Будущее Opel: трагедия или путь к спасению?
Вчера вечером стали известны подробности сделки по продаже концерном GM марки Opel. Американцы окончательно расстались с европейским автомобильным рынком.
Продавец и покупатель наконец договорились о цене. Стоит отметить, что Opel достался французам довольно дешево. Но зачем концерну PSA, который сам только что вышел из кризиса, тяжелый груз в виде убыточного немецкого бренда? Давайте рассмотрим, какие приобретения получает каждая сторона.  
GM получает:
• $2,3 млрд., Из них $1,9 млрд. заплатит концерна PSA и примерно 400 миллионов - французский банк BNP Paribas.
• $700 млн. в виде акции ПСА.
GM сохраняет:
• Пенсионные обязательства перед сотрудниками Opel на сумму $9,8 млрд.
• Инженерный центр в Турине.
PSA приобретает:
• Все активы Opel/Vauxhall: 6 сборочных предприятий, 5 полноценных заводов, 1 инженерный центр в Руссельсхайме (Германия), и около 40 000 сотрудников
• Увеличение доли рынка. Выручка Opel/Vauxhall в 2016 году составила $18,7 млрд.
• $3,18 млрд. выплат по пенсионным обязательствам.
• Около $4 млрд. в год по налоговым обязательствам компании.
Теперь мечты GM об окончательном бегстве из Европы практически осуществлены. Сделка до конца оформится до конца 2017 года, но уже сейчас американцы смогут перебросить около $1,1 млрд. инвестиций, зарезервированных для Европы, на более прибыльные части своего бизнеса в других странах.

Стоит отметить, что Opel достался французам довольно дешево. Но зачем концерну PSA, который сам только что вышел из кризиса, тяжелый груз в виде убыточного немецкого бренда? Давайте рассмотрим, какие приобретения получает каждая сторона.  

GM получает:

• $2,3 млрд., Из них $1,9 млрд. заплатит концерна PSA и примерно 400 миллионов - французский банк BNP Paribas.

• $700 млн. в виде акции ПСА.

GM сохраняет:

• Пенсионные обязательства перед сотрудниками Opel на сумму $9,8 млрд.

• Инженерный центр в Турине.

PSA приобретает:

• Все активы Opel/Vauxhall: 6 сборочных предприятий, 5 полноценных заводов, 1 инженерный центр в Руссельсхайме (Германия), и около 40 000 сотрудников

• Увеличение доли рынка. Выручка Opel/Vauxhall в 2016 году составила $18,7 млрд.

• $3,18 млрд. выплат по пенсионным обязательствам.

• Около $4 млрд. в год по налоговым обязательствам компании.

 

Неудачники из Германии

Современная истории Opel: сплошные слезы. В начале автомобили этой марки отличались, мягко говоря, низкой надежностью, особенно, что касалось защиты кузова от коррозии. Это явление породило множество шуток и насмешек и над продукцией Opel и над владельцами этой марки.

С появлением в 1998 году Opel Astra G (заводской индекс Т3000) проблемы ржавеющих кузовов были побеждены. На рынке появились трех- и пятидверные хэтчбеки и седаны. Недорогие, надежные и простые. Впрочем, основная ставка в Старом Свете всегда делалась на компактную Corsa, а Astra прекрасно продавалась во многих странах мира. Ее даже пытались начать собирать в России на СП «GM-АВТОВАЗ» под именем Chevrolet Viva. Но не взлетело…

А затем Opel будто прокляли: европейское отделение General Motors приносило убытки с 2000 года. Только в прошлом году на операциях в Европе американцы потеряли 275 миллионов долларов. При этом, потенциальные покупатели на Opel были и до PSA.

Русские не пройдут

В материнском концерне тоже не никак не могли определиться, что делать и в каком направлении нужно развиваться. В 2009 году Opel оказался на грани банкротства. Сразу несколько компаний проявили интерес к немецкой марке. Это Fiat, китайский BAIC, бельгийский фонд RHJ и консорциум российского Сбербанка и канадской Magna (крупнейшим в мире производителем автокомпонентов). Предложение последних оказалось самым выгодным. Сбербанк планировал получить 55% акций Opel, заплатив за них 500 миллионов евро.

Но в последний момент в General Motors решил спасать Opel самостоятельно. Сторонники теории заговора говорят о том, что за отказом стояло правительство США, которое не захотело, чтобы современные автомобильные технологии попали в нашу страну. Однако, скорее всего таким образом в General Motors выбивали себе льготные кредиты из правительства Германии: канцлер Ангела Меркель заявила тогда, что выделит необходимые для сохранения рабочих мест средства (в Германии находятся четыре из десяти европейских заводов Opel).

Плановое отступление

Постепенно концерн General Motors начал сокращать свои операции в Европе. С российского рынка исчезали автомобили Opel и корейские Chevrolet, затем было принято решение прекратить продавать «корейцев» и в Старом Свете. Но это позволило лишь немного снизить издержки, отделение продолжало оставаться убыточным.

Интересно, что пока в GM подыскивали нового желающего купить Opel, последний вовсю занимался разработкой новых моделей. Например, новое поколение универсала Insignia Sports Tourer было показано на днях в рамках автосалона в Женеве.

Правда, накануне стало известно, что премьера нового поколения Opel Corsa, прототипы которой проходят вовсю испытания, появится не ранее 2020 года Это связано с интеллектуальными правами концерна General Motors.

У - унификация

В концерне PSA говорят о том, что вернут Opel к прибыльности в течение трех лет. Добиться этого планируется переводом всех моделей Opel на платформы PSA. В принципе, две компании уже сотрудничают: так, новый кроссовер Opel Crossland X построен на платформе Peugeot 2008, кроссовер Grandland X позаимствует платформу Peugeot 3008, а новая Corsa должна была получить французские двигатели.

При этом в PSA исключают возможный внутренний каннибализм: у Opel основные продажи приходятся на Германию и Великобританию, а у PSA — на Францию и Китай.

Кстати, благодаря своим китайским акционерам из Dongfeng, PSA может вернуть Opel на китайский рынок, с которого компания ушла в 2015 году (там продавался только кроссовер Antara).

А вот General Motors останется сразу без нескольких моделей Buick под которым продаются Opel в США и Китае, также несколько моделей представлены в Австралии под маркой Holden. Что будет с этим двумя брендами американцы пока не говорят.

Они вернутся?

О возвращении Opel в России в PSA пока делают осторожные заявления. «Как только право интеллектуальной собственности (на продукцию) перейдет к PSA, марка Opel получит возможность развиваться на международном рынке, и, таким образом, исключений здесь не будет», - заявил в интервью ТАСС глава французского концерна Карлос Таварес.

В любом случае это будет уже другой Opel. Вряд ли модели немецкого бренда будут метить в премиальный сегмент, скорее всего немцы откажутся и от анонсированной программы персонализации своих моделей. Но руководство и дизайнеры Opel остаются прежними, а это означает, что можно надеяться на сохранение самобытного облика.