Журнал
Проект ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»
«Белка» и… всё

Первый советский MPV, который не смог родиться…

Проект ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»

Компактный однообъемник в 1950-х? Ну что за прелестная чушь! Меж тем полвека назад в Союзе действительно задумались над небольшим пузатым автомобильчиком для народа. Баламутил воду Юрий Долматовский, человек с десятком талантов. Выдающийся журналист, талантливый дизайнер и художник — его давно привлекала идея компактного автомобиля-вагончика. Схема, при которой на небольшом пространстве чудесным образом размещались силовой агрегат и узлы, пассажиры и багаж, представлялась Юрию Ароновичу более чем богатой на открытия. Со свойственными ему от природы вниманием к деталям и тягой к точности он фантастически точно рисовал малолитражный автомобиль, способный найти себе место в любой ситуации.

Мысль о прямом аналоге современных MPV, надо отметить, развивалась последовательно и с остановками, но все равно оставалась перспективной и свежей. Отталкиваясь от зарубежного опыта (в первую очередь Германии и США) и руководствуясь знаниями, полученными до Великой Отечественной Войны при конструировании пассажирского транспорта на ЗИСе, Долматовский делал ставку на автобусную компоновку машины с задним расположением мотора. При такой схеме водитель сильно смещен вперед, к передним колесам, и таким образом посередине образовывается место для третьего ряда кресел. Превосходно даже на пальцах!

Проект ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»

Опыты в начале 1950-х с концептом НАМИ-013 («вагоне» с мотором от «Победы») принесли первые результаты: трехрядный легковой минивагон классно рулился и хвастал завидным комфортом. К сожалению, серийного выпуска прототипу НАМИ было не видать, однако уже спустя четыре года, в 1955-м, Юрию Долматовскому выпал шанс применить свои знания в куда более интересном проекте.

Задача исходила свыше: вдохновленное успехом фольксвагеновского «Жука» советское руководство поручило НАМИ, куда входил Долматовский, разработать отечественный компакт, доступный массовому потребителю. Стоило ли сомневаться, что в ход первым же делом пойдет горячо любимая автором вагонная компоновка?

К проекту совместной группы конструкторов был подключен переброшенный на Урал (в Ирбит) мотоциклетный завод, известный в Союзе и за рубежом производитель тяжелых мотоциклов М-72. И уже через полгода совместными усилиями на свет появилась маленькая «Белка» — легковой вагончик-микролитражка ИМЗ-НАМИ А50 длиной три с небольшим метра, с колесами от мотороллера и задним расположением мотора. Силовой агрегат «Белки» был оппозитным, воздушно охлаждаемым — в ИМЗ модернизировали собственный 23-сильный 750-кубовый четырехтактник от М-72. А конструкция откидной передней двери с шарнирами рулевой рейки во многом копировала схему, реализованную на мотоколяске Isetta (позже получившую прозвища «гроб на колесах» и «кувшин с йогуртом»).

Проект ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»

«Скороспелость» проекта, реализованного всего за полгода, практически ни в чем себя не выдавала. Прототип «Белки» был действительно передовым и оригинальным. Так, для входа на задний ряд (водитель и передний пассажир забирались внутрь через откидную «мордочку») использовалась единственная боковая дверь справа, а салонное пространство было тщательно оптимизировано.

Ходовые испытания были признаны успешными, и уже спустя зиму тандем ИМЗ-НАМИ выдает свой второй проект — упрощенную и облегченную с 640 до 570 кг «Белку» с открытым кузовом. Этакий советский Citroen Mehari для сельской местности, без дверей и жесткой крыши (взамен был предложен натяжной тент). Комиссии, куда входил сам Никита Хрущев, перспективный проект понравился. Одобрение было получено, и, казалось бы, не было причин сомневаться в том, что машинка, появлению которой способствовало само время, таки отправится в серию. Предполагалось, что Ирбитский завод сможет сходу освоить выпуск 20 тысяч «Белок» в год, однако...

Проект ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»

В общем, следом посыпались фэйлы. Как ни крути, а техническая составляющая оказалась слабым звеном, которое и начало предательски разваливать всю стройную цепочку. Перегрев воздушного оппозитника — то самое нелюбимое из чудес, которое всегда случается с обладателями мотоциклов М-72 (а позже и «Уралов»). А что говорить, когда мотор упрятан в кузов со слабой вентиляцией? Следом обнаружились проблемы в подвеске и приводах, бросившие тень на надежность конструкции, а в довершение всего сам завод, готовившийся выпускать автомобиль, заявил, что попросту не осилит столько «Белок». Двадцать тысяч единиц в год, которые Министерство автомобильной промышленности считало лишь стартом для «массового автомобиля», для неподготовленного под такие масштабы предприятия фактически означали предел.

Какой там «Жук»? Однообъемная «Белка» была обречена. К глубокому сожалению (в первую очередь людей, ее создавших), проект не потянули, уж больно высоки оказались ставки. Массовым в Союзе в итоге стал совершенно другой, абсолютно иной и в корне отличающийся от забавной уральско-московской «Белки» автомобиль. Знаете, как его зовут?

Иван Белобородов