Журнал
В Москве новый асфальт поменяют на новый
День сурка

В Москве новый асфальт поменяют на новый

В Москве новый асфальт поменяют на новый

Московские дорожники объявили об открытии очередного «латательно-асфальтового» сезона. С 8 апреля в столице начнут заменять порядка 13 миллионов квадратных метров «старого» асфальта и бордюрных камней. Эксперты, правозащитники, блогеры и внесистемная оппозиция традиционно запричитали: «Зачем? За границей, вон, по 12 лет ничего не перекладывают, а у нас минимум раз в год, да зачастую хороший асфальт!» И действительно, поддается ли ремонт столичных дорог какому-либо объяснению и, что важнее, регулированию, или это хаотичный процесс, управляемый исключительно размерами откатов?

В мэрии успокаивают, мол, все идет по плану. В 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перейти с восьмилетнего на трехлетний цикл ремонта дорог из-за особых климатических условий. Московский асфальт, в отличие от того же канадского, говорят чиновники, не выдерживает до 60 циклов заморозков и оттепелей за зимний сезон, а Юрий Долгорукий — недальновидный градоначальник, что построил столицу именно тут. В микротрещины на асфальте попадает влага, которая впоследствии замерзает и разрывает структуру покрытия. Стало быть, там, где истек гарантийный срок, полотно полностью поменяют. И плевать, что оно визуально может быть без изъянов. Доктор сказал — в морг, значит, в морг. А для тех, кто считает, что участок будущего ремонта смог бы прослужить еще пару сезонов, в ГБУ «Автомобильные дороги» есть асфальтобетонная отговорка, мол, вы не эксперт, исследования не проводили. «Если асфальт ремонтируют — значит, это нужно», — заявил «Газете.Ru» глава пресс-службы комплекса городского хозяйства Москвы Игорь Пергаменщик.

Трещина в асфальте

Народ опять негодует: «Свеженькую дорогу ремонтируют, а в пяти метрах от нее щербатое полотно не трогали с прошлого века!» У дорожников и на это есть ответ. Во-первых, если раньше они практиковали так называемый «ямочный» ремонт, который обходился гораздо дешевле, то с недавних пор даже при малейшем дефекте меняют весь проблемный участок, будь он хоть трижды хорошим, а не ограничиваются латанием одной ямы. Спасибо увеличенному за последние несколько лет финансированию и постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2014 г. N 762-ПП. А во-вторых, что касается избирательности дорожников, то тут все зависит от категории ответственности. К примеру, крупные трассы находятся под контролем городского бюджета, а за внутриквартальные дороги отвечают районные власти. Несогласованность налицо, но это вопрос уже к бюрократической системе, а не к исполнителям.

Есть еще одна проблема. Согласно все тому же постановлению 762-ПП, на дорожном полотне, гарантийный срок которого вышел, сначала фрезой снимают верхний слой в 5 см, а затем укладывают новое покрытие, которое должно прослужить минимум три года. На деле из-за грубого несоблюдения технологического процесса и тотальной экономии подрядчиком на всем верхний слой нередко оказывается куда тоньше нормативных пяти сантиметров. Это приводит к тому, что фреза снимает не только собственно асфальт, но и часть подложки, тем самым снижая надежность будущего покрытия. Как итог — необходимость досрочного ремонта. Опять же, у каждого объекта есть дефектная ведомость, в которой фиксируется как текущее состояние дороги, так и ответственная за ремонт организация. Но нередко тендеры выигрывают фирмы-однодневки, которые попросту исчезают в лучшем случае после проведения ремонтных работ, так что и предъявить претензии не к кому. Власти подтверждают — проблема есть, но решения пока нет.

Укладка афальта

Каждый год ГБУ «Российские дороги» рапортует об использовании новой, более продвинутой асфальтобетонной смеси. И действительно, на портале mos.ru сообщается, что дорожники используют материалы с бОльшим запасом прочности, модифицированный битум с полимерами, что вкупе должно служить если не вечно, то хотя бы более одного года. А по факту каждую весну даже на продвинутом покрытии, уложенном год назад, мы наблюдаем огромные ямы и тектонические трещины. Не соблюдается банальная технология укладки — асфальт частенько закатывают в лужи. Из-за этого верхний слой покрытия не прилипает должным образом к основанию и через пару месяцев покрывается трещинами. Но у чиновников своя правда: «Сегодня согласно нормативам в дождь ремонтные работы не проводятся».

И вроде в теории все красиво. Ямочного ремонта давно уж нет, дороги глобально становятся лучше, несмотря на сложные климатические условия, строгий техрегламент, современные материалы и так далее. Но по факту свежий асфальт перекладывают несколько раз за сезон, а некоторые ямы живут годами, работы проводятся, несмотря на атмосферные осадки, лишь бы объект сдать. Но любой московский чиновник вам ответит не моргая: «Все по плану, все хорошо!»

Иван Белобородов