Журнал
Техника воздушно-десантных войск России и других стран
Не фонтаном единым

На чем ездит воздушный десант России и других стран

Техника воздушно-десантных войск России и других стран

Пока в некоторых городах России решили от греха подальше отключить все фонтаны, дабы не провоцировать традиционное купание отмечающих день ВДВ спецназовцев, мы решили вспомнить, на чем в зоне боевых действий перемещается элита российской армии. А заодно посмотреть, что стоит на вооружении у десантуры за рубежом.

БМД-4

Техника воздушно-десантных войск России и других стран

Конечно, самым главным транспортом ВДВ по праву считается четвертое поколение «боевой машины десанта». Чего только она не делает: мобильность личного состава обеспечивает, огнем на поле боя прикрывает, авиадесантируется парашютным способом, а еще гоняет по пересеченной местности и даже плавает. Противопульная броня бережет экипаж из трех человек и пятерых десантников. Теоретически сбрасывание можно производить сразу с экипажем — БМД-4 на это рассчитана. Но на практике этот метод не применяется, и машина спускается с самолета отдельно от людей.

ГАЗ-2975 "Тигр«

Техника воздушно-десантных войск России и других стран

Вы будете смеяться, но изначально «Тигр» проектировали хоть и наши спецы, но не для российской армии. Его делали по заказу короля Иордании Абдулы II, который, по слухам, отслюнявил за изготовление опытного образца около 60 млн долларов. Но это не все. Абдуле готовая машина понравилась, но контракт на производство этот жук так и не заключил, а спустя некоторое время копия нашего «Тигра» сошла с конвейера — где? Правильно, в Иордании.

Наши, конечно, у виска покрутили, но не выбрасывать же все наработки, тем паче что за них уже заплатили! В общем, с начала 2000-х несколько экземпляров поступило на службу к СОБРу, а позднее им заинтересовались и в Минобороны.

Еще бы не заинтересоваться: в него влезает до 11 десантников и пара членов экипажа, он вооружен 30-миллиметровой АГС-30, плюс внедорожник имеет 3-й класс баллистической защиты.

Семейство бронеавтомобилей «Тайфун»

Техника воздушно-десантных войск России и других стран

Эти штуковины выпускает КамАЗ и Уральский автозавод. Они совсем недавно приняты на вооружение десантурой и предназначены для перевозки как личного состава, так и крупных систем вооружения. В принципе, платформа «Тайфуна» предполагает установку чуть ли не безграничного числа надстроек: от экскаватора до артиллерийской ситемы.

По части защиты у грузовика полный порядок. Четвертый уровень баллистической защиты, днище с противоминной броней, кресла оборудованы системой поглощения ударной волны и так далее...

HMMWV

Техника воздушно-десантных войск России и других стран

А вот и американский транспорт — «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство», стоящее на вооружении тамошних десантников. Не автомобиль — легенда военно-промышленного комплекса, производится с 1985 года. И, кстати, «Хаммером» его называть некорректно — под этим брендом мелкой серией выпускается гражданский вариант «Хамви». Что примечательно: когда он попал на вооружение, то заменил не только крупные внедорожники, но и сразу несколько грузовиков.

Кстати, вопреки легендам и прочим сказкам «Хамви» не идеален. В частности, из него получается далеко не лучший бронеавтомобиль. Именно по этой причине американцы планируют поменять его на более защищенные L-ATV. Однако «Хамви» полностью не спишут со счетов. К примеру, пара американских компаний разработала проект модернизации внедорожника. Спецы планируют вместо 6,2-литрового дизеля GM поставить более современный агрегат, усилить броню и повысить его внедорожные качества. Да-да, со всей амуницией «Хамви» запросто садится на брюхо...

Oshkosh L-ATV

Техника воздушно-десантных войск России и других стран

А вот и преемник — армейский вездеход, предназначенный на замену HMMWV. Этот уже никуда не сядет, защищен по самые «не балуй», а мотор тут стоит 300-сильный V8 объемом 6,6 литров. Новобранец уже успел поучаствовать в боевых действиях в Йемене, правда, не в штате США, а будучи на вооружении войск Саудовской Аравии.

ZBD2000

Техника воздушно-десантных войск России и других стран

У народно-освободительной армии Китая свои игрушки. Вот, к примеру, местный аналог нашей БМД-2. Как говорят сами китайцы, у этой машины небывалая скорость передвижения по воде — до 45 км/ч, что для подобного транспорта редкость. Такую маневренность обеспечивает ZBD2000 легкий вес. Но без недостатков никуда: вес-то маленький, а броня!? Она защищает экипаж только от легких осколков и пуль мелкого калибра. Увы, но будь она тяжелее, о десантировании с парашютом можно было бы позабыть.

Что касается вооружения, то тут стоит копия американской 25-миллиметровой пушки Bushmaster, спаренная с пулеметом, и противотанковый ракетный комплекс «Красная стрела» с пусковой установкой на крыше башни. Кстати, тоже аналог российского оружия.

FAV

Техника воздушно-десантных войск России и других стран

Багги стоят на вооружении армий многих стран, но мы решили остановиться на китайском варианте. Аббревиатура расшифровывается как Fast Atack Vehicle (автомобиль для быстрых атак). Если сравнивать его с обычным внедорожником, то FAV гораздо маневреннее, быстрее и умеет таскать куда больше груза. Конечно, отсутствие какой-либо защищенности делает экипаж очень уязвимым, но нередки случаи, когда вот такая техническая прыть оказывалась куда лучше, чем у тяжеленных внедорожников.

За основу китайского FAV взят гражданский Beijin 2020 с не самыми лучшими характеристиками. Под капотом стоит 2,5-литровый мотор в 75 сил, коробка передач механическая, 3-ступенчатая, зато полностью независимая подвеска, заднее расположение мотора и дорожный просвет в 320 мм. Атаковать и смыться...

В российской армии от использования багги отказались. Были пилотные проекты, но руководство ведомства пришло к выводу, что у нас не так много мест с подходящим климатом для использования багги.

Иван Белобородов