Когда никто не может и не хочет

Сейчас проект ё-мобиля (пишется именно так, с маленькой буквы) начал забываться, но ещё пару лет тому назад он был отличным поводом потроллить доверчивых «ждунов», сделавших предзаказы, да так ничего и не получивших.

Они ничего и не могли получить. И это знали сами разработчики ё-мобиля. Почти все, разве что кроме главного инвестора —  Михаила Прохорова. Которого де-факто «кинули» на очень крупную сумму (более 100 млн евро) и привнесли в имидж бизнесмена изрядную долю недальновидности и неспособности разбираться в людях.

Вот как это вышло.

Когда никто не может и не хочет
Когда никто не может и не хочет

Так выглядел компьютерный эскиз первого ё-мобиля. 2010 год. 

Идея, авторами которой считаются белорусы Александр Синкевич, Юрий Шиф и Андрей Бирюков, изначально была совсем другой. Хотели сделать небольшой городской автомобильчик с гибридным приводом, проницательно предположив, что грядёт смена парадигмы передвижения в пространстве: владение автомобилем уступит место его аренде. Тому, что сейчас нам известно как каршеринг. В 2009 году бывший инженер МАЗа (Синкевич), специалист по тюнингу мотоциклов (Шиф) и владелец холдинга Яровит (Бирюков) сформулировали концепцию и даже показали наброски дизайна, которые сделал питерский художник Виктор Пунтус. Проект получил рабоче название Экипаж.

Машина задумывалась гибридной, с полной отвязкой двигателя внутреннего сгорания от колёс: ДВС должен был приводить в действие только электрический генератор. Который, в свою очередь, заряжал батарею из суперконденсаторов, питающих два электродвигателя (машины планировались исключительно полноприводными). Сам ДВС должен был быть двухтопливным, с приоритетом работы на метане. Плюс кузов из композита на основе базальтовых волокон и множество других оригинальных и неапорбированных в автопроме идей.

Уже тогда, после первой презентации идеи, создавалось впечатление, что авторы просто набрали из технических журналов разных завиральных концепций, не очень понимая сложности внедрения новых технологий. Им хотелось поразить мир - и у них это получилось! А вопросы целесообразности обыгрывались изящной казуистикой, в которой особенно преуспел Бирюков, ставший официальным руководителем проекта. Андрей Бирюков в своих выступлениях сыпал произвольно подобранными цифрами, показывающими, что электромобили - это путь в никуда и они никогда не будут массовым продуктом. Что традиционный ДВС близок к своему историческому закату и только гибриды на газу суть спасение человечества.

Когда никто не может и не хочет

Еще один компьютерный набросок родом из 2010 года

Проект Экипаж был шумно презентован, хотели даже успеть сделать действующие образцы для зимней олимпиады 2014 года в Сочи. Но инвестора в лице государственных структур под эту идею привлечь не удалось. Пришлось менять концепцию и искать деньги уже под идею индивидуального гибридного автомобиля. И Бирюкову удалось увлечь Прохорова! Проект просто подогнали под приемлемый для Прохорова и теоретически окупаемый вид.

То есть, в приоритете был процесс, а не результат! Команде Бирюкова очевидно хотелось ввязаться в большое дело, погреться в лучах славы инноваторов, а там уж либо ишак, либо падишах.

Очень быстро (меньше, чем за год) спроектировали и построили первые прототипы, с помощью двух московских дизайн-студий. Эффектно презентовали их в офисе «Онэксима». Сделали красивый сайт с опцией предзаказа, наснимали убедительных видеороликов. В общем, работа пошла.

Когда никто не может и не хочет

Салон одного из четырёх экземпляров полностью электрического ё-кроссовера, собранного уже после закрытия проекта

Довольно быстро из проекта свинтили основатели — Синкевич и Шиф. Типа, разочаровались в смене концепции. На самом деле, с Бирюковым, получившим почти неограниченное финансирование, трудно стало работать, из коллеги-энтузиаста он быстро превратился в эгоистичного самодура. Дескать, я теперь главный и единственный.

При этом в проекте не было внятного бизнес-плана, который бы прошёл независимую экспертизу. Прохоров дал Бирюкову деньги просто под красивую идею, нимало не озаботившись её внешним аудитом. Такая лафа не может не привести к головокружению и потере почвы под ногами. Казалось, что денег, равно как и прохоровского терпения, хватит на любые безумства.

Когда никто не может и не хочет
Когда никто не может и не хочет

Презентация ё-мобилей в офисе «Онэксима». 2010 год

2010 и 2011 годы как раз и прошли в этих безумствах, компания ё-авто построила бессмысленный, но эффектный концепт-кар и даже приняла участие в автосалоне во Франкфурте. Не имея утверждённой конструкции, Бирюков начал строительство завода под Питером и даже стал закупать оборудование для автомобиля, существовавшего только в виде компьютерных рисунков. Машину тем временем разрабатывали, но постоянно вносили коррективы в ранее провозглашённые планы. ё-мобиль редуцировался, из него исчезали интересные, но нереализуемые решения типа базальтового кузова или роторно-лопастного двигателя. Параллельно команда ё-авто умудрилась перессориться со множеством фирм, которые должны были стать поставщиками компонентов. В основном — из-за денег. И, конечно, конструкция на глазах изумлённой публики становилась тяжелее, дороже и некрасивее.

В сентябре 2012 года Бирюков понимает, что проект пошёл совсем не туда, куда обещали Прохорову. Но всё равно: бизнеса на ё-мобиле не получалось даже с большой натяжкой. И Бирюков покидает компанию, в одночасье бросив всё. Фактически он сбегает от ответственности, свалив гендиректорство на Андрея Гинзбурга, выполнявшего роль главного конструктора.

Когда никто не может и не хочет

Этот экземпляр строили специально для Владимира Жириновского

Под руководством Гинзбурга проект дошёл до стадии предсерийных прототипов, которые показали в 2013 году на дмитровском автополигоне. Это были очень «сырые» машины, в доводку которых нужно было вложить ещё очень много труда и денег. И, самое главное, времени. Которого у команды Гинзбурга не было: давно прошли все сроки, «Онэксим» требовал результата. А у ё-авто не было даже контракта с поставщиком двигателей, FIAT, на который надеялись, отказался от сотрудничества. Никто из известных производителей моторов не захотел ассоциировать себя с ё-мобилем!

Когда никто не может и не хочет

Испытания электрической платформы ё-мобиля, смонтированной на закамуфлированные кузова от Suzuki SX-4, Минск. Ноябрь 2012 года

Уже тогда Гинзбург неформально признавал: получилась ерунда. А получилась она потому, что изначально проекту был задан нереализуемый технический вектор. И если бы не необходимость доделать то, что придумал Бирюков, Гинзбург, по его же словам, сделал бы совсем другую машину. Но на другую машину ему денег уже никакой Прохоров бы не дал.

О том, что проект зашёл в тупик, в ё-авто знали уже в начале 2013 года. Но продолжали делать мину победителей и раздавать мажорные интервью. Это уже был чистой воды обман инвестора. Не хватало духу сказать: «Михал Дмитрич, прости, мы облажались». И ещё примерно год из «Онэксима» тянули деньги.

Когда никто не может и не хочет

Презентация последних прототипов на полигоне в Дмитрове. Июнь 2013 года

Очевидное стало явным в 2014 году. Довольно удобно было связать провал ё-проекта с резким спадом на российском авторынке. Дескать, в условиях кризиса проект получается нерентабельным: такова была официальная версия закрытия. По нашей информации, Прохоров весьма болезненно отнёсся к бездарно растраченным миллионам. Но требовать сатисфакции не стал. Его кидали много раз, он с завидной смелостью бросался в авантюрные проекты и с завидным же великодушием прощал тех, кто годами грелся на его капиталах. И Бирюкову, и Гинзбургу, удалось выйти из проекта без судебных исков со стороны «Онэксима» и без индивидуальных «разборок по понятиям». Андрею Гинзбургу даже перепало много оборудования, принадлежавшего ё-инжиниринг и он начал на этой базе вести свой бизнес. А Прохорову остался абсолютно неликвидный актив — недостороенный завод в промзоне Марьино под Петербургом. Сейчас он просто ветшает и разрушается.

Когда никто не может и не хочет

Официальное вручение ё-кроссовера В.Жириновскому. Декабрь 2014 года

Михаил Прохоров - миллиардер-романтик. И даже миллиардер-неудачник, хоть это и выглядит оксюмороном. Романтизм и приводил к неудачам, коих у Михаила Дмитриевича было непривычно много. Пропавшие инвестиции в водородную энергетику, журнал Сноб, из которого со скандалом пришлось изгонять главного редактора, несостоявшееся президентство, ё-мобиль… Сейчас Прохоров практически свернул бизнес в России, после напряжённой ситуации с РБК. Он вновь «уходит в кэш». Говорят, что ему бизнес и политика перестали быть интересными, пропал драйв. Теперь он больше любит баскетбол и биатлон.

Если называть вещи своими именами, то Прохоров в случае с ё-мобилем стал заложником классических проходимцев. И его личной вины в провале проекта нет абсолютно, если, конечно, не рассматривать в её качестве природную доверчивость.

Но разве в этом можно упрекать человека?

На правах рекламы:

Аренда авто в Москве на выгодных условиях, гибкие тарифы для физических лиц и бизнеса. Взять машину в аренду - это просто.