Журнал
Автомобильные предпочтения первых лиц
Машина первого

Автомобильные предпочтения первых лиц

Автомобильные предпочтения первых лиц

Каким должен быть автомобиль, если ты пожизненный президент или деспот? Вот у Владимира Владимировича спецтранспорт конкретно бронированный и неприступный, как кассы Большого театра. А может, ты правитель-добряк вроде Кэмерона? Тогда чем ближе к народу, тем лучше. Или ну его — и шикануть что есть мочи, как это принято на Ближнем Востоке? Живем-то один раз...

Что бы вам ни рассказывали новостные сводки федеральных СМИ, как ни старались причислить некоторых мировых лидеров к семейству сверхчеловеков, им, то бишь правителям, ничто мирское не чуждо. Одни коллекционируют подставки под пивные кружки, у других президентский холодильник завешан сувенирными магнитиками из разных стран, третьи не представляют жизни без конструктора Lego. Увы, эти слабости скрыты за семью печатями. Но у всех лидеров есть обязательный атрибут, который всегда на виду, лакмусовая бумажка деловых качеств первого лица — автопарк № 1.

Автомобильные предпочтения первых лиц

Про путинский Mercedes-Benz Pullman S 600 Guard знают даже дворовые коты: в каких только средствах массовой информации ни писалось о нем. Согласны, это отличный трехтонный броненосец. «Мерсу» Путина что попадание из стрелкового оружия, что гранаты, что химическая атака, что проколотые все четыре колеса — все до лампочки. Но куда интереснее кое-что другое.

Знаете, на чем в студенчестве гонял юный Вова? На белоснежном «Запорожце»! Да-да, будущий держатель ядерного чемоданчика и главный по бомбардировкам лихо закладывал на Невском за рулем родительского ЗАЗ 968. Причем как достался он семье Владимира Владимировича — отдельная история. В середине 70-х маме Путина в столовой вместо сдачи вручили лотерейный билет. Как оказалось — призовой. Родители продавать автомобиль не стали, а решили побаловать сына. Кстати, этот «Запорожец» и по сей день занимает почетное место в коллекции президента, насчитывающей с десяток автомобилей.

Автомобильные предпочтения первых лиц

Его ближайшие соседи к коллекционированию относятся по-разному. Вот взять Лукашенко — президентский автопарк обширный, но дюже скучный. Тут как в старом анекдоте: вам Mercedes или Mercedes? Один в один как у северокорейских генсеков — те тоже, несмотря на переливающийся через край патриотизм, предпочитают европейскую классику. В гараже особого назначения белорусского батьки целый ворох «немцев» — от растянутого лохматого «шестисотого» до пары Pullman на базе W221. Плюс недавно Александр Григорьевич засветился на теперь уже стареньком Maybach 62. Как потом оправдывался сам Лукашенко, дорогущий автомобиль ему подарили щедрые российские меценаты. Везет же людям! Белорусским.

Автомобильные предпочтения первых лиц

То ли дело опальный украинский лидер Янукович, страстный коллекционер редкой классики. Опустим перечисление разномастных протокольных тачек, без них никуда. Нам же интересна частная коллекция олигарха. А тут есть где пустить слюни! Как вам мотоциклы? Брутальный Harley-Davidson и советская классика, эскортный «Днепр» и фантастический Boss-Hoss с движком от Corvette! Любите автомобили? Окей, вот вам редкая «Победа»-кабриолет, «Чайка» с потрохами от «Мерса» и Chevrolet Impala 1961 года, Rolls-Royce Silver Cloud и несколько правительственных ЗиЛов, целый отряд аутентичных Willys и, разумеется, толпа горбатых «Запорожцев»... С классикой соседствуют современные Bentley, SLS и несколько банальных G 63. Все в состоянии «не бит, не крашен, один владелец». После побега Януковича с Незалежной коллекцию национализировали, и ее с лихвой хватило на целый музей.

Автомобильные предпочтения первых лиц

Но если Виктора Федоровича вынудили впопыхах побросать свои автомобили, то Барак Обама, наоборот, только рад от них избавиться. Был у него как-то еще до президентства Chrysler 300C. Хорошая машина с классическим американским V8, задним приводом и красной ценой $20-30 тысяч. Но засада в том, что Обама рассекал на седане, пожирающем топливо ведрами, при этом активно призывал автопроизводителей выпускать все более экономичные автомобили. Вскоре бедолагу буквально завалили критикой, так что первый чернокожий президент был вынужден поскорее избавиться от распутной машины. Потом она неоднократно всплывала на eBay... Сначала перекупщики хотели ее продать за $80 штук, а потом и вовсе оборзели и влепили ценник в миллион баксов!

Автомобильные предпочтения первых лиц

Да и зачем Обаме этот дешевый хлам, коль у него в гараже особого назначения стоит шикарный Cadillac по прозвищу «Зверь» (The Beast). Внешне он, конечно, не фонтан, этакий лобастый седан-переросток, даром что по спецзаказу, зато с оснащением у него полный порядок. Под брюхом — 12-сантиметровая стальная пластина для защиты от бомб, двери толщиной 20 см, стекла выдерживают попадание бронебойной пули, шины из кевлара и со стальной боковиной... Танк! Вдобавок президентский Cadillac вооружен пулеметами, а на случай ранения первого лица на борту всегда есть запас крови. Поговаривают, что у Белого Дома не один, а сразу дюжина таких «Зверей». Все хорошо, но этот «Кэдди», как и прежние машины Обамы, умеренным аппетитом не блещет: одного литра солярки ему хватает меньше чем на четыре километра... Может, еще не поздно пересесть обратно на Chrysler?

Автомобильные предпочтения первых лиц

На фоне Путина и Обамы европейские лидеры — натуральные голодранцы. Взять Ангелу Меркель: разумеется, канцлер Германии передвигается исключительно на отечественном автомобиле. Но ее Audi A8L Security — банальный бронированный лимузин, никакой фантазии. Еще бы, ведь фрау образец сдержанности и экономии. Как вы думаете, где живет Меркель? Конечно, в небольшой квартирке, где ж еще обитать первому лицу ФРГ! Забавный факт из биографии этой властной мадам. Ее первым автомобилем был Trabant, на нем Меркель сдавала на права. Но личного «Траби» она так и не дождалась — Берлинская стана рухнула раньше, чем подошла ее очередь на это пластиковое чудо.

Автомобильные предпочтения первых лиц

Но если у немцев есть хоть какой-то выбор, то у бриттов с этим вообще беда. Дэвид Кэмерон, как и его предшественники, ездит на «Ягуаре». Забавно, но седан для первого лица Великобритании никогда не был черным. У Кэмерона, например, бронированный XJ Sentinel темно-синего цвета. Ну а на Франсуа Олланда и вовсе без слез не взглянешь: у него в почете Citroen. Во время своей инаугурации он приветствовал публику на модернизированном DS 5 Hybrid4 серого цвета (автомобиль сейчас не используется и выставлен в музее), а в повседневной жизни президент Франции использует Citroen C6. И это еще куда ни шло, ведь его предшественник передвигался и вовсе на Renault...

Автомобильные предпочтения первых лиц

Но если вы думаете, что эти прижимистые европейцы прямо-таки образец для подражания, то приготовьтесь удивиться. Есть в Южной Америке такое славное государство Уругвай. А у него был еще более славный президент Хосе Мухика, более известный в мире как «самый бедный президент». Деньги-то у него водились, все чин по чину, зарплата у лидеров даже небогатых государств достойная. Вот только Хосе переводил почти весь оклад на благотворительность, да еще и жену заставлял делать то же самое. В итоге в кармане у главы президентской семьи оставалось чуть больше тысячи долларов. Самой крупной покупкой Мухики на посту президента Уругвая стал Volkswagen Kafer 1987 года выпуска. За «Жука» президент выложил страшную сумму — две тысячи долларов! Но то — острая необходимость. Негоже президенту ходить на работу пешком. Более известный в наших краях Уго Чавес, царствие ему небесное, также не любил роскошь. В его президентском автопарке стоял... все тот же «Жук», даром что более позднего года выпуска.

Автомобильные предпочтения первых лиц

А на Ближнем Востоке не принято экономить. Бывшие тираны Ирака, державшие в страхе страну без малого четверть века, — совсем другая планета. Деньги семья Саддама Хусейна не жалела и закупала дорогущие автомобили пачками: начиная от броневиков Mercedes-Benz и заканчивая редчайшими Ferrari. Особо отличался страстью к автомобилям старший сын Удея Саддама Хусейна аль-Тикрити, который купил только для себя более 1,5 тысяч автомобилей! Среди прочих 18 Rolls-Royce, целый ворох Ferrari и Porsche, редкий внедорожник Lamborghini LM002, несколько Maseratti, Bugatti и Lotus. А теперь самое страшное, лучше сядьте. Практически весь автопарк семьи тиранов был уничтожен американцами во время бомбардировок, многое растащили мародеры, а что осталось — разлетелось с молотка за копейки. Тачки кончили не лучше своих хозяев...

Автомобильные предпочтения первых лиц

Еще один диктатор с Ближнего Востока, любивший дорогие автомобили — эпатажный Каддафи. Как-то вдруг этого кровавого революционера осенило: «А не выдумать ли мне автомобиль?» Почесал полковник черную шевелюру, прикинул, да и выпустил чудо по имени Saroukh el-Jamahiriya, что по-нашему звучит как «Ливийская ракета». Забеспокоился вдруг Каддафи, что в его любимой Ливии очень высокая смертность на дороге, вот и решил сделать не просто автомобиль, а самый безопасный в мире. Концептом занялась итальянская Tesco TS, чей проект обошелся диктатору в два миллиона евро. В результате стараний итальянцев «Ракета» получила 230-сильный V6, а ее кузов был выполнен в форме лодки-казанки, на который по-трезвому смотреть просто невозможно. Разумеется, проект постигла та же участь, что и его идейного вдохновителя — производство в Триполи так и не началось.

Гараж любого современного правителя что гардероб. Там обязательно висят несколько классических черных костюмов, но есть место и любимым джинсам с футболками у одних, а также золотым мантиям со спортивными костюмами у других. Легко при наличии больших возможностей показать всему свету отсутствие вкуса. Но куда сложнее сохранить здравый рассудок и не опуститься до тупого и беспорядочного транжирства. Быть может, балансирование между этими крайностями и определяет эффективность современных нацлидеров, ведь многие из тех, у кого в гараже стояли сотни дорогих автомобилей, плохо кончили...

Никита Василенок