Журнал
Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках
Киногонщик

Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках

Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках

6 ноября в прокат выходит новый фильм про Джеймса Бонда — «007: Спектр». Как обычно, нам обещают закрученный сюжет, дюжину красавиц и нескончаемые погони на самых крутых машинах мира. Как и подобает сайту про автомобили, мы сделали вид, что машины нас интересуют больше, чем красавицы, и поговорили с человеком, благодаря которому они так красиво разбиваются на экране — профессиональным каскадером и дублером Дэниела Крейга, Мартином Ивановым.

Мартин: Моей отец — каскадер, и занимается этим больше 40 лет. Поэтому у нас это, можно сказать, семейное. В молодости я занимался ралли и хотел профессионально заниматься именно автоспортом. Но в 2000 году меня пригласили поработать каскадером в фильме «Белое золото». Все прошло хорошо, и я потихоньку начал работать в кино.

В 2003 году в Москве снимали фильм «Превосходство Борна» — и нанимали каскадеров для выполнения трюков. Кастинг устроили прямо в Тушино. Я показал лучшие результаты, кроме того, я был немного похож на Мэтта Деймона — и меня взяли его дублером. Режиссеру, который снимал трюковую часть фильма, все понравилось, и он пригласил меня в свою команду. После этого я снимался в «Ультиматуме Борна», «Кванте милосердия», четвертой части «Миссия невыполнима» и третьей «Неудержимых» — и еще много где.

Cars.ru: Давай подробнее об автоспорте (это то, в чем мы хоть немного разбираемся). Где, что и когда гонял?

Мартин: Я вырос в Литве, а там всегда все было достаточно развито в плане автоспорта. Но начинал я, как и многие, лет в 13-14, когда гонял по замерзшим озерам на машине отца. Там же гоняли местные раллисты, которые строили из «восьмерок» машины группы Б. Мы начали общаться и они позвали к себе в команду.

Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках

Cars.ru: И как, получалось?

Мартин: Ну, я был трехкратным чемпионом по ралли в Литве. Можно было бы двигаться и дальше, но автоспорт — это очень дорого. И как-то само собой получилось, что я начал карьеру в кино.

Cars.ru: На каких машинах проще и веселее исполнять трюки? На сверхмощных спорткарах или, может, на внедорожниках, которые переворачиваются на раз-два?

Мартин: Сложно сказать — под разные машины в сценарии разные трюки. Но, вот, например в «Спектре» было очень весело ездить на Range Rover Sport. Эту погоню мы снимали в Австрии, гоняли по снегу и по льду. И на эту 500-сильную машину мы одели шины с гоночными 4,5-миллиметровыми шипами. Вот это было весело!

В Риме мы гоняли на 600-сильных заднеприводных центральномоторных Jaguar CX-75, на них было очень тяжело в заносах...

Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках

Cars.ru: Прямо концепт-кар доверили?

Мартин: Нет (улыбается). Концепт сделан в единственном экземпляре и стоит десять миллионов фунтов. Для съемок погонь сделали «реплики» — трубчатый каркас и поверх него кузовные панели той же формы, что и у CX-75.

Cars.ru: Хорошо, а менее экзотичные машины как-то дорабатываются для съемок?

Мартин: Ничего особенного. Естественно, ставится каркас безопасности, как в гонках. Естественно, отключаем всю электронику, включая АБС. Для некоторых сцен, как на Range Rover Sport, ставим специальные шины. Для особенных трюков — например, где машина переворачивается, — мы одеваем шлемы и гоночные комбинезоны. Иногда ставим гидравлические «ручники», как в раллийных и дрифт-машинах. В остальном — это полностью серийные машины.

Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках

Cars.ru: Сколько автомобилей разбивается за фильм? Непреднамеренно, конечно.

Мартин: Редко. У меня лично был только один такой случай на съемках фильма «Квант милосердия». Там была сцена, в которой Land Rover Defender падает со скалы на дорогу, по которой едет главный герой на своем Aston Martin — и тот должен был его в последний момент объехать. А машина каждый раз падала по-разному — и один раз заблокировала дорогу. Чтобы его объехать, пришлось немного съехать на обочину. Aston Martin понесло, ну и я ударился задним колесом о здоровый мраморный блок. Кстати, за ним сидел оператор с камерой.

Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках

Но на всякий случай у нас всегда с собой есть целый грузовик с запчастями —если стукнешь машину, можно быстро поменять, скажем, бампер. Кстати, даже механики у нас — бывшие сотрудники раллийной команды Prodrive.

Cars.ru: А запасные машины есть?

Мартин: Да, всегда штук по пять берем. Мало ли что.

Cars.ru: Много уходит на подготовку трюков? Как они просчитываются?

Мартин: Обычно мы приезжаем недели за две до съемок и начинаем тренироваться. Иногда, чтобы понять, что делать, можем даже пожертвовать машиной — разбить, перевернуть. Но никаких особых математических просчетов, как и куда полетит машина, не делается — примерно и так все понятно.

Cars.ru: Чего больше в кино — настоящих трюков или компьютерной графики?

Мартин: В фильмах, где я работаю, почти все снимается по-настоящему. Конечно, есть и компьютерная графика, но все трюки делаются в реальности.

Cars.ru: Какие навыки пригождаются при исполнении трюков?

Мартин: Ничего особенно, раллийных навыков вполне хватает. Пришлось освоить только различные полицейские развороты, езду задним ходом. На ралли-то не ездишь задом.

Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках

Cars.ru: Травмы случались?

Мартин: К счастью, нет. Был только один опасный момент на съемках третьей части фильма «Неудержимые». Тогда Джейсон Стэтхэм, дублером которого я был, попросил у режиссера сам сесть за руль грузовика. Ему разрешили, а меня посадили справа — рассказать, что надо делать. Но грузовик остановить не так легко, как легковой автомобиль — и мы улетели в обрыв, прямо в воду. Еще и столкнули вместе с собой в воду оператора с камерой, который стоял на нашем пути. Пришлось выбираться из тонущей машины буквально на ощупь. К счастью, обошлось без жертв.

Cars.ru: А что страшнее — переворачивать машины в кино, или ездить в ралли?

Мартин: Ралли однозначно интереснее. Но и страшнее тоже.

Каскадер нового фильма о Джеймсе Бонде – об особенностях уничтожения автомобилей на съемках

Cars.ru: Продолжаешь ли заниматься автоспортом? Ну, для души?

Мартин: Нет, это очень дорого. В ралли ты тратишь много денег, а в кино — зарабатываешь.

Cars.ru: А на чем ты ездишь в обычной жизни?

Мартин: Несколько лет я ездил на Mitsubishi Lancer Evolution X. Потом пересел на BMW 1 M Coupe. А сейчас взял Mercedes-Benz A 45 AMG.

Cars.ru: И самый главный вопрос. Жалко бить такие хорошие машины на съемках?

Мартин: Конечно жалко!

#Jaguar
#Land Rover
CARS.ru