Журнал
Porsche
Лед столбом!

Терзаем финские озера тысячами злющих шипов на курсе зимнего вождения Porsche

Porsche

Вот ради таких моментов и стоит жить. Граждане, ну в самом-то деле, нет ничего прекраснее сочетания бескрайнего замерзшего озера, исчерченного хитро закрученными трассами, нескольких десятков лучших спорткаров современности (разумеется, я говорю о Porsche) и будоражащей команды по рации: OK guys, now switch the PSM off!

Porsche

Мы прибыли в окрестности финского заполярного городка Ивало в рамках четвертого и финального этапа школы спортивного вождения Porsche. Ему предшествовали три визита на гоночную трассу «Нижегородское кольцо», где опытнейший инструктор Ян Калмар  в присущей ему одному серьезно-юмористической манере прививал нам навыки быстрой езды по асфальту. Три дня мы учились искать ту тончайшую грань, которая отделяет эффективный скоростной пилотаж от эффектного, но бестолкового размахивания «хвостом» из стороны в сторону. Теперь же настало время эту грань перейти.

Porsche

Ян отлично осведомлен о наших драйверских навыках и высоко их ценит: все азы - от правильной посадки до детального понимания работы сил трения и инерции - изучены на прошлых этапах. Именно поэтому он решается на невероятный шаг: уместить двухнедельную программу обучения в один-единственный день! Смельчак, ничего не скажешь! Все предыдущие встречи он заканчивал хвалебными отзывами в адрес наших скиллов, но я-то знаю, что добрая половина упражнений мне удавалась скорее со страху, чем от непревзойденного умения водить машину, которую я себе никогда не куплю. Что ж, посмотрим, что Ян скажет по окончании этого дня...

Porsche

Для клиентов Porsche существует четыре ступени зимних курсов: Camp4, Camp4 S, Ice Force и Ice Force S - последняя проводится первый год и для России пока недоступна. Каждая из них состоит из трехдневных сессий с определенным набором упражнений, которые ученики должны освоить настолько же глубоко, как и искусство дышать, ходить и спать. Наша же группа уже вроде как «взрослая», поэтому после небольшого и по сути формального брифинга мы прыгаем в верткие среднемоторные Porsche Boxster S и отправляемся в бой.

Porsche

Ивало - местечко в некоторой степени легендарное. Эдакая Мекка для любителей зимнего вождения. В считанных километрах друг от друга расположены и известнейший испытательный полигон Test World, и несколько озер, облюбованных различными автопроизводителями (среди них, к примеру, Jaguar и Subaru) для проведения подобных занятий. На «нашем» озере уже кипит жизнь: куда ни глянь, стайки немецких спорткаров методично превращают 80-сантиметровый лед в мелкую крошку.

Porsche

Первым делом отправляемся на простую змейку для того, чтобы почувствовать, что вообще такое есть Porsche на льду и без системы стабилизации. Я даже не пытаюсь сдержать волнение: в подобных условиях доселе ездить не приходилось ни разу. Так, аккуратненько стартуем, конус справа, конус слева… окей, а теперь больше газа! Ничего страшного, все нормально, Boxster S абсолютно прогнозируемо закидывает заднюю ось и не сопротивляется попыткам ее отловить. Но совсем наглеть тоже не стоит: еще по Нижнему Новгороду я прекрасно помню, что этот среднемоторный сорванец теряет сцепление с трассой охотнее старшей 911.

Porsche

Тем не менее, со змейкой все отлично подружились буквально после пары заходов. А значит, можно отправляться на первую настоящую трассу. И тут уже начинаются первые проблемы. Расчищенная ледяная лента не так и широка, а засесть в окружающих ее снежных брустверах при грубой ошибке можно быстрее, чем успеваешь сказать «стоп». С машиной от этого вряд ли что-то сделается - бруствер мягкий, он простит - но каждая «засада» означает остановку занятий для всей группы до того момента, как до нерадивого ученика доберется спасительный Cayenne с тросом.

Porsche

Поэтому поначалу едешь нервно, рвано, с перестраховками: все естественные рефлексы орут «Корректируй! Корректируй, стервец!», и только мозг пытается заставить руки-ноги поддерживать занос, а не гасить его. Каждый поворот - занос, стабилизация, снос, «соберись, парень!», снова занос…  Но потихоньку нужный ритм начинает-таки ловиться: сначала один поворот пройдешь по ровной красивой дуге, потом еще один - и вот уже в непрерывном скольжении собирается целый круг. Но стоит мысленно воскликнуть «Мама, смотри, я умею дрифтить!» - как в полном соответствии с законами Мерфи следующее скольжение оканчивается вовсе не так, как задумано. Мда…

Porsche

Но ждать некогда: отгоняем «Бокстеры» на парковку и пересаживаемся в заднеприводные 911 Carrera S. Постойте-ка, а что у них с резиной? Ян Калмар расплывается в довольной улыбке: эти покрышки - его личная разработка и персональная гордость. На использованную летнюю резину наварен новый протектор, часто-часто утыканный здоровенными шипами! В каждом колесе - 420 «гвоздей», выступающих наружу на 5 миллиметров каждый. Для сравнения, в обычной гражданской шипованной покрышке их лишь сотня с небольшим, а длина рабочей части не превышает полутора миллиметров.

Porsche

Мясорубка, а не резина! Ян говорит, что по характеристикам она сравнима с раллийной - пусть не боевой, а чуть менее цепкой тренировочной. Но на дороги общего пользования на такой в любом случае нельзя: страшно представить, во что она превратит асфальт. На лед, по которому несколько дней ездили 911-е на этих покрышках, без слез не взглянешь: покрытие напоминает скорее кухонную терку, а в поворотах выгрызены колеи глубиной в несколько сантиметров... После нашего отъезда в лагерь должно было приехать еще несколько групп, и для них пришлось прокладывать новые трассы. Хорошо, озеро большое, есть где развернуться.

Porsche

Разница в поведении 911, обутой в такую резину, и Boxster (тоже, кстати, на непростых покрышках - там по 120 четырехмиллиметровых шипов) поистине колоссальна. Машина разгоняется практически как по мокрому асфальту, а ознакомительную змейку после недолгой практики начинаешь проходить так, как даже и не думал научиться. Старт, легкое движение рулем, газ, занос, убираем тягу, снова добавляем - и Carrera S сама «перекладывается» в другую сторону! Честное слово, прямо сама!

Porsche

Рулем вращать вообще не нужно - требуется лишь чуть-чуть его придерживать в те моменты, когда решаешь, что занос уже достаточно глубок. Раз, два, три, четыре - каждое движение абсолютно безошибочно и приводит именно к такому результату, которого ждешь. Переезжаем на самую крутую и техничную трассу в арсенале школы - изобилующую хитрыми связками петлю Ice Force S. Пара кругов на изучение конфигурации - и снова едешь как по нотам! Эй, а не нажал ли я часом кнопку включения автопилота? Ну не бывает так, чтобы через пару часов практики достигался такой уровень контроля над автомобилем!

Porsche

Оказывается, в подобной эйфории пребывал не только я. Коллеги по группе по очереди подбегают к Яну и с горящими глазами рассказывают ему, что он буквально сделал из них богов дрифта. Ян же в ответ лишь таинственно улыбается: не иначе, приготовил для нас что-то особенное.

Porsche

И да, он и впрямь приготовил! Новейшие полноприводные 911 Carrera 4S, обутые в такую же умеренно агрессивную резину, что и «Бокстеры», и ледяное кольцо постоянного радиуса. Фишка в том, чтобы один раз войти в занос, а дальше не выходить из него столько, сколько понадобится: хоть один круг, хоть сто один. Тут уже посложнее: нужно действовать не только вовремя, но и очень, очень деликатно - работа акселератором измеряется миллиметрами, а рулем - считанными градусами. Но через несколько минут начинает получаться и это упражнение. Со стороны выглядит потрясающе: машина едет в постоянном заносе, но колеса у нее при этом стоят абсолютно прямо! Фантастика и сюрреализм.

Porsche

Но Яну этого мало. Из конусов он сооружает импровизированные ворота, которые тоже надо проходить боком. Справились? Отлично, сделаем поуже. И это не проблема? Тогда сдвинем ворота прямо перед тем, как вы в них поедете! Настоящий мужик - он нас вообще не боится и выскакивает на трассу в паре десятков метров от несущегося боком автомобиля! А ведь надо не только не сбить любимого инструктора, но и успеть сообразить, как именно скорректировать траекторию, чтобы попасть туда, куда мгновение назад попадать вообще не собирался. Неизбежная череда ошибок (пострадали, слава богу, только конусы), но и с этим упражнением «курсанты» через некоторое время начинают справляться с блеском.

Porsche

На закуску - мощные 911 Turbo в кузове 997. Резина тут тоже «промежуточная», и выясняется, что это едва ли не самые сложные в управлении машины из всего, на чем мы ездили. Все-таки между новым поколением 911 и старым - настоящая пропасть! «Турбо» глубже проваливается в занос и труднее из него выходит: действовать приходится на опережение, почти на секунду раньше, чем того потребовала бы 991-я. А тут еще и новая вводная: тренируем контрсмещение.

Porsche

Разгон, торможение, руль влево, руль вправо и снова влево, занос - держим, держим, главное не отпускать тормоз - и сразу газ, чтобы по длинной скоростной дуге выйти на прямую возвращения. Тут главное без самодеятельности: любое отклонение от правильной схемы движений означает ошибку, вылет и очередное пришествие «Кайена».  Но когда все получается - чистый кайф! Потому что мести хвостом просто зажав «гашетку» - много ума не надо. А поставить машину боком вот таким вот хитрым способом - это уже мастерство.

Porsche

И самое классное во всей этой истории то, что мастером себя может почувствовать любой желающий. Каждый курс проводится по пять раз за зиму с конца января по конец марта, и все что надо сделать - зайти на специальную страничку школы и забронировать удобные даты. Но имейте в виду, что желающих поноситься боком по льду - великое множество, и планировать обучение надо заранее.

Porsche

Расценки на программы колеблются в диапазоне от четырех до шести тысяч евро без учета стоимости перелета, но с проживанием, питанием и, главное, тренировками. Согласитесь, не такая и большая цена для покупателя Porsche, желающего не только красиво подкатывать к клубам, но и без зазрения совести заявлять, что он действительно соответствует уровню автомобиля, которым владеет.

#Porsche
Михаил Конончук