Журнал
Раскладываем мигалки по полкам
Раскладываем мигалки по полкам

Раскладываем мигалки по полкам

О мигалках на машинах привелегированных особ в последнее время говорят много и эмоционально. Немудрено: судя по всему, близится очередная критическая точка, после которой правительство сделает демонстративно красивый шаг и торжественно снимет маячки с чиновничьих крыш. Так, например, было в 2007 году, когда вместо семи с лишним тысяч спецсигналов оставили 977. Но соответствует ли эта цифра реальности? Что заставляет снова кипеть котел народного негодования? Сколько в действительности синих огоньков мерцает на наших дорогах? И, самое главное, что с этим всем делать? Попробуем разобраться.

О мигалках на машинах привелегированных особ в последнее время говорят много и эмоционально. Немудрено: судя по всему, близится очередная критическая точка, после которой правительство сделает демонстративно красивый шаг и торжественно снимет маячки с чиновничьих крыш. Так, например, было в 2007 году, когда вместо семи с лишним тысяч спецсигналов оставили 977. Но соответствует ли эта цифра реальности? Что заставляет снова кипеть котел народного негодования? Сколько в действительности синих огоньков мерцает на наших дорогах? И, самое главное, что с этим всем делать? Попробуем разобраться.

Раскладываем мигалки по полкам


Итак, три года назад нам громко заявили, что список лиц, которым дозволяется нарушать правила, распугивая автолюбителей светом и звуком, состоит из 977 позиций. Но актуальна ли эта цифра сейчас? К сожалению, официальной информации теперь нет: постановление Правительства N 737 "О специальных световых и звуковых сигналах" с апреля этого года имеет статус "для служебного пользования". Но вот один показательный момент: одновременно со сменой статуса, в этом самом постановлении произошло небольшое, но любопытное изменение. Количество проблесковых маячков, доступных правительству, уменьшили на 4 штуки — с 30 до 26 — а вот МВД дополнительно пожаловали аж 14: было 128, а стало 142! Получается, что на бумаге тихо-мирно добавилось 10 мигалок. Но реальность удивляет еще больше.
Раскладываем мигалки по полкам


Весной газета "Ведомости" развернула кампанию под названием "Охота на мигалки". Пользователи сайта vedomosti.ru присылали в редакцию издания фотографии машин с маячками, после чего информация обрабатывалась и сводилась в единый список. Так вот: на данный момент в России насчитывается не менее 1422 автомобилей с мигалками, и это явно не финальная цифра. Самое интересное, что в базе оказалось несколько разных машин с одинаковыми номерами! То есть, помимо незаконного получения желанного атрибута власть имущие еще и регистрационные знаки фальсифицируют. Не исключен, кстати, и вариант полного дублирования автомобилей вместе с номерными табличками. Но никому до этих игр не было бы дела, если бы завывающие лимузины не встречались подавляющему большинству москвичей по несколько раз на дню. Оставим в стороне социальный аспект и отношение пассажира летящего по встречке "членовоза" к простым участникам дорожного движения. Попытаемся ответить на другой, более приземленный, вопрос: действительно ли автомобили с мигалками создают в перегруженном мегаполисе пробки, которых можно было бы избежать?
Раскладываем мигалки по полкам


Больше всего от перекрытий в Москве страдают Рублевское шоссе и Кутузовский проспект, соединяющие дачи чиновников и прочих "небожителей" с местами их служения народу. Также зачастую "встает" Ленинский — по нему обладатели мигалок спешат во Внуково. В случае проезда президента или премьера движение на трассах полностью блокируется примерно на 15 минут. Этого достаточно, чтобы создать пробку длиной в 2-3 километра, "рассасываться" которая будет минимум вдвое дольше. Помимо первых лиц, утром и вечером по этим магистралям едут сотни (если не тысячи) машин, чьи водители имеют собственную, сильно сокращенную, версию правил дорожного движения. Среди них, к слову, не только "мигалочники", но и обладатели различного рода спецномеров, спецпропусков и спецпредписаний.
Раскладываем мигалки по полкам
 

Их манера передвижения очень показательна на примере Кутузовского: широченный проспект имеет посередине разделительную полосу, предназначенную для быстрого перемещения милиции, скорой и пожарных. "Важные персоны" дружно перемещаются по ней, трижды за поездку упираясь в стоящие там же автомобили ДПС. Само собой, инспекторы тормозят левый ряд попутного направления, предоставляя лимузинам возможность вклиниться в поток, объехать препятствие и вернуться на разделительную. Каждый такой эпизод длится около 5 секунд — не так и много, казалось бы. Но сто таких событий — это уже почти 10 минут чистого времени простоя левого ряда, а тысяча — около полутора(!) часов. И это происходит каждый день, утром и вечером! Кроме того, каждому автолюбителю знакомо и следующее свойство: если тормозится один ряд, то соседний с ним также начинает ехать медленнее. И такая картина происходит не только на Кутузовском, но и везде, где водителям приходится уступать дорогу автомобилям с мигалками. Стало быть, проблема не надумана.
Раскладываем мигалки по полкам


Как же можно изменить ситуацию? Самый очевидный и действенный способ — добиться существенного сокращения, а в идеале — и полной отмены спецсигналов на чиновничьих машинах. В этом направлении работает сразу несколько движений. Так, например, Федерация Автовладельцев России (ФАР) собирает и публикует доказательства того, что мигалки далеко не всегда используются их обладателями по прямому назначению — то есть, для ускорения проезда по городу в случае неотложной служебной необходимости. Оказывается, лимузины с маячками возят не только чиновников, но и их родственников: жен в магазины, детей — в институты. Распространены и вовсе фантасмагорические случаи: в Москве можно за определенную сумму проехать с ветерком в карете скорой помощи или нанять себе милицейское (или уже полицейское?) сопровождение. Существуют также слухи о неких "пакетах беспрепятственных проездов": согласно им, на постах ДПС лежат некие мобильники, в память которых ввведены номера телефонов господ, внесших немаленький депозит. Если такой господин пожелает без помех объехать пробку — он просто звонит на нужный мобильник и наслаждается "зеленой улицей". Но это, повторимся, лишь слухи.
Раскладываем мигалки по полкам
 

Параллельно с ФАР с мигалками борется и стихийно образовавшееся полгода назад Общество Синих Ведерок. Инициативные блогеры рассудили, что традиционные формы протеста в наших условиях неэффективны, и решили воздействовать на мигалки сатирой и смехом. Согласно их задумке, синее пластиковое ведерко, закрепленное на крыше автомобиля, является пародией на проблесковый маячок, дискредитируя сам статус мигалки как атрибута власти и преимуществ на дороге. Несмотря на то, что большинство автолюбителей пока не спешит поддерживать это начинание, определенных результатов активистам все-таки удалось добиться. Активное противодействие их пробегам и прогулкам со стороны милиции свидетельствует о том, что уколы достигают цели, причем настолько хорошо, что глава пресс-службы ГУВД Москвы Виктор Бирюков даже пообещал устроить круглый стол с участием представителей Общества и первых лиц московских органов внутренних дел.
Раскладываем мигалки по полкам


Впрочем, действительно масштабных подвижек пока что не наблюдается. Виной тому — в первую очередь инертность россиян, уже утративших веру в то, что они могут на что-либо влиять. А истина как раз состоит в том, что изменения сегодня возможны только при активном давлении народа на власть. Тогда, глядишь, и мигалки снимут, и над транспортной системой нормально работать начнут, и ставки по транспортному налогу задирать перестанут.

Михаил Конончук