Журнал
Изобретения, которые изменят автомобильный мир
Останови меня, если сможешь!

Изобретения, которые изменят автомобильный мир

Изобретения, которые изменят автомобильный мир

Слово «изобретатель» у нас зачастую ассоциируется либо с чокнутым профессором в белом халате, либо с поросшим мхом сотрудником НИИ в драном свитере и очках со сломанной дужкой, хоть это далеко не всегда так. Одно мы знаем точно: в анамнезе этого человека крупными буквами написано «Осторожно, фантазия без тормозов!» Что же выходит, когда изобретателям развязывают рукава смирительной рубашки? Иногда, кстати, очень даже неплохие девайсы, имеющие шанс встать на конвейер...

Но начнем, разумеется, с самой безумной идеи. Представьте, как вы заезжаете на заправку и говорите: «Мне до полного, лет на сто хватило бы...» Вполне себе безобидный внешне Лорен Кулесус, выпускник Art Center of Design, что в Штатах, решил на столетний юбилей Cadillac разработать сумасшедшее купе с силовой установкой в виде ядерного реактора. Но поскольку парень всего лишь дизайнер, то дальше идеи и красивых скетчей это чудо не пошло, а жаль.

Изобретения, которые изменят автомобильный мир

Взять хотя бы колеса, на них Кулесус не экономил. У его автомобиля их — тадам! — 24 штуки, и каждое оснащено индукционным электродвигателем. В качестве топлива парень выбрал относительно безопасный торий — слабый радиоактивный металл, никакую бомбу из него не сделаешь.

Свое купе Лорен назвал очень просто — Cadillac WTF. В переводе на великий русский эта аббревиатура могла означать «Что за хрень?», однако полное название автомобиля звучит как World Thorium Fuel.

Изобретения, которые изменят автомобильный мир

Сегодня все как ошпаренные ищут самый экологичный и экономичный агрегат. Но пока одни уперлись в спорное электростроение, другие мыслят шире. И проще! Взять изобретателей из PSA — как насчет движка на воздушной тяге? Французы своим Hybrid Air Америки не открыли. Они, конечно, заявляют, что первые на всем белом свете создали установку, работающую на сжатом воздухе, но до них были Toyota Ku Rin, которая смогла проехать на одном заряде сжатого воздуха три с лишним километра, и чудо по имени Tata Airpod (трехместный и трехколесный автомобиль, работающий также на сжатом воздухе).

Правда, на фоне своих предшественников разработка PSA оказалась наиболее адаптированной к рынку и к конвейеру, ибо Hybrid Air предполагается устанавливать на текущие модели концерна. Более того, до недавнего времени систему планировали поставить на конвейер в 2016 году. Что до устройства, то оно до безобразия простое: два баллона со сжатым воздухом, гидравлический компрессор, нагнетающий воздух, и гидравлический мотор, передающий энергию сжатого воздуха в КП. Естественно, помимо «воздушной» установки под капотом предполагается устанавливать классический 3-цилиндровый ДВС, который будет играть роль основного.

Используя рекуперативную энергию торможения, гидравлический насос нагнетает рабочее давление в основном баллоне. Так что теоретически запас хода зависит от аппетитов бензинового движка и емкости топливного бака. Если скорость движения не превышает 70 км/ч, то энергия от сжатого воздуха используется в течение 60-80% времени. То бишь большую часть времени. Таким образом экономия топлива (по сравнению с обычным ДВС) достигает 45%. А это в натуральных цифрах выливается в 2,9 л на 100 км.

Изобретения, которые изменят автомобильный мир

Но если эта концептуальная идея без воздуха ну никак не может обойтись, разрешите представить вам то, чему воздух вообще не нужен. Да-да, речь про шины. Посудите сами, от пневматических покрышек одни неприятности: их надо постоянно подкачивать, они прокалываются, а иногда и взрываются на ходу. То ли дело безвоздушные шины! Нет воздуха, а значит нет геморроя с ним связанного. Все просто.

Безвоздушная шина состоит из специальной ступицы, от которой отходят полиуретановые спицы, а венчает конструкцию колеса стальной обод, покрытый все тем же полиуретаном. Подобная конструкция позволяет менять форму и как бы подстраиваться под неровности, ее невозможно проколоть, она экономичнее и дешевле обычной покрышки. Есть и недостатки: одинаковая жесткость, низкая грузоподъемность и невозможность точной балансировки.

Первыми об использовании безвоздушных шин задумались спецы из Пентагона, а потом идею подхватили такие производители как Bridgestone, Hankook и Michelin. Более того, последние уже вовсю поставляют новинку на американский рынок, правда, пока в продаже только шины для сельхозтехники, но у производителя планов громадье.

Изобретения, которые изменят автомобильный мир

Пока целая армия изобретателей пытается построить летающий автомобиль, любому, даже самому футуристическому, автомобилю для перемещения в пространстве нужна дорога. Думаете, тут невозможно выдумать ничего этакого, мол, асфальт — он и за МКАДом асфальт, что с него взять? А вот и нет. В Голландии, например, год назад построили супертрассу. Ну как трассу... Всего лишь тестовый участок в 500 метров, зато какие!

Итак, известный голландский дизайнер Дану Рузегаарде решил создать супертрассу с подсказками для водителей. В частности, на дорожное полотно будут наносить рисунок из специальной краски, чувствительной к температуре. Опасность гололеда? На дороге вырисовывается снежинка. На сухой трассе — солнышко. Если впереди пробка или авария — трасса также рисует соответствующий знак. Вдоль дороги стоят специальные фонари с ветряками, которые включаются, только когда по дороге кто-то едет. Плюс умное шоссе должно заряжать аккумуляторы электрокаров и гибридов посредством индукционных полос. Да чего там — у Smart Highway даже разметка не простая: днем заряжается от солнечной энергии, а вечером светится! Словом, шикарный проект. Один нюанс: из всего вышеперечисленного реализована пока только разметка...

Кстати, соотечественники Рузегаарде предложили еще кое-что, а именно строить дороги из пластика. Не подумайте, что парни в хлам укурились в своих кофе-шопах, все более чем серьезно! Во-первых, пластик, о котором говорят авторы проекта, особый, срок его службы втрое больше обычного асфальта. Более того, перепады температур в диапазоне от −40 до +80 градусов для него — легкий бриз! Эта идея пока что только концепт, но в Роттердаме уже ищут место для строительства тестового участка.

Изобретения, которые изменят автомобильный мир

Дороги, конечно, дело хорошее, а как быть там, где их нет? А вот вам, пожалуйста — мотоцикл на гусеничном ходу. Идея не нова, подобное пытались построить еще в первой половине прошлого века. Но только отважные студенты китайского университета в городе Чаньань додумались зарегистрировать свое изобретение в патентном бюро. О деталях известно чуть больше чем ничего. Предполагается, что гусеница будет проходить через сложную систему удерживающих валиков, а конструкция передней и задней подвесок не будет принципиально отличаться от обычного мотоциклетного шасси.

Но главный вопрос в том, как китайские студенты планируют маневрировать на своем изобретении, ведь если гусеница у него одна, значит передняя вилка зафиксирована в одном единственном положении. Коли так, то чудо-мотоцикл должен ехать либо строго прямо, либо стоять на парковке. Забавно, что подобной техникой парни планируют оснащать спасателей. Ох, не завидуем попавшим в беду...

Изобретения, которые изменят автомобильный мир

В отличие от китайцев, которые тут же решили запатентовать свое спорное изобретение, создатели суперсовременного средства передвижения даже и не планируют этого делать. Дамы и господа, перед вами амбициозный проект Илона Маска — высокоскоростная транспортная система Hyperloop. И это не просто прожект, стопка бумаг в столе миллиардера. Бизнесмен медленно, но верно претворяет идею в жизнь.

Собственно, в чем идея. Построить специальные тоннели и поезда для них, которые смогут развивать до 1200 км/ч. Другими словами, участок длиной без малого 600 км поезд пролетит в среднем за полчаса. Принцип — проще некуда: этакая разновидность вакуумной почты. В трубе создается «почти вакуум», по ней движется капсула с насосными установками, втягивающими огромные массы воздуха, что разгоняет ее до невероятных скоростей. Компания Маска уже строит испытательный полигон для первых заездов и тестов аэродинамичного поезда. Длина испытательной площадки пока всего восемь километров, но никто не сомневается, что Маск доведет начатое до конца. Ведь все мы помним, как общественность скептически отреагировала на «Теслу», а парень взял и довел проект до конвейера!

Так что как видим, не все изобретатели одинаково чокнутые. Есть вполне реальные проекты, которые в скором будущем мы будем воспринимать так же, как и сегодня смотрим, скажем, на планшет. Не так давно портативный компьютер представлял собой тяжеленный шкаф с чертовски ограниченным функционалом и не мог похвастаться даже десятой долей той мощности, что сейчас доступна простому смартфону! А что будет завтра?

Никита Василенок