Журнал
Как и зачем в Shell защитили моторное масло от подделки
Доверяй и проверяй

Как и зачем в Shell защитили моторное масло от подделки

Как и зачем в Shell защитили моторное масло от подделки

Сотрудники одного из крупнейших в мире заводов компании Shell, расположенного в небольшом городке Торжке, что в Тверской области, уверяют нас, что самая масштабная подделка моторных масел происходит в головах россиян. Однако во время прогулки по вылизанным до блеска цехам я замечаю на бочках с маслом Shell Helix новые голографические наклейки, которые позволят безошибочно определить подлинность продукта. Зачем они и как это будет происходить? Сейчас узнаем.

Говорят, что при выборе места для строительства завода инвесторов привлек именно Торжок, так как оказался выгодным с точки зрения логистики: отсюда проще принимать компоненты (все они поступают железнодорожным транспортом через Финляндию) и легче отправлять готовую продукцию дистрибьюторам, львиная доля которых находится в центральной части России. Кроме того, городок оказался богатым на ценные кадры: более половины из 80 сотрудников, трудящихся на предприятии, — с высшим образованием, хотя каждый день они и все другие работники дуют через трубочку в алкотестер на проходной.

Завод компании Shell в Торжке

Снаружи стоят огромные резервуары. В одних плескается базовое масло без присадок, в других — готовая продукция. Дирекция гордится своим заводом: он молодой, зато самый современный. «На одном из старейших предприятий Shell в Европе установлен потоковый смеситель открытого типа, — рассказывает директор Константин Рубин. — Из-за того что некоторые присадки представляют собой твердые пласты, которые нужно измельчать, вокруг быстро появляется грязь и пыль. У нас же внедрен потоковый смеситель закрытого типа с ротором мощностью 300 кВт, который позволяет не только добиться чистоты, но и в разы ускоряет процесс смешивания компонентов». Внутри действительно образцовая чистота и порядок. Все процессы по изготовлению масла скрыты от глаз, жидкости «гуляют» по трубам, а сотрудникам остается лишь следить за давлением, температурой и другими показаниями приборов.

Завод компании Shell в Торжке. Цеха

Контроль качества осуществляется на каждом этапе изготовления. Полученное сырье проходит несколько процессов смешивания, где в базовое масло добавляются различные присадки. С открытия завода в октябре 2012 года никаких эксцессов не было. Самое страшное, что может произойти — в базовое масло может попасть неправильный объем какой-либо из присадок. На выходе готовое масло проверяется в лаборатории, и если выявляется косяк, то специалисты рассчитывают дозу недостающих присадок и добавляют в «бракованную» смесь, восстанавливая тем самым необходимые пропорции.

Завод компании Shell в Торжке. Лаборатория

При заводе есть тестовая лаборатория, которая задействована не только в отслеживании собственного производства: частенько к лаборантам приходят образцы неизвестных масел, конфискованных сотрудниками полиции в подпольных «разливочных». По словам Дениса Михайлова, менеджера по продуктам и сервисам Shell Helix, случаи подделок моторного масла в России происходят гораздо реже, чем об этом пишут в СМИ и судачат на форумах в интернете. Вот вам пример потребительской паники: нередко на канистрах линия дозатора выполнена не идеально ровно, и потребитель, увидев такое, бежит в Shell (если речь идет именно об этом масле) с криками «караул!», «обманули!», но в лаборатории выясняется, что масло подлинное, а проблемы подобного характера с упаковкой случаются. Есть разница между импортным и «российским» маслом. Горловина канистры масла, произведенной в Торжке, заклеена белой пленкой: таким образом обеспечивается сохранность упаковки при транспортировке в дальние регионы России. Горловина канистры с немецкого завода «открытая», там есть лишь уплотнительное кольцо, так как дороги в Европе считаются более ровными и дополнительная защита от протечек не требуется. У потребителя же все это вызывает сомнения.

Защитные голограммы масла Shell

Но в Shell нашли железобетонный выход: с марта 2016 года все бочки с моторным маслом объемом 209 литров будут оснащаться специальной защитой — хитрой голографической маркировкой. Помимо привычных голограмм у новой наклейки есть второй слой, под которым скрывается QR-код. Во-первых, склеив верхний слой, приклеить обратно его уже нельзя. Во-вторых, считав уникальный 16-значный код при помощи смартфона, можно проверить его на сайте ac.shell.com. И это еще не все. Если вы купили оригинальную бочку масла, то на сайте вам это подтвердят, но если вы решите проверить код второй раз — система сообщит, что код уже один раз проверялся. А на шестую проверку доступ к этому коду будет и вовсе заблокирован. То есть наклейку нельзя будет переклеить с одной бочки на другую!

Поддельное масло Shell

Что до нас, простых потребителей, то на литровых и четырехлитровых канистрах с маслом Shell мы увидим такую голограмму уже во второй половине 2016 года, когда на заводе в Торжке установят соответствующее оборудование для нанесения и регистрации маркировки. Ведь как обычно подделывают масло? Привозят самое дешевое и разливают его по канистрам разных производителей. Так, в конце 2015 года сотрудники полиции накрыли склад в подмосковной деревне Смирновка, где левое масло расфасовывали в канистры Shell, Mobil, Castrol, Total, BP и даже «родные» Toyota, Nissan, Ford, VW и BMW. По данным правоохранительных органов, канистры приходили с двух заводов в Белоруссии, этикетки делали где-то в России, а на подпольной фабрике площадью около трех тысяч квадратных метров работала полуавтоматическая линия розлива. Трудилось там полсотни человек, в основном без паспортов и знания русского языка. Покупатели такого масла, как всегда, велись на более низкую стоимость, чем у официальных дистрибьюторов.

Защитные голограммы масла Shell. Крупным планом

Голограммы на завод Shell будут приходить неактивированными, так что код начнет работать только после нанесения его на канистру. Это должно исключить возможность кражи кодов до их поступления в Торжок. Точно такую же систему уже опробовали в Китае, где потребители опасаются подделок не меньше русских. Китайцы остались довольны. Однако масло, которое поставляется к нам из Европы, такой маркировки по-прежнему не получит: в Европе у людей мозги меньше запудрены рассказами о подделках. Кстати, подобной степени защиты пока нет ни у одного крупного производителя моторных масел в мире. Как говорится, доверяй и проверяй.

Сергей Белоусов