Журнал
История автозвука за последние сто лет
Долбит нормально!

Всем, кто помнит «магнитолу с дельфинчиками», отличает на звук «Герцы» от «Пионеров» и сам пилил заднюю полку из фанеры, посвящается!

История автозвука за последние сто лет

Перефразируя легендарный диалог Бивиса и Батхэда, музыка в тачке была всегда, просто было меньше радиостанций.

Ирония близка к истине, как никогда: первые ноты из автомобильного динамика полились в 1922 году, когда в Austin поставили первую в истории двуногих магнитолу. Вернее, радиолу, проигрывать записи тогда еще не научились, зато уже можно было выбрать из 20 радиостанций! Первый радиоприемник, носивший гордое и скромное имя «Блестящий», позволил британскому автомобилю вырваться на пик продаж в Европе, оставив конкурентов далеко позади. «Ведь это Англия, Джереми!»

История автозвука за последние сто лет

Не отставал от Austin и другой коренной представитель Туманного Альбиона: в 1923 году Уолтер Оуэн Бентли заплатил 42800 франков за разработку и производство сотни приемников для своих авто. Размер допопции превышал все разумные пределы, занимая половину салона за спиной водителя. Но разве владельца Bentley это могло опечалить?

История автозвука за последние сто лет

В континентальной Европе новинками и девайсами заведовал Андре Ситроен, который запихнул радио в свою модель Citroen 5CV: гений автомобилестроения начала века провел маркетинговое исследование, включив в него не только особи мужского пола, но и прекрасную половину человечества. Результаты однозначно показали - «музыке» быть.  Приемник патриотично назвали «Сена», а его внук уже был заточен под FM-диапазон. Кстати, врубать рок в FM начали отнюдь не в Париже - трансляции в новом прогрессивном качестве шли из Бургундии!

История автозвука за последние сто лет

А за океаном разгоралась автомобильная эра. В 1926 году Павел Гальвин и Эдуард Стюарт выпускают портативный радиоприемник для автомобилей. Компанию, чье название переводится как «звук в движении», все мы без исключения знаем. Ведь мистер Гальвин основал Motorola! Стоимость магнитолы составляла 250 долларов, что в пересчете на современный лад примерно равнялось стоимости Луны или Мексики. Воспользовавшись ключевым феноменом сэра Генри, изобретатели очень скоро сократили цену, и в 1930 уже продавали свои радиолы по 110 баксов. Грамотная маркетинговая компания, которая заключалась в демонстрации своего чуда в местах скопления народа, дала результат, и контора очень быстро вышла на масс-маркет.

История автозвука за последние сто лет

В 1938 году в Японии Нозоми Матсумото регистрирует компанию Fukuin Shokai Denki Seisakusho, которая занималась выпуском громкоговорителей. В 1961 ее переименуют в Pioneer.

История автозвука за последние сто лет

Автомобильные радиоприемники стали доступными. В 1952 году представили магнитолу с памятью станций и УКВ-диапазоном, а в 1954 году - с устройством автоматического поиска станций. Громоздкие бобинные магнитофоны и хрупкие, нетерпимые к тряске проигрыватели пластинок так и не смогли оставить существенный след в автомобильной истории. Вплоть до конца пятидесятых автолюбители обречены были слушать радио. Пока в 1959 году «Моторола» не выпускает революционную «FM-900», позволяющую слушать компакт-кассету, и в течении трех лет занимает треть рынка автомобильной музыки. В том же 59-м Blaupunkt-Werke выпустила миллионную радиолу!  

История автозвука за последние сто лет

Семидесятые открывают новую эру в автомобильном звуке: производители магнитофонов начинают столетнюю войну за потребителя. Sony берется производить технику, которая будет лидером на рынке до самых  90-х.

История автозвука за последние сто лет

В 77-м Concord запускает первый кассетник с выходом на усилитель мощности, а Clarion - тот самый плоский динамик для установки на задней полке. Linear Power дарит человечеству 250-ваттный усилок с отдельным блоком питания. Два года спустя Sony презентует гамму отдельных компонентов: кассетную деку, тюнер, девятиполосный эквалайзер. А в 1980 Kenwood запускает магнитолу с «шумодавом».

История автозвука за последние сто лет

В 1984 году в японскую битву между Sony и Pioneer вступает новый козырь - компакт-диск. В том же году Nakamichi запускает многоканальные усилители, а «SAS» - низкочастотный блок с динамиком в трубе.

История автозвука за последние сто лет

Год 1986 проходит под знаком Sony: японцы первыми выпускают cd-changer для десяти компакт-дисков, инсталлируемый в багажник. Изобретение становится настолько популярным, что Ford начинает устанавливать в свои автомашины магнитолы Sony. Девяностые привносят все новые и новые открытия в области музыкального сопровождения, появляются первые проекты по модернизации авто в области музыки. Мир слушает стерео в машине.

История автозвука за последние сто лет

Тем временем в Советском Союзе бытовало мнение, что «Былина» «долбит нормально». Воздух во дворах многоквартирных домов сотрясали децибелы «ДДТ» и ВИА «Песняры», Пресняков был уже с приставкой «младший», а Максим Галкин еще не знал Аллу Борисовну лично.

История автозвука за последние сто лет

Перестройка принесла не только гласность, но и первые иностранные автомобили, оснащенные действительно крутой «музыкой». Мы научились задирать корму у «девяток», пихать в двери подиумы и сверлить задние полки под «блины». Впрочем, эту историю Вы уже и сами можете рассказать! 

История автозвука за последние сто лет

CARS.ru