Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

Вопрос, вынесенный в заголовок, стал одним из самых холиварных (то есть жарко обсуждаемых) за последний год. Если вы пропустили, я напомню сюжет: на таксомоторный рынок внезапно пришли агрегаторы. Первыми были, кажется, Uber и Get Taxi (ныне Gett), в России конкуренцию им составили Яндекс.Такси, RuTaxi, Maxim и другие. Результатом работы агрегаторов стало драматическое снижение цен. Поездки на такси в крупных городах России стали стоить экстремально дешево. Сужу по себе: раньше я пользовался такси только в крайнем случае: если остался далеко от дома после закрытия метро, например. А после того, как на телефоне появились приложения «Убера» и «Яндекса», такси стало использоваться для «не хочу нести этот пакет с продуктами», «нет настроения спускаться в метро» и «что-то устал». Впрочем, главный плюс приложений для пассажира — это удобство. Раньше можно было полчаса простоять на тротуаре с поднятой рукой, поторговавшись с десятком бомбил на «Жигулях». Сейчас ты тратишь одну минуту для набора нужного адреса, и в кратчайшие сроки получаешь адекватную машину с точной ценой поездки. И, что очень важно, такси стало в сто раз комфортнее для девушек — заранее известные номер машины и водителя почти гарантируют безопасность поездки.

Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

Таксистам тоже стало намного удобнее работать — одно дело колесить по городу, иногда часами высматривая пассажиров вдоль обочин, другое дело — получать новый заказ сразу после завершения предыдущего. И да, безопасность тоже выросла: бандиты, планирующие завладеть чужой машиной, вряд ли будут заказывать такси через приложение.

Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

Но оказалось, что всё не так однозначно ©. Оказалось (надо же!), что агрегаторы держали сверхнизкие цены в убыток для себя ради агрессивного развития (в настоящий момент так делает «Ситимобил», получивший многомиллионные инвестиции Mail.ru Group и «Мегафона»), чтобы после получения своей доли рынка поднять ставки. Причем не столько для пассажиров, сколько для водителей. И водителям это сильно не понравилось. Настолько сильно, что профсоюзы таксистов пытались устраивать забастовки, а офисы агрегаторов даже пытались поджигать. Основные претензии таксистов можно озвучить одной фразой: теперь они ничего не зарабатывают! Дескать, цена поездок невероятно низкая, комиссия агрегатора высокая, аренда машин и бензин дорогие, в итоге таксисты работают практически себе в убыток. Серьёзно — я встречал на форумах выкладки, по результатам которых оказывалось, что таксист тратит больше, чем зарабатывает.

Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

Для того, чтобы побывать по другую сторону прилавка, я на сутки устраивался работать в таксопарк, сотрудничающий с «Яндекс.Такси». Получилось заработать почти 12 тысяч рублей, из них больше 6 тысяч «чистыми». Это, впрочем, за две смены. Полная статья ЗДЕСЬ. В комментариях к статье предсказуемо появились таксисты, которые объяснили, что мне просто повезло, и зарабатывать много никак невозможно. В ответ я предложил пари на 100 тысяч рублей. Суть пари: я устраиваюсь таксистом и зарабатываю за месяц 100 тысяч рублей. Если не смогу — проиграл. Этот пост стал красной тряпкой: про меня написали на таксистских форумах и в комментариях на моих страницах и в личных сообщениях появились десятки персонажей разной степени адекватности с претензиями разной степени обоснованности. Претензии, в основном, сводились к тому, что я не слишком уважаю таксистов и неправильно оцениваю их доходы. Персонажи утверждали, что они — очень важные люди и большие профи, но зарабатывают сущие копейки из-за чертовых агрегаторов.

Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

Давайте отсюда поподробнее. Как считать доход таксиста? Есть очень правильный вариант — считать доход в час. Типичная жалоба таксиста: агрегатор дает много копеечных заказов, с которых ничего не заработаешь. Такое ощущение у таксёра создаётся из-за того, что он видит приход в 200 рублей от каждой поездки и эпически расстраивается, а то и поездку отменяет — лучше постоит в ожидании заказа на тысячу, от которого сразу на душе теплеет. Однако, если посчитать почасовой доход, то выяснится, что много мелких заказов брать выгоднее — каждый заказ приносит плату «за подачу машины», плюс за большое количество заказов обычно есть бонусы от агрегаторов. Конечно, много мелких заказов будут выгодны только тогда, когда они идут валом, а не раз в час. Но агрегаторы именно так и работают — выдают новый заказ сразу после завершения предыдущего, а то и до завершения. Ведь агрегатору простой таксиста никакой прибыли не приносит, он в этом не заинтересован.

Так вот, насчет часового дохода. Как раз подоспела летняя статистика: средний чистый (после вычета всех расходов) доход в час у разных агрегаторов. Саратов: 300 рублей у «Яндекс.Такси», «Везёт», «Метро», меньше 300 у «ГОСТ». Новосибирск: 300+ рублей у Яндекса и Максима, 250 рублей у «Гран-Авто», 230 рублей у «Везёт». Волгоград: «Яндекс.Такси» — 270 рублей, «Везёт» — 240 рублей. Воронеж: 300 рублей у Яндекса, 200+ у «Везёт». «Убера» и новомодного «Ситимобила» в статистике нет — они меньше распространены.

Видим примерно общую цифру в 300 рублей в час, а это это 45 000 рублей в месяц при 8-часовом рабочем дне и 5-дневной рабочей неделе. Или 108 000 рублей (!) при 12-часовом рабочем дне без выходных — таксисты в комментариях наперебой рассказывают о том, что они работают именно так, чтобы хоть копеечку заработать.

В таксопарке, где я работал, назвали похожую цифру: их средний таксист зарабатывает 30-40 тысяч рублей. Но … есть такие, кто на постоянной основе имеет 60-70!

Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

С начала этого года я объездил пару десятков регионов РФ, много где заказывал такси и часто общался с водилами. И опять же, никто не называл цифры меньше 40 000 рублей в месяц, а многие говорили про 60-70 тысяч. Сочинские таксисты и вовсе дружно обозначали свой доход в 100 000+. Правда, это только в сезон (летом и зимой), в межсезонье сильно ниже. Разумеется, при этом почти все таксисты жалуются. На высокие комиссии, на большие штрафы, дорогой бензин, хамских пассажиров и на жизнь.

Ещё есть свежая статистика от компании «Эверест 8800» (партнер агрегаторов по подбору водителей) по доходам московских таксистов за это лето. 37% оценили свой доход за три месяца в 200+ тысяч рублей, ещё 14% — от 150 до 200 тысяч. От есть каждый второй таксист в Москве имеет ежемесячный доход не менее 50 000 рублей, а каждый третий — 65+ тысяч.

Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

С доходом таксистов примерно определились? Теперь давайте подумаем, насколько он справедлив. Напоминаю: работа таксиста — это труд, доступный практически любому человеку. Чтобы стать таксистом, достаточно самых минимальных навыков: уметь водить машину и уметь пользоваться приложением на смартфоне. Именно поэтому таксист — самая популярная подработка. Из людей, которые хотели бы иметь добавку к своей зарплате, 42% подумывают именно о работе таксиста (данные ВЦИОМ, 2017 г.). О работе курьером, кстати, задумываются 29%, и да — она требует еще меньшей квалификации. И вот вопрос: собственно, почему низкоквалифицированные работники должны получать большие деньги?

Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

Что такое «большие деньги» в нашей стране? Средняя зарплата в России — около 40 000 рублей по данным Росстата, около 20 000 рублей по данным ФБК А. Навального. Доход таксиста, как мы видим, соответствует, как минимум, средней зарплате. Мне кажется, это вполне справедливо.

Сколько сегодня можно честно заработать в такси?

Вот что получается: те люди, которые действительно умеют работать и могут считаться профессионалами своего дела, зарабатывают деньги, которых хватает на хлеб. Возможно, даже с маслом. Те, кто работать не хочет, жалуется на агрегаторов, пассажиров, гаишников, власти и погоду. Кажется, мы где-то это уже слышали… Точно — да это же один к одному плач страховых компаний! Они точно так же много лет ноют: ОСАГО ужасно убыточно, ох-ох, одни расходы для нас! При этом, однако, исправно продолжают полисы продавать.

Что я имею сказать таксистам: поймите, агрегаторы — это навсегда! Времена, когда можно было стоять у Ярославского вокзала и ловить лоха, который готов заплатить 2000 рублей до Таганки, уже почти прошли. И комиссии агрегаторов по вашему желанию не изменятся. Поэтому, если вам не нравится ваша работа — просто найдите другую! Есть немало других вакансий, где точно так же берут кого угодно, не требуют профильного образования и опыта работы. И да — после того, как вы уйдете, законы рынка поднимут зарплату оставшимся таксистам (см. учебник «Экономикс» Макконнелла и Брю для первого курса финансового университета).

Если же вам ваша работа нравится, но вы считаете, что достойны большего — учитесь зарабатывать больше! Выбирайте агрегатор с лучшими условиями, выбирайте оптимальный режим работы, самые выгодные точки, ловите бонусы, учитесь получать больше чаевых и меньше штрафов и так далее.

Сергей Лобанов