Журнал
Лада Тарзан
Редкий покемон

Вспоминаем все редкие и не очень ВАЗы

Лада Тарзан

Пока в Тольятти полным ходом идет гульбарий в честь 50-летия АвтоВАЗа, мы решили покопаться в истории именинника и отыскали для вас десятку редких (и редкие «десятки» тоже) моделей, о которых вы, может, даже и не слышали.

Lada Natacha

Lada Natacha

Ну, про эту красотку вы наверняка слышали, а кто постарше — мог и живьем видеть. Все было у АвтоВАЗа, но вот кабриолета — увы. Идея постройки красивой в своей простоте, элегантной, что редкость для всего советского, и уникальной Lada в конце 1980-х пришла в голову... бельгийцам! Да-да, тамошнее небольшое тюнинг-ателье решило собирать «открывашки» на базе обычной «восьмерки» и весьма неплохо поднялось на этом. Еще бы, «Наташа» продавались в Турции, Египте, Греции и Югославии. Нередко диковинные «восьмерки» добирались до Советского Союза, но официально модель у нас не продавалась. В начале 1990-х кабриолеты реэкспортировали к нам из Европы, реже из Турции. Побывавшая в употреблении «Наташа» обходилась здесь по цене новой «восьмерки», но разве это могло смутить настоящего поклонника красоты автомобильной!?

ВАЗ-2101 с роторным двигателем

ВАЗ-2101

С виду обычная «копейка» могла задать жару практически любой иномарке тех лет. Шутка ли, под капотом у нее стоял не простой агрегат, а роторно-поршневой, с семью десятками лошадиных сил, неимоверной тягой и отменным баритоном. Конечно, эти «дикие» копейки в 1970-е использовали преимущественно чекисты, простому люду такие аппараты были недоступны. И только в конце 1990-х роторные движки производства специального конструкторского бюро АвтоВАЗа попали в руки частникам. Ими оснащали «восьмерки» и «девятки», они разгонялись до «сотни» за 8,5 секунд (!), а максималку так никто и не умудрился померить — автомобиль с РПД еще долго разгонялся после крайней отметки на спидометре в 180 км/ч.

Увы, но до массового производства роторных моторов на АвтоВАЗе так и не доросло. Все уперлось в крайне малый ресурс (редкий агрегат проезжал 50-60 тыс. км), большой расход топлива (около 11-13 литров на 100 км) и постоянный жор масла.

ВАЗ-21109 «Консул»

ВАЗ-21109

Не желаете ли отечественного лимузина отведать? Как это — невозможно!? Очень даже возможно! В конце 1990-х тольяттинцы решили предложить что-нибудь этакое для лихих братков, пускающих слюни от подобной техники, и выкатили страшный, как ураган в Люберцах, лимузин. Он отличался от обычной «десятки» удлиненным на 700 мм кузовом, двигателем от ВАЗ-2112, антиблокировочной системой, литыми дисками и даже парой подушек безопасности. Сзади на кожаном диване могли усесться только двое седоков, так как между ними стоял настоящий бар с холодильником. Еще там был видик с телевизором и климат-контроль, а от водителя можно было отгородиться звуконепроницаемой перегородкой. Это вам не шпану по дворам гонять!

ВАЗ-2120 «Надежда»

ВАЗ-2120

Полным антиподом «вазовского» лимузина был классический семейный однообъемник. Идея сама по себе гениальная: полноприводная платформа от длинной «Нивы», семь посадочных мест и здоровенный багажник. В Тольятти на «Надежду» возлагали большие надежды: хотели строить из нее фургоны, пикапы, «офисы на колесах» и даже моноприводные версии. Но что-то пошло не так, и продажи оказались ниже кардана: за восемь лет выпуска тираж ВАЗ-2120 не превысил 8 000 машин.

ВАЗ-21106 GTI 2,0 16V

ВАЗ-21106 GTI 2,0 16V

Что из названия вам не понятно? Что эта «десятка» валила, будьте-нате? Или что ее хотели все четкие пацаны спальных районов? Да что там — это была одна из самых крутых с точки зрения технических характеристик тачка Made in Togliatti. Судите сами: «опелевский» 2,0-литровый мотор в 150 л.с. и с 198 Нм тяги, заводской боди-кит, расширенная на 76 мм колея и гидроусилитель. Да, всем этим сегодня не удивишь даже дворовых собак, но тогда, в конце 1990-х, 9,5 секунд до 100 км/ч и 205 км/ч максимальной скорости были мантрой!

ВАЗ-21055 дизель

ВАЗ-21055 дизель

Но не все парни желали жечь бензин и резину: те, что попрактичнее, хотели б чего поэкономнее. Для них АвтоВАЗ выпустил «пятерку» с дизельным 53-сильным мотором производства «Барнаултрансмаш». Причем на «классику» не только поставили новый мотор, но и усовершенствовали систему охлаждения, установив высокопроизводительный радиатор и оригинальный вентилятор, плюс оборудовали генератором с увеличенной мощностью. Как тогда говорили в Тольятти, автомобиль с этим дизелем не уступал по динамическим характеристикам обычной «пятерке», при этом средний расход не превышал 5,7 литров на «сотню». Увы, в наших краях агрегат с заводским индексом ВАЗ-341 так и не прижился, зато экспортные «Жигули» с дизельным движком расхватывали, аж за ушами трещало.

ВАЗ-212180 «Фора»

ВАЗ-212180

В 1996 году спецы дочернего предприятия АвтоВАЗа, фирмы «ПСА БРОНТО», решили выпустить «Ниву». Но не простую, а очень даже крутую, за которой велась настоящая охота из-за ее малого объема производства. Глубокий тюнинг придворного ателье предполагал увеличенный на 300 мм кузов (150 мм шло на увеличение пространства в ногах задних пассажиров, еще 150 мм — сдвигало задние колесные арки назад), пластиковую надстройку крыши и более комфортабельный задний диван от «восьмерки». За доплату можно было приобрести дополнительный обвес кузова, гидроусилитель и даже кондиционер. Мотор не трогали — в базе шел 1,7-литровый агрегат с карбюратором, а позже на движок ставили впрыск.

Lada "Тарзан«

Lada

Кому там не по вкусу обычная «Нива»!? Вот вам «Тарзан»! Диковинный внедорожник (именно внедорожник!) в 1997 году выпустили АвтоВАЗ и дизайнерская компания Decon. Это был компот из классической «Нивы» и «девятки», причем автомобиль имел раму, которой так не хватало «жигулевскому» кроссоверу. Кузов крепился к раме через специальные резиновые подушки, а чтобы скрыть эти места стыка, инженеры сделали из пластика специальные расширители арок, порогов и новые бамперы. Во время премьеры «Тарзана» за ним выстроилась огромная очередь, но достался он, увы, не всем — общее количество произведенных внедорожников не превысило нескольких сотен.

ВАЗ-2323 пикап

ВАЗ-2323 пикап

Задумка сама по себе отменная. Пикап для частных предпринимателей и фермеров, построенный на базе «Шнивы». Полный привод, клиренс достойный — тут все как у обычной Chevy Niva. А еще грузовая платформа длиной 1 600 мм и шириной 1 580 мм. Но увы, в серийное производство этот пикап не пошел. Во-первых, пикапы у АвтоВАЗа на тот момент уже были — построенные на базе удлиненного ВАЗ-2132. А во-вторых, эти самые «крокодилы» были и практичнее (посадочных мест-то пять!), и дешевле. Так что «Шнива»-пикап так в крупную серию и не пошел...

ВАЗ-2102Э

ВАЗ-2102Э

Что такого в этом универсале 1979 года? Да то, что это электромобиль! Да-да, задолго до бьющихся Tesla мастерами АвтоВАЗа была выпущена целая серия этих «электричек». Автомобиль приводился в движение электромотором мощностью 25 кВт (около 35 л.с.), который питался от блока никель-цинковых батарей весом 380 кг. Запас хода составлял приличные даже по нынешним меркам 130 км, а предельная скорость равнялась 87 км/ч. Часть опытной серии использовалась в почте города Тольятти, несколько машин трудились на службе пищеблока АвтоВАЗа, остальные были отправлены на Украину. Из-за сложности в эксплуатации и отсутствия какой-либо инфраструктуры проект в массовое производство так и не пошел. Лишь спустя тридцать с лишним лет АвтоВАЗ вернулся к идее электромобиля и выпустил ElLada. Но и она пока штучный продукт...

Как ни странно, но до наших дней дожили несколько экземпляров аутентичного ВАЗ-2102Э, правда, под капотом у них уже обычные карбюраторные движки и ни намека на нулевые выбросы СО2.

Иван Белобородов