Журнал
Чем грядущее повышение цен на автомобили напоминает прогноз погоды
Синоптики автомобильного рынка

Чем грядущее повышение цен на автомобили напоминает прогноз погоды

Чем грядущее повышение цен на автомобили напоминает прогноз погоды

Автомобильные аналитики и прочие эксперты похожи на синоптиков: они способны предсказывать погоду на автомобильном рынке не далее чем на день вперед. Причем дождь либо будет, либо нет, тут уж как водится. К осени активность аналитиков обостряется. Созревают новые «Айфоны», чахнет рубль, не удобряемый нефтью, а в СМИ начинается очередной поток гипотез и утверждений о грядущем повышении цен на наши ненаглядные автомобили. Особенно если осень, как нынче, снова кризисная. Сотрудники cars.ru решили поучаствовать в общей истерии и погадать на прайс-листах, тем более что это нетрудно и шансов промахнуться мало.

Шесть марок, машины которых наверняка подорожают в сентябре, сами в этом признались

По информации газеты «Коммерсант», Citroen и Peugeot увеличат ценники с начала сентября примерно на 3%, то есть на 10 000 — 50 000 рублей в зависимости от модели и ее стоимости. В связи с началом осени Suzuki готовят соленья и 6-процентную прибавку. Так, только что вышедший кроссовер Vitara вместо нынешних 899 тысяч стартовых рублей будет стоить от 953 тысяч.

Про остальные марки сведения поступают в основном от продавцов, которых те предупреждают заранее. Так, cars.ru случайно узнал от одного из дилеров («Рольф» просил не упоминать его название), что с сентября на 7-10% дороже станут все машины Mitsubishi. Тем самым нам как бы говорят: не сомневайтесь, сейчас самое время покупать еще не примелькавшийся Outlander, он как раз в августе предлагается со скидкой аж до 210 тысяч рублей, а в сентябре цена может подняться выше прежних 1 289 000 рублей.

Осень — традиционное время для «корректировки стоимости»По сведениям газеты «Ведомости», дилеры Ford («Рольф» или не «Рольф» — мы понятия не имеем) ожидают 2-4-процентного повышения цен с середины сентября, то есть от 15 000 до 96 000 рублей в денежном эквиваленте в зависимости от модели, если говорить о стартовых комплектациях.

Целых два дилера АвтоВАЗа шепнули «Ведомостям» (кстати, «Рольф» не продает Lada), что с 1 сентября могут вырасти цены практически на весь модельный ряд кроме Priora — в среднем на 3%, то есть на 10 000 — 18 000 рублей. (За что обидели «Приору»?)

«Неназванный источник рассказал», «там нам сообщили», «могут подорожать», «наверное» — этих абстрактных сведений достаточно, чтобы запустить механизм истерии в прессе. На самом деле СМИ, в которых появляются прогнозы о печальных вестях из автосалонов, и их любимые аналитики оперируют очевидными факторами, примерно как народ на кухне за ужином.

Во-первых, осень — традиционное время для «корректировки стоимости». Во-вторых, курс валюты по отношению к рублю всегда отражается на ценниках: слишком сильно российский авторынок даже с локальным производством зависит от импорта.

В-третьих и главных: особенность нынешней ценовой лихорадки — массовые скидочные акции, которые длились как раз все лето. Сбивать цены в мае-июне пришлось почти всем компаниям — из-за их резкого скачка в начале года, когда евро в обнимку с долларом находились на тех же «исторических максимумах», что и сейчас. Помните, машины зимой подмерзли и подорожали на 20-40%, а весной-летом согрелись, пошли объявления: «весь июнь скидка до 200 тысяч рублей», «до 31 августа распродажа», «дешевле на 30%», «руль в подарок». Многие ценники просто будут возвращаться к старым позициям и даже могут оказаться ниже зимних.

Цены подрастут — Капитан Очевидность гарантирует это

К подсказкам от автопроизводителей, если они сами еще не объявили о грядущем изменении ценников, обращаться бесполезно — не признаются, сколько их ни подкупай. Они и правда скажут, как пишут в СМИ: мы либо повысим, либо нет, посмотрим по рынку, не подтверждаем и не отрицаем, ты кто такой? Так что мы даже не будем притворяться, что обзванивали представительства: их сотрудники сами не знают, что с собой сотворит рубль завтра.

Ценовая политика зависит не только от курса. АвтоВАЗ поспешил сбросить цены на Lada Granta на 20 000 рублей в июне, когда ее в мае «уделал» по продажам Hyundai Solaris, предлагаемый со скидкой. Hyundai в свою очередь сразу же запустил еще более выгодную дисконтную кампанию для своего бестселлера и вновь вышел в лидеры в июле, взяв в компанию Kia Rio.

В этот раз, помимо классических факторов, в игру в ценовую рулетку вмешались Opel с Chevrolet, признался cars.ru «неназванный источник» (он очень экспертный, правда). Две марки, покидающие российский рынок, держат в напряжении всех бюджетных конкурентов. «Опелю» с «Шевиком» надо успеть до конца декабря распродать стоки, так что цены на них сейчас бросовые, и если другие компании изменят свои прайсы в сторону увеличения, то сразу окажутся в пролете. Как только последний Spark покинет дилерский склад, подорожают «Солярисы», «Рио», «Фокусы» и всякие «Пежо» с «Ситроенами».

Чем грядущее повышение цен на автомобили напоминает прогноз погоды

Работа аналитиков-синоптиков проста, а рассуждения примитивны. Когда на рынке все хорошо, автосалоны исправно получают новые автомобили, банки выдают кредиты, а людям на работах платят зарплату, эксперты рапортуют: в этом году объем реализации новых машин продолжит расти. Чуть рынок подтормозил — специалисты предполагают, что динамика продолжит замедляться. Настал кризис — сетуют, что рынок будет сокращаться. Эти прогнозы делаются по факту, когда уже все случилось и началось. До того как закрутилась прошлогодняя канитель с санкциями, все знатоки утверждали: рынок будет расти. А он взял и рухнул через пару месяцев.

На самом деле, если не придавать истерикам большого значения и не читать выходящие с определенной периодичностью паникующие обзоры, то можно заметить, что и летом цены прыгали. Это хорошо отследило аналитическое агентство «Автостат», отметив, что только в августе прайс-листы изменили 12 автопроизводителей — в неприятную для покупателей сторону. АвтоВАЗ в очередной раз поднял стоимость своих машин в конце июля — на 4%. В конце августа на 6% подорожали машины у партнерских Renault и Datsun. Nissan переписал ценники X-Trail. Примерно на столько же процентов увеличилась стоимость некоторых моделей марок Audi, Cadillac, Chevrolet, Fiat, Great Wall, Hyundai, Honda и Skoda. То есть грядущее повышение ожидаемо, как осень, и устраивать истерику по этому поводу нет смысла.

Светлана Алеева