Журнал
Почему в России до сих пор много плохих дорог
Асфальтовая болезнь

Почему в России до сих пор много плохих дорог

Почему в России до сих пор много плохих дорог

Представьте, что на вас пытаются натянуть детские ползунки. Тесновато, да? Ровно то же происходит с огромным темпом роста автомобилизации населения нашей необъятной, на который пытаются натянуть отсталую как минимум лет на двадцать дорожную сеть. Вариант один — строить и совершенствовать хотя бы федеральные трассы, 27% из которых работают в режиме перегрузки. Идея отличная, заявили в Минтрансе в ходе прошедшей 4 декабря 2015 года конференции «Развитие скоростных автомобильных дорог Российской Федерации», но тут же оговорились: мол, нищие мы да бедные, денег едва хватает даже на текущее обслуживание.

До того как Россия начала подготовку к Олимпийским играм в Сочи, мировой рекорд по стоимости строительства дороги принадлежал участку швейцарской трассы, проходящий через скалы.

Там за каждый километр сумасшедшие европейцы выложили кругленькую сумму — порядка 40 миллионов евро. Понятное дело, олимпийские дороги не выстилали по самым сложным поверхностям, применяя супертехнологичное оборудование и дорогущие материалы, тем не менее, стоили они «чуть больше» швейцарских — почти в четыре раза. Но то — Олимпиада, не только золотое дно для отмыва бюджетных средств, но и, так сказать, фасад принимающей стороны. Честь державы бесценна, стало быть, некогда считать деньги, когда речь идет о престиже страны.

Зато сейчас Минтранс считает каждую копейку. В 2014 году президент поручил разработать программу развития скоростных дорог в России. Негоже великой стране иметь более 50 тысяч км дорог федерального значения, лишь менее половины из которых соответствуют всем транспортно-эксплуатационным нормативам (по состоянию на 1 января 2012 года). Более того, доля магистралей первой категории — это всего лишь 1% от общей протяженности дорог России с твердым покрытием и 10% от федеральной сети. Чиновники программу написали, все посчитали и ахнули. Для создания эффективной сети протяженностью не менее 15 тысяч километров потребуется шесть триллионов рублей (около 14,5 миллиардов долларов США по нынешнему курсу). У нефтяной державы, ясное дело, таких средств на дороги физически нет: это же не операция в Сирии, сутки которой обходятся нашему бюджету в 2,5 миллиона долларов.

При проектировании дорог в России в сумму закладывается все: от выкорчевывания вон того дерева до последней капли битумаИ вообще, нечего обвинять чиновничий аппарат во всех смертных грехах и в том, что стоимость одного километра дороги в России скоро сравняется со стоимостью строительства... одного километра Большого адронного коллайдера. Мол, у нас и сметы считаются иначе, и критериев приемки объектов в несколько раз больше, и на обслуживании мы якобы не экономим в отличие от тех же немцев. К примеру, парирует Минтранс, в Европе не берется в расчет строительства все подготовительные работы, связанные с расчисткой площадки, выкупом земель, переносом коммуникаций и так далее. Дескать, тамошний подрядчик приходит не в голое поле, где через год-другой должна лежать высококлассная магистраль, а на готовую стройплощадку. Мы же калькулируем все: от выкорчевывания вон того дерева до последней капли битума. Плюс немцы якобы кусты не стригут, на освещении экономят и климат у них другой, так что нечего сравнивать их автобаны с нашими направлениями. И плевать, что по факту их дороги во сто крат лучше наших — это для министерства не аргумент.

Почему в России до сих пор много плохих дорог

Чиновников понять можно. Подобного рода отговорки имеют вполне себе простую природу: чем меньше они реализуют фондов сейчас, тем меньше им дадут денег потом, а это прямой убыток для личного кармана. Европейская оптимизация строительного процесса губительна для российской системы откатов, потому у нас и образовалась катастрофическая нехватка средств.

Единственный вариант — привлекать бизнес. Ведь он сам заинтересован в развитии дорог, ибо чем они лучше, тем ниже транспортные расходы и выше доходная маржа. В идеале те самые шесть триллионов рублей поделить поровну между бизнесом и государством. Инвестиции, как утверждают эксперты на конференции, чертовски привлекательные, ведь профит от создания такой сети трасс должен составить не менее 37 триллионов рублей!

Если говорить про бизнес, то главный строитель дорог России госкомпания «Автодор» вообще горит желанием всячески ему помогать и считает, что развитие транспортной системы в целом — задача приоритетная. В частности, федеральное дорожное агентство готово строить сеть не только платных, но и бесплатных магистралей, которые будут образовывать логические транспортные коридоры по всей стране, таких как «Север-Юг» и «Запад-Восток». Лишь бы инвестиции пришли. Дорожники уверяют, что уже вовсю ведут переговоры с коллегами из соседних государств, направленные на реализацию совместных инфраструктурных проектов. А одной из стратегически важных задач считают формирование международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Маршрут должен пересечь 23 субъекта, а это на минуточку — половина ВВП страны, так что выгода для государства прямая.

И вроде бы все логично. Но сам бизнес и независимые эксперты приоритетными считают совсем другие задачи. Бог с ними, со скоростными и навороченными трассами, пусть они будут для начала прочными, или хотя бы просто будут! Ладно дороги местного и регионального порядка, но ведь есть и федеральные трассы, многие километры которых не имеют даже асфальта, а если он все же есть, то риск добраться по нему без потерь стремится к нулю. Плюс необходимо снять напряжение на крупных транспортных узлах, и речь не только о Москве.

Почему в России до сих пор много плохих дорог

Цель федеральной программы по развитию дорожной сети — ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек. Похвально. Но нельзя в одном месте построить широченный платный автобан, который будет упираться в двухполоску постройки 1980-х. Нужно для начала привести большую часть трасс к одному знаменателю, создать соответствующую инфраструктуру и организовать ее грамотное обслуживание, не обязательно для этого вязнуть в утопических планах. А уже потом нужно начать заниматься разного рода прожектами. В министерстве говорят, что в 2015 году на инфраструктурные проекты только из федерального бюджета было выделено 490 миллиардов рублей, но до сих пор не знают, что именно строить на эти деньги. Эту страну не победить...

Российский бюджет действительно не в состоянии потянуть огромные инвестиции на совершенствование сети автодорог, и нам надо с этим смириться. Без крупных финансовых влияний здесь в самом деле не обойтись. Но бытует мнение, что если бы чиновники не строили столь грандиозных планов, не занимались мегапроектами, а попытались привести в порядок ту дорожную сеть, которая есть, то и бизнес вздохнул бы с облегчением, и население было бы довольно. А там, глядишь, и стало бы понятно, куда конкретно вкладывать, что развивать, где строить хайвеи, а где как воздух нужна современная развязка. Быть может, тогда мы хотя бы чуть-чуть сдвинемся с чуть ли не последнего места в мировом рейтинге по развитию дорожной инфраструктуры. Сейчас мы на 132-й строчке.

Фотографии ГК «Автодор»

Никита Василенок