Журнал
ЯМЗ отметил столетний юбилей
Время собирать моторы

Ярославский завод, один из столпов отечественного моторостроения, отметил столетний юбилей

ЯМЗ отметил столетний юбилей

Созданный для обслуживания фронтов Первой Мировой, ЯМЗ пережил столько эпох и правителей, что впору считать его памятником и создать на территории исторический заповедник. Сегодня предприятие, вошедшее в состав «Группы ГАЗ», состоит из производства топливных систем и компонентов АО «ЯЗДА» и трех заводов, проектная мощность которых превышает сто тысяч двигателей в год.

Владимир Лебедев, обозреватель санкт-петербургского журнала «Автомобиль», заядлый путешественник и большой ценитель ранней авиации, создавал мануфактуру по госпрограмме (да-да, в 1916 такие уже существовали), но так и не успел насладиться детищем — до революции 1917 предприятие толком не заработало. Возникшая из пламени Страна Советов остро нуждалась в автомобилях, и на фундаменте лебедевских цехов возник Ярославский государственный автомобильный завод №3.

ЯМЗ отметил столетний юбилей
 Автомобиль Я-3 первой отечественной конструкции, выпускался с 1925 по 1928 гг.

Первенцем завода со смешным названием ЯГАЗ стал грузовик Я-3. Автомобиль, выпущенный в 1925 году, комплектовали силовой установкой от АМО Ф-15, выдающей юмористические по нынешним временам характеристики: 35 лошадиных сил при объеме в 4,4 литра и расходе 40 литров на 100 км. Движок был настолько слаб, что при полной загрузке «трехтонка» могла разогнаться лишь до 30 км/ч. Но мощных моторов в СССР тогда не делали. Грузовик следующего поколения, Я-4, получил в подкапотное пространство «мерседесовский» двигатель, который разгонял машину до приемлемых 45 км/ч при четырех тоннах груза на борту.

ЯМЗ отметил столетний юбилей
Первый тяжелый грузовик в СССР Я-4, 1928 г.

Немецкий двигатель очень скоро проиграл конкурентную борьбу «американцу»: уже в 1929-м на грузовики ЯГАЗ начали устанавливать моторы Hercules, выдающие без малого 93 лошадиные силы. Мотор был хорош, но было очевидно, что Советскому Союзу все-таки необходим был собственный тяжелый двигатель. И в Ярославле снова начали строить грузовики с агрегатом АМО под капотом.

ЯМЗ отметил столетний юбилей
Первый отечественный дизель-мотор КОДЖУ и его создатели, 1933

Чего только не повидали стены завода: разнообразная коммерческая техника, от «поливалок» до самосвалов, троллейбусы… Кстати, легендарный двухэтажный «рогатый», вмещавший до сотни пассажиров и возивший москвичей до начала 50-х, тоже сделали в Ярославле.

ЯМЗ отметил столетний юбилей
Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, выпущено 10 штук, 1938 г.

А потом началась война. Многие перспективные и интересные инженерные решения, готовые проекты — все это оказалось под сукном. Фронтам Великой Отечественной потребовалась совсем другая продукция, и на заводе начали выпускать артиллерийские тягачи Я-12, оснащенные мощными 110-сильными американскими моторами General Motors. Так в Ярославле началась эра дизеля.

ЯМЗ отметил столетний юбилей

Интересный факт из заводской истории: еще до войны советским инженерам удалось выкупить в США и привезти в СССР необходимое оборудование и документацию для самостоятельного производства силовых агрегатов.  Чего стоило наладить такое производство под грохот самой страшной канонады в истории человечества, можно только догадываться, но уже в 1947 году из ворот Ярославского государственного автомобильного завода №3 выехал первый грузовик ЯАЗ 200, оснащенный аналогом того самого американского мотора GMC 4-71, двухтактным 110-сильным дизельным двигателем ЯАЗ-204.

ЯМЗ отметил столетний юбилей
Грузовой ЯАЗ-200, родоночальник МАЗа, 1948 г.

Позднее производство грузовиков передадут в Минск и в Кременчуг, начав историю белорусского МАЗа и украинского КрАЗа. А в 1958 году завод получит новое название, привычную нам аббревиатуру «ЯМЗ». С тех пор и до наших дней Ярославский моторный завод специализируется только на разработке и производстве дизельных двигателей.

ЯМЗ отметил столетний юбилей
ЯАЗ-221. Тягач для полуприцепов до 30 тонн, выпускался с 1958 по 1960 г.г., передан на КрАЗ

Пережив мутное безвременье девяностых, завод вошел в автомобильный холдинг «Базового элемента», чтобы в 2005 году стать частью «Группы ГАЗ». Сегодня ЯМЗ — одна из самых современных производственных площадок в Европе, ведущий отечественный производитель двигателей. Заводские шефы на пресс-конференции говорят смело, мыслят масштабно и смотрят на несколько лет вперед. Самоуверенность или хорошая актерская игра на публику?

ЯМЗ отметил столетний юбилей

Но дело тут не в популизме: три сотни моделей самой разнообразной техники уже сегодня комплектуют ярославскими моторами. Помимо «Группы ГАЗ», ЯМЗ ставят на «МАЗы», «МЗКТ», петербуржские тракторы и даже на суда на воздушной подушке из Костромы. Грузовики, автобусы, комбайны, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры и железнодорожная техника - все они являются носителями двигателей из Ярославля.

ЯМЗ отметил столетний юбилей

Казалось бы, на таком фундаменте можно в формате страны еще десятилетие «стричь купоны» и уверенно декларировать прибыль. Однако газовцы, недополучившие госзаказ от оборонки в силу популярности у военных чиновников другого отечественного производителя грузовиков, решили иначе. И решение их уже переросло «бумажную стадию». Завод должен обеспечить группе не только доминирующие позиции в России, но и помочь закрепиться в остальном мире, где уже сегодня к отечественной коммерческой технике есть интерес. Причина этого интереса, естественно, пока только цена. Русский «комтранс» значительно дешевле конкурентов. Но машины должны еще проходить по экологическим нормам: сегодня Евро-5, а уже завтра - Евро-6. А это серьезные инвестиции в инженерию.

ЯМЗ отметил столетний юбилей

Впрочем, существенные вложения (2 млрд рублей в Тутаевский завод и 11 млрд в новый ЯМЗ-530) уже принесли результат. Не далее как в субботу Владимир Путин лично запустил серийное производство принципиально нового двигателя - газового ЯМЗ-530. Владимир Сорокин, президент «Группы ГАЗ», не стеснялся в комплиментах: «Двигатели ЯМЗ-530 CNG соответствуют лучшим мировым образцам по удельной мощности, крутящему моменту, вибро-акустическим характеристикам и расходу топлива. А благодаря работе по локализации компонентов для линейки дизельных и газовых двигателей ЯМЗ-530, которую мы ведем на протяжении последних двух лет, мы сохранили оптимальную себестоимость двигателей, что позволит обеспечить доступные цены для потребителей газового транспорта с двигателями ЯМЗ по сравнению с импортными аналогами». Мотор работает на метане, что позволяет экономить до 50% на топливе, сравнительно с его бензиновыми и дизельными аналогами, и снизить выбросы в атмосферу в 5 раз. Неплохо, м? Добавим сюда пару слов о ресурсе, который по заверению конструкторов составляет 1 000 000 километров.

ЯМЗ отметил столетний юбилей

Пока первые партии моторов проходили испытания на грузовых автомобилях ГАЗ, «Урал», автобусах ПАЗ, ЛИАЗ и других моделях техники, маркетинг взялся за дело: ярославский мотор дешевле немцев и американцев при аналогичных характеристиках, а значит грамотный клиент будет рассматривать предложение уже сегодня. В коммерческом транспорте рубль решает все. Если не произойдет «ситуации», а, судя по подходу заводчан, ее не произойдет, ЯМЗ вступает в новую, очередную для себя эру. Эру газового двигателя.  Что ж, сейчас самое время. Время собирать моторы. 

ЯМЗ отметил столетний юбилей

CARS.ru