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!
Перетяжка ценностей

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

«Прикрой, атакую!» - кричал я, закладывая вираж на 45-тонной машине. На хвосте у меня висел «Фоккер»...

Конечно, я все это придумал, не было никакого «Фоккера». Даже «Боинга» не было. Доверив мне машину стоимостью €300 тыс., работники аэропорта Домодедово оказались достаточно разумными для того, чтобы избавить меня от необходимости тащить птичку cтоимостью $60 млн. Потому что... Я вам так скажу: если нажать специальную кнопку на панели, все колеса поворачиваются в диагональ и машина начинает ехать боком! На полном ходу и полном газу — боком! Чума! И весь этот драйв называется «авиационный тягач».

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

Движение боком для этой машины не самоцель: используется редко, для маневра в очень ограниченном пространстве. Или для исправления ошибок: водитель должен тянуть самолет по ниточкам разметки, вдевать его в угольное ушко стационарного трапа. Ошибся — ставь колеса в диагональ. Можешь по-другому: передние прямо, задние боком. Или наоборот. Каждое колесо поворачивает огромная рука гидроцилиндра, которым управляет компьютер. У человека в руках лишь джойстик, замаскированный под привычный руль.

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

Если полагаться на собственные ощущения, становится ясно: Schopf произошел от интимной близости БеЛАЗа и болида «Формулы-1». Потому что рулится 45-тонный авиатягач Schopf F396C так, словно весит он 45 кг, а в техпаспорте написано «карт категории “Юниор”». Резкий поворот руля — и без запаздываний и кренов, как и подобает «Формуле», тягач заходит в поворот. Предельная скорость в повороте находится далеко за пределами возможностей двигателя и трансмиссии. Хотя я бы не назвал их слабыми.

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

«Газу, газу!» — и Schopf выстреливает с места так, будто не он тащит, а его тащат на взлетную полосу и на первых секундах взлета он набирает заветные 300 км/ч. Не наберет: «максималка» всего 33 км/ч, но достигает Schopf ее практически моментально, одним сильным нажатием на педаль газа и несколькими рывками «автомата». Водитель может выбирать передачи вручную, но в большинстве случаев от него требуется только одно: рулить. Все остальное Schopf делает сам, даже стыковку с самолетом. Выходить из кабины не нужно: знай крути невесомый руль. Я его специально мизинцем пробовал — легко! Если запутаешься «в руле», забудешь, в какую сторону повернуты колеса, — просто нажми на кнопку. И колеса выровняются.

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

Агрегаты этому шкафчику достались от грузовика. Мощность двигателя Deutz не назовешь высокой: 330 кВт, это около 450 л.с. Но тянет! Все дело в грамотно подобранных числах шести передач трансмиссии и полном приводе с блокировками. Как мечта джипера, тягач обладает 250-миллиметровым дорожным просветом и специальными гидравлическими «лапами», позволяющими вывешивать кузов. Если продолжать упиваться цифрами, предлагаю опрокинуть бокал трансмиссионого масла объемом 38 л, запить его бачком гидросистемы на 250 л и занюхать десятиатмосферным давлением в шинах. Покажется мало — можно будет закусить 45-тонной снаряженной массой, которая легко «догоняется» балластным гарниром до 70 т. Зачем? Иначе 600-тонный самолет по гладкому перрону с места не сдвинешь — колеса проскальзывают... По словам специалистов, в мире нет самолета, который не утянет Schopf.

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

«“Руслан”? Тягали, знаем! “Боинг-747”? Вы бы еще “кукурузником” напугали...» - голос механика-водителя отдает бравадой Человека-паука. «Барахлит сей чудо-агрегат?» - спрашиваю я у него. «Никак нет! — чеканит он в ответ. — Железо в колесных арках в два пальца толщиной, трансмиссия не ломается, подвески практически нет — только рессоры спереди, поэтому работаем без поломок! — докладывает он, но потом чуть-чуть тушуется и говорит: — Только электроника... глючит... Видели большой ящик в салоне? Вот его периодически приходится перезагружать. Но лучше так, чем под старьем валяться...» В роли старья на аэродроме выступают БеЛАЗы, силы в которых поменьше: не каждый самолет им по зубам. А пол-России до сих пор пользуется КРАЗами.

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

Но даже в мечтах конструкторов никто из них не ездит, как этот Schopf. Тягач, что был у нас на тесте, — Rolls-Royce в среде подобных.

Кроме разгонной динамики, наповал сражают и тормоза. Чуть нажал — Schopf останавливается, как с разбега об стену. С грузом за спиной получается намного плавнее. Для того чтобы буксировать самолеты, академиев кончать не надо. «Грузовая» категория в «правах» плюс желание учиться — и вы сразу без курсов и тренажеров попадете в кабину тягача. Правда, только на пассажирское место: учиться. Кабина у машины лифтового принципа действия поднимается метра на полтора для лучшей обзорности. На деле это означает еще больше драйва! Потому что когда пишешь виражи в полуметре от асфальта — это одно дело. У 45-тонного жирафа на шее — совсем другое.

Как управлять авиационным тягачом? Читай и узнаешь!

Страшное, непривычное и ужасно напрягающее техперсонал. «Одно колесо стоит €2000!» - вот что я читал в глазах аэродромного завхоза. Он меня не понимал.

Особенно когда я - боком!

Дмитрий Новицкий