Журнал
Приборная панель 2017 Ford F-150
10+

Зачем современным автоматическим трансмиссиям столько… передач?

Приборная панель 2017 Ford F-150

Десять передач. Слабовато для кабельного телевидения, а вот для современных автомобильных коробок уже попахивает перебором. Или нет? В Ford, например, не считают многоступенчатые коробки чем-то избыточным, массивным и бесполезным, а анонсированную коробку с десятью (!) передачами для нового F-150 (самого популярного в США автомобиля, между прочим) называют инновацией и шагом вперед. Не отстает, а даже опережает своих соплеменников из-за океана Chevrolet, еще раньше вкорячивший АКП10 в спорткар Camaro ZL1. В чем именно прелесть таких трансмиссий, если вы не водитель КамАЗа?

К чему усложнять?

Да, первые коробки для ДВС, в том числе автоматические, имели лишь две передние передачи. Разогнался, переключился — поехал быстрее и тише. Но скорости с тех пор изменились. Как и дороги, поток, стиль езды, экологические требования и претензии к расходу и качеству хода в целом. Короче, изменилось почти все, и в этом новом мире старым малоступенчатым коробкам уже попросту нет места. Забудьте двуступенчатые «гидроматики» на старых Cadillac — сегодня даже Renault Duster c четырехступенчатым «автоматом» кажется отставшим от мира, примерно как Windows XP от его 10-й версии.

В чем проблема таких коробок? Представим себе две лестницы на второй этаж. В одной из них десять ступенек, в другой — всего три. Поднимаясь по второй, мы проделаем меньше движений, но преодоление каждой такой метровой ступеньки будет вызывать у нас одышку и злость. А как насчет спуститься, а потом снова подняться наверх? В этом и есть грубая суть перехода на многоступенчатые трансмиссии. Передавать крутящий момент мотора, не разрывая его переключениями — одна из современных задач, которая приведет и к снижению расхода, и к улучшению комфорта езды, когда передачи листаются с шелестом томика Донцовой, а не с тяжестью «Кодекса Гигас».

Еще причины? Штука-то недешевая

Верно, с точки зрения стоимости девяти- и десятиступенчатые коробки для легковых автомобилей далеко не эквивалент компактным DSG (хотя Volkswagen уже объявил о разработке DSG10). Однако есть кое-что, что делает их внедрение весьма выгодным. В спокойном режиме езды автомобиль, оснащенный многоступенчатой (давайте уже от восьми и выше) коробкой, будет чаще работать на высших передачах и оптимальных оборотах, экономя топливо (ценный ресурс) и снижая шум с выбросами (ценные цифры). Ну, и еще более незаметный момент — адаптивность коробки. Сделать «умным», то есть умеющим подстраиваться под манеру езды «автомат» проще, когда в нем больше возможностей для смены режимов. Читай больше передач.

10-ступенчатый «автомат» 2017 Ford F-150

Ок, но зачем столько передач, если весь мир ездит на шести?

Не весь мир, кстати. Если у вас тот же Duster или Datsun mi-DO, то вы ездите на четырех (мы про «автоматы») и, вполне возможно, свыклись с медлительностью, суетой и шумом. Ну а если вы дальнобойщик, то знаете, что такое «низкие-высокие», и научились командовать кучей шестеренок. Однако сейчас мы не о большегрузах.

Действительно, большинство современных коробок передач — что механических, что автоматических — как правило, шестиступенчатые. Технически удобная цифра, на которой вполне можно остановиться и заняться мелкими настройками систем, механизмов и софта в желании улучшить конструкцию. Неплохой и относительно экономичный вариант для производителя вполне доступен потребителю.

9-ступенчатый «автомат» Jeep Cherokee сыграл с ним злую шутку: запуск модели несколько раз откладывался из-за того, что инженерам никак не удавалось правильно настроить софт АКП и заставить трансмиссию работать плавноОднако сейчас целый ряд автопроизводителей использует восьми- и девятиступенчатые трансмиссии с более широким диапазоном. Среди них Lexus, Audi, Land Rover, BMW, Mercedes-Benz... Jeep и Chevrolet (скоро АКП10 появится у российского Tahoe). Несложно заметить, что речь в большинстве своем идет о комфортных автомобилях бизнес- и премиум-класса. Как думаете, какие требования предъявляют клиенты к подобным машинам? Грубо говоря, чтобы было тихо, мягко, продвинуто и надежно. Дешево и компактно — пока не про этот сегмент, хотя, как известно, прогресс и массовость в конце концов сделают эти трансмиссии доступными и для бюджетных машин.

И что дальше? Есть предел передачам?

Пока с маркетинговой и логической точек зрения он вполне определен: десять передач для «автомата» и семь для «ручки», во имя простоты механических переключений (привет, Porsche 911). Все остальное для легкового мира — пока перебор или желание продемонстрировать лидерство. Тот же Ford, впрочем, представляя десятиступенчатую коробку для нового F-150, уже владеет патентами на трансмиссию с 11 ступенями.

Девять, десять, одиннадцать... Почему не сделать сразу 30 и не закрыть вопрос?

А почему бы сразу не выпустить iPhone 22S? Серьезно. Миру технологий свойственно развитие и присущи маленькие победы, вот в чем дело. А если совсем серьезно, то трансмиссия с таким внушительным количеством передач на данном этапе в лобовую столкнется с проблемой общей массы узла. Не секрет, что современные многоступенчатые коробки сделаны из более легких материалов и теоретически сопоставимы по весу со старыми или даже легче их, несмотря на большее число деталей. Добавить в это сочетание еще больше элементов разом значит утяжелить конструкцию, что опосредованно скажется на экономичности мотора и выведет из уравнения этот важный плюс. Автопроизводители сейчас, словно наркоманы, воюют за каждый лишний грамм... массы своих машин: почитайте о любой новинке — эта сократила столько-то, эта столько-то. Выход один — ждать развития технологий и прорыва в материалах. Это если хочется сразить рынок числом передач. Но важен ли сейчас столь сильный скачок в количестве, если качественно в коробках для разгона нужны лишь первая половина их передач, в то время как высшие по сути просто экономят топливо?

10-ступенчатый «автомат» Chevrolet Camaro ZL1

А если меньше?

Увы, но применительно к машинам с ДВС коробка с небольшим числом фиксированных передач скорее вымысел, чем возможная правда ближайшего будущего. И точка. Те же электрокары вроде Tesla Model S или BMW i3 спокойно обходятся двух- и даже одноступенчатыми трансмиссиями. Но это совсем другая история, которая, кстати, тоже идет по пути увеличения числа передач до трех-четырех и выше... Что же до абсолюта, то году так к 2020, когда автомобильный мир окончательно скатится к экологической сознательности, мы вполне можем распробовать гибридную коробку передач с электромоторчиком и управляющим софтом, многократно умнее нынешнего. В общем, не переключайтесь.

Иван Белобородов