Журнал
Что такое «опасное вождение», ответственность за опасное вождение?
Давайте жить дружно

Разбираемся в новом термине «опасное вождение»

Что такое «опасное вождение», ответственность за опасное вождение?

В аптеках без рецепта отпускаются несколько видов лекарств, успокаивающих нервную систему и не оказывающих влияние на управление транспортным средством. Они скоро понадобятся всем, кто практикует агрессивную езду, ненавидит окружающих автомобилистов и иногда позволяет себе дерзкие выходки на дорогах, а может, и всем остальным водителям. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление № 477 о внесении изменений в Правила дорожного движения (ПДД), вводящих термин «опасное вождение». Что будет и как дальше жить?

Для начала немного официоза. «Опасным вождением» ПДД будут называть:

— невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
— перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
— несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
— несоблюдение бокового интервала, резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствование обгону.

Однако есть и важная ремарка: все вышеуказанные действия должны караться только в том случае, если создали «угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». По сути в любом случае, если так захочется сотруднику ГИБДД.

Господа, вернись мы с такими трактовками в 1990-е, за проезд от дома до работы с нас бы ежедневно брали дань за то самое «опасное вождение». Кстати, размер штрафа еще не определен, в СМИ ходят слухи, что он превысит 5 000 рублей, а главный полицейский Москвы Анатолий Якунин на днях предложил сажать в тюрьму «опасных водителей». Не сразу, а за повторное совершение данного вида нарушения в течение года. То есть вы поняли: за «несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства» — на нары.

Надо отдать должное правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которая идет в ногу со временем и автомобильным сообществом: она создала специальный сайт, посвященный опасному вождению, где четко, по-пацански, с применением видеохостинга Youtube, расписало основные виды этого нарушения. Итак, «опасное вождение» на автомобильной фене, или на автомобильном арго, если вы предпочитаете смузи по утрам:

Шашки

Всем знакомая ситуация, когда автомобиль совершает частые перестроения на несильно загруженной дороге (в пробках и на пустых дорогах «шашки» просто не получатся). Это нарушение будут засчитывать только в том случае, если водитель не собирался поворачивать в какую-либо сторону, разворачиваться, останавливаться или объезжать препятствие. Как видим, поворот из крайнего левого ряда через три-четыре попутных полосы движения сюда не входит, хотя опасность такой маневр создает еще большую, чем сами «шашки».

Нервяки

«Нервяки» вызовут еще больше споров. По идее, это правило было давно закреплено в ПДД под пунктом 8.4: при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, а при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) есть статья 12.14, а в ней пункт 3: невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за что предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Вот вам и вилы, и будущие споры с полицией и в судах. А ну как вы создали угрозу гибели или ранения людей и прочие условия для «опасного вождения»?!

Торопыги

«Торопыги» — будто слово из советского мультфильма, но в вопросах соблюдения ПДД — козырь в руках сотрудников ГИБДД. Пункт 9.10 описывает эту ситуацию: водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. Обычно штраф за несоблюдение дистанции водители получали во время оформления ДТП, но в скором времени смогут схлопотать и без столкновения. Опять же, моргать, прижимать, выдавливать из левого ряда можно, лишь бы это не создало угрозу гибели или ранения людей. Кто и как будет фиксировать и констатировать эту угрозу — вопрос все еще открытый.

Грядки

Судя по видео, «грядки» чаще всего исполняют мотоциклисты. Ох уж эти безрассудные «хрустики», вечно не соблюдающие боковой интервал. Как им иначе двигаться? Гуськом вместе с машинами? Тогда какой смысл в мотоцикле? Автомобилисты тоже могут: например, проехав между двумя машинами, движущимися в соседних рядах. Так что будьте бдительны и следите за разметкой: шаг влево, шаг вправо может быть приравнен к «опасному вождению».

Воспитатели

Эти знакомы многим: не пропустил, едешь медленно, подрезал — получи резкое торможение перед своим «носом». Нередко такие меры приводят к столкновениям, а также к возникновению «шашек», «нервяков» и прочих пакостей. Кстати, это одно из немногих действий, которое можно хоть как-то доказать и обосновать, хотя и тут споров не избежать.

Упертый

Препятствие обгону также зафиксировано в ПДД. Пункт 11.3 гласит: водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями, однако никакого штрафа за это пока не существует. Скоро все изменится.

Как у них?

Понятие опасного или агрессивного вождения широко распространено в странах, которые принято называть цивилизованными. Этот термин создан для идеального мира, в котором нет коррупции, в котором полиция стремится предотвратить нарушения, а не покарать за них, в котором права человека не пустое слово. Вот и наш премьер Медведев отметил: «Запрет на опасное движение не должен, конечно, быть поводом для злоупотреблений в отношении добросовестных водителей, именно поэтому мы довольно долго обсуждали саму формулировку так, чтобы никаких двусмысленностей в определении термина „опасное вождение“ не было».

В США Национальное управление по безопасности дорожного движения (NHTSA) определяет «опасное вождение» как управление транспортным средством любым способом, который ставит под угрозу или представляет опасность людям или имуществу. В частности под это определение попадают нарушения скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, агрессивный обгон или перестроение, не предоставление преимущества автомобилям спецслужб, проезд без остановки или замедления зон, прилегающих к учебным заведениям, несоблюдение дистанции и другие опасные маневры. Однако наказание за него введено только в 11 штатах из 50 и доходит до тысячи долларов, а в некоторых случаях карается тюремным сроком до 90 дней. Есть и такие штаты, которые в определенных ситуациях признают автомобиль опасным орудием, что может привести к штрафу до 10 тысяч долларов и тюремному сроку до четырех лет.

В Великобритании лицо признается виновным в «опасном вождении», если манера его езды не соответствует уровню компетентного водителя и представляет опасность для окружающих. Наказание устанавливает суд — либо денежный штраф, либо лишение свободы сроком до двух лет. Однако право управление транспортным средством водитель в любом случае потеряет, а вернуть его сможет, только пересдав экзамен.

Согласно некоторым исследованиям, немцы признаны наиболее агрессивными водителями в Европе. Понимаем: автобаны и все такое. Наказание за агрессивное вождение там не такое суровое, как в двух вышеупомянутых странах: 250 евро штрафа и лишение прав на три месяца. Расценивает поведение водителя на дороге исключительно полиция.

Двойной удар

Борьба с невежеством на дорогах России, похоже, не ограничится лишь опасным вождением. Так, распоряжением правительства № 1033-р на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект об установлении повышенной административной ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения. В КоАП предложено вписать дополнительную статью 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Она будет содержать список нарушений, которые, по мнению руководства страны, являются основными причинами аварий. Водителя, который три и более раз привлекался к ответственности за эти нарушения, будут лишать прав на 1-1,5 года, а лиц, не имеющих водительского удостоверения, штрафовать на 10-30 тысяч рублей. При этом штрафы, наложенные при помощи видеокамер, в списке грехов предлагают не учитывать. Они, мол, только денежные.

Что ж, тиски сжимаются, и чтобы в них не попасть, всего-то нужно ездить спокойно и стараться не нарушать ПДД. Запасайтесь успокоительными.

Сергей Белоусов