Чем грядущее повышение цен на автомобили напоминает прогноз погоды

Шесть марок, машины которых наверняка подорожают в сентябре, сами в этом признались

По информации газеты «Коммерсант», Citroen и Peugeot увеличат ценники с начала сентября примерно на 3%, то есть на 10 000 — 50 000 рублей в зависимости от модели и ее стоимости. В связи с началом осени Suzuki готовят соленья и 6-процентную прибавку. Так, только что вышедший кроссовер Vitara вместо нынешних 899 тысяч стартовых рублей будет стоить от 953 тысяч.

Про остальные марки сведения поступают в основном от продавцов, которых те предупреждают заранее. Так, cars.ru случайно узнал от одного из дилеров («Рольф» просил не упоминать его название), что с сентября на 7-10% дороже станут все машины Mitsubishi. Тем самым нам как бы говорят: не сомневайтесь, сейчас самое время покупать еще не примелькавшийся Outlander, он как раз в августе предлагается со скидкой аж до 210 тысяч рублей, а в сентябре цена может подняться выше прежних 1 289 000 рублей.

Осень — традиционное время для «корректировки стоимости»По сведениям газеты «Ведомости», дилеры Ford («Рольф» или не «Рольф» — мы понятия не имеем) ожидают 2-4-процентного повышения цен с середины сентября, то есть от 15 000 до 96 000 рублей в денежном эквиваленте в зависимости от модели, если говорить о стартовых комплектациях.

Целых два дилера АвтоВАЗа шепнули «Ведомостям» (кстати, «Рольф» не продает Lada), что с 1 сентября могут вырасти цены практически на весь модельный ряд кроме Priora — в среднем на 3%, то есть на 10 000 — 18 000 рублей. (За что обидели «Приору»?)

«Неназванный источник рассказал», «там нам сообщили», «могут подорожать», «наверное» — этих абстрактных сведений достаточно, чтобы запустить механизм истерии в прессе. На самом деле СМИ, в которых появляются прогнозы о печальных вестях из автосалонов, и их любимые аналитики оперируют очевидными факторами, примерно как народ на кухне за ужином.

Во-первых, осень — традиционное время для «корректировки стоимости». Во-вторых, курс валюты по отношению к рублю всегда отражается на ценниках: слишком сильно российский авторынок даже с локальным производством зависит от импорта.

В-третьих и главных: особенность нынешней ценовой лихорадки — массовые скидочные акции, которые длились как раз все лето. Сбивать цены в мае-июне пришлось почти всем компаниям — из-за их резкого скачка в начале года, когда евро в обнимку с долларом находились на тех же «исторических максимумах», что и сейчас. Помните, машины зимой подмерзли и подорожали на 20-40%, а весной-летом согрелись, пошли объявления: «весь июнь скидка до 200 тысяч рублей», «до 31 августа распродажа», «дешевле на 30%», «руль в подарок». Многие ценники просто будут возвращаться к старым позициям и даже могут оказаться ниже зимних.

Цены подрастут — Капитан Очевидность гарантирует это

К подсказкам от автопроизводителей, если они сами еще не объявили о грядущем изменении ценников, обращаться бесполезно — не признаются, сколько их ни подкупай. Они и правда скажут, как пишут в СМИ: мы либо повысим, либо нет, посмотрим по рынку, не подтверждаем и не отрицаем, ты кто такой? Так что мы даже не будем притворяться, что обзванивали представительства: их сотрудники сами не знают, что с собой сотворит рубль завтра.

Ценовая политика зависит не только от курса. АвтоВАЗ поспешил сбросить цены на Lada Granta на 20 000 рублей в июне, когда ее в мае «уделал» по продажам Hyundai Solaris, предлагаемый со скидкой. Hyundai в свою очередь сразу же запустил еще более выгодную дисконтную кампанию для своего бестселлера и вновь вышел в лидеры в июле, взяв в компанию Kia Rio.

В этот раз, помимо классических факторов, в игру в ценовую рулетку вмешались Opel с Chevrolet, признался cars.ru «неназванный источник» (он очень экспертный, правда). Две марки, покидающие российский рынок, держат в напряжении всех бюджетных конкурентов. «Опелю» с «Шевиком» надо успеть до конца декабря распродать стоки, так что цены на них сейчас бросовые, и если другие компании изменят свои прайсы в сторону увеличения, то сразу окажутся в пролете. Как только последний Spark покинет дилерский склад, подорожают «Солярисы», «Рио», «Фокусы» и всякие «Пежо» с «Ситроенами».

Чем грядущее повышение цен на автомобили напоминает прогноз погоды

Работа аналитиков-синоптиков проста, а рассуждения примитивны. Когда на рынке все хорошо, автосалоны исправно получают новые автомобили, банки выдают кредиты, а людям на работах платят зарплату, эксперты рапортуют: в этом году объем реализации новых машин продолжит расти. Чуть рынок подтормозил — специалисты предполагают, что динамика продолжит замедляться. Настал кризис — сетуют, что рынок будет сокращаться. Эти прогнозы делаются по факту, когда уже все случилось и началось. До того как закрутилась прошлогодняя канитель с санкциями, все знатоки утверждали: рынок будет расти. А он взял и рухнул через пару месяцев.

На самом деле, если не придавать истерикам большого значения и не читать выходящие с определенной периодичностью паникующие обзоры, то можно заметить, что и летом цены прыгали. Это хорошо отследило аналитическое агентство «Автостат», отметив, что только в августе прайс-листы изменили 12 автопроизводителей — в неприятную для покупателей сторону. АвтоВАЗ в очередной раз поднял стоимость своих машин в конце июля — на 4%. В конце августа на 6% подорожали машины у партнерских Renault и Datsun. Nissan переписал ценники X-Trail. Примерно на столько же процентов увеличилась стоимость некоторых моделей марок Audi, Cadillac, Chevrolet, Fiat, Great Wall, Hyundai, Honda и Skoda. То есть грядущее повышение ожидаемо, как осень, и устраивать истерику по этому поводу нет смысла.