Журнал
ВАЗ
Где наша не пропадала

В какие страны АвтоВАЗ свои машины посылал

ВАЗ

На днях АвтоВАЗ сообщил, что в скором времени наладит поставки своей продукции в Сирию и Ливан. Но правильнее было бы сказать «возобновит поставки», ведь впервые на этих рынках «Лады» появились аж в конце 1970-х. И, кстати, не только там. Вообще с вводом в эксплуатацию Волжского автозавода советский «Автоэкспорт» неплохо поправил дела. Если раньше основную экспортную кассу СССР делали «Москвичи» да «Волги», то с появлением в продаже «классики» локомотивом стала именно она.

ВАЗ

А как иначе? Ведь основным преимуществом «Жигулей» перед исходным FIAT 124 была прежде всего низкая цена. Сначала тольяттинцы отработали экспорт на странах Восточного блока: Чехословакия, Болгария, Венгрия и иже с ними расхватывали на ура продукцию ВАЗа с красивым шильдиком Lada (название «Жигули» на многих рынках ассоциировалось с жиголо, и его поменяли). Из-за огромного спроса моментально образовался дефицит, да такой, что в соцстранах стоять в очереди приходилось до 10 лет. А потом, аккурат под снятие 124-го с конвейера, ВАЗ-2101 вышел уже на капиталистические рынки. «Лады» отлично продавались в ФРГ, Австрии, Англии (тут праворукие «копейки» до сих пор частенько встречаются!) и Нидерландах, а под конец 1970-х был налажен экспорт в Испанию и, мама дорогая, аж в Новую Зеландию.

Более того, помимо, собственно, Западной Европы «Лады» возили пачками и в другие страны. К примеру, с начала 1980-х «классика» появилась в Канаде, причем объем продаж был вполне сопоставим со странами Восточной Европы. Вообще география экспортной «копейки» и ее последователей была впечатляющей: тут вам и страны Латинской Америки — Боливия, Панама, Урагвай, Колумбия, и Южная Африка, и Вьетнам, и, конечно, уже ставшая нам почти родной Сирия.

ВАЗ

Обновление «копейки» до «трешки», а потом и «шестерки» неплохо подогрело интерес западной публики к тольяттинской технике. Однако суммарно спрос все же падал. Еще бы: глобально конструкция-то не менялась полтора десятка лет, да и требования к автомобилям становились только жестче. Тем не менее, у ВАЗа была модель, спрос на которую не падал тогда, не падает и по сей день: «Нива» стала хитом советского автопрома в мировом масштабе. По сути в 1970-е у нее не было аналогов, более того, Lada 4×4 сложно найти замену и в наши дни. Пойди отыщи простой и честный полноприводный автомобиль по низкой цене и с феноменальной ремонтопригодностью! Советское производство не успевало обеспечить не только внутренний спрос — экспортные паркетники отрывали с руками, каждая вторая Lada 4×4 шла за кордон.

ВАЗ

Тамошние нивоводы объединялись в большие клубы, особой популярностью внедорожник пользуется до сих пор в Италии, Германии, Англии и даже Японии. А в горах Австрии в 1980-е наша «Нива» занимала до 99% парка внедорожников!

Кстати, комплектация экспортной продукции ВАЗа отличалась от того, что шло на местный рынок. К примеру, на «трешки» и «шестерки» ставили солидные бамперы с газонаполненными амортизаторами, по которым в Советах можно было запросто отличить реэкспортный автомобиль. Плюс на некоторых рынках на «Жигули» ставили литые диски, а крышу красили в контрастный цвет. Агрегатная линейка также отличалась. К примеру, помимо стандартных моторов экспортные ВАЗы комплектовались дизелями, были версии и с моновпрыском.

Западный тюнинг — отдельная песня. Если советский гражданин мог только налить тормозухи в фары и надеть «винные» колпачки на поводки дворников, то капиталисты подходили к процессу тюнинга куда основательнее. Самые крутые мелкосерийные переделки доставались «Ниве»: фургон, пикап, кабриолет и даже багги! Наш внедорожник и по сей день считается отличной базой для переделок, радикальных и не очень. В Германии, к примеру, сегодня существует несколько компаний, которые запросто превратят «Ниву» в снегоуборщик.

ВАЗ

А вот вам вопрос на засыпку: где производят современные ВАЗы? О’кей, про Тольятти все слышали, а еще? Вы будете смеяться, но наши «Лады» выпускают не только в России, есть еще пять производственных площадок. Ближайшая к нам — завод «Азия авто», где с 2003 года налажен конвейер полного цикла со сваркой, покраской и прочими пирогами. Плюс есть производство в Египте, Иордании и Уругвае, а еще строится завод в Иордании.

Сегодня отечественный автоэкспорт — жалкое зрелище по сравнению с тем, что было в прошлом веке. Доля европейского рынка, к примеру, упала до смешных 4%. Но при этом есть четкие лидеры продаж и откровенные лузеры. Как и много лет тому назад, локомотив автоэкспорта — Lada 4×4. Думаете, загнивающий Запад брезгует подобными драндулетами? Черта с два! Немцы, бритты, итальянцы... У нашей «Нивы» найдутся поклонники даже в Австралии. Сегодня русский джип можно купить, к примеру, в Германии за 11-12 тысяч евро, что даже слегка дороже Dacia Duster (от 10 тысяч евро).

На втором месте расположилась Granta — первый более-менее полноценный автомобиль за всю современную историю АвтоВАЗа. Германия, Франция, Чехия и даже Швейцария — этот седан категории low cost пусть и не раскупают, как «Нивы», но свой клиент у него есть. В чем, кстати, немалая заслуга ценообразования: в Германии за российскую четырехдверку просят от 7 тысяч евро. Столько же стоит у немцев хэтчбек Dacia Sandero, а за седан Dacia Logan во Франции берут от 7,8 тысячи евро (оба автомобиля Dacia продаются в России под брендом Renault).

Как ни странно, но замыкает тройку лидеров Lada Priora. Да-да, оказывается, помимо жителей южных регионов нашей бескрайней «Приору» потихоньку покупают и в Европе, а именно в Германии, Франции и странах Восточной Европы. Модельная линейка весьма широка: тут вам и универсал, и хэтч, и даже трехдверное купе. Цены весьма гуманные — за сомнительное удовольствие владеть «Ладой» вам придется выложить минимум 6,5 тысяч евро. В Египте с 2002 по 2008 год на заводе под Каиром было собрано 5 тысяч автомобилей (Lada 110 и Lada 2107). Производство пусть медленно, но растет: за весь 2012 год предприятие выпустило уже 3,5 тысячи автомобилей. В ближайшее время египтяне освоят производство Lada Granta.

Вот и выходит, что Lada вполне себе бренд с мировой, прости Господи, известностью. Не зря на него положили глаз Renault и Nisssan, которые вовсю пытаются отодрать качество от плинтуса и поднять его чуточку выше.

#ВАЗ
Никита Василенок