Журнал
II Международная конференция AVTOBIZON: «Автомобильный бизнес ONLINE 2008»
II Международная конференция AVTOBIZON: «Автомобильный бизнес ONLINE 2008»

II Международная конференция AVTOBIZON: «Автомобильный бизнес ONLINE 2008»

[img1]"А есть ли кризис в автобизнесе?" – именно под таким девизом прошли два дня конференции «Автобизон:  спасательный круг для автобизнеса». И если есть, то что же делать автомобильным компаниям, чтобы выжить? 23 – 24 октября состоялась уже вторая по счету Международная  конференция  Автомобильный Бизнес On-line, которая ежегодно проводится консалтинговым агентством «АВТОКАДР».  Творческими инициаторами объединения интернет-сообщества и автомобильных компаний в одном  мероприятии стала команда  интернет-портала AVTO.RU.  До этого не было конференции, которая  бы объединила в себе потребности автомобильных компаний и интернет технологий. 

"А есть ли кризис в автобизнесе?" – именно под таким девизом прошли два дня конференции «Автобизон:  спасательный круг для автобизнеса». И если есть, то что же делать автомобильным компаниям, чтобы выжить? 23 – 24 октября состоялась уже вторая по счету Международная  конференция  Автомобильный Бизнес On-line, которая ежегодно проводится консалтинговым агентством «АВТОКАДР».  Творческими инициаторами объединения интернет-сообщества и автомобильных компаний в одном  мероприятии стала команда  интернет-портала AVTO.RU.  До этого не было конференции, которая  бы объединила в себе потребности автомобильных компаний и интернет технологий. 

Генеральным спонсором мероприятия выступил крупнейший российский интернет-портал ЯНДЕКС. О новых возможностях автомобильных компаний в условиях кризиса рассказал директор по работе с клиентами Николай Шестаков. Особенный ажиотаж вызвал у аудитории мастер-класс от Яндекса. О последних разработках и улучшениях в  работе самого популярного российского интернет-портала представители автобизнеса узнали на конкретных примерах от  первоисточника.

В условиях кризисной ситуации заявленная тема была интересной, а главное актуальной, количество участников, посетивших мероприятие, составило свыше 120 человек. На конференции присутствовали крупнейшие интернет – сообщества: Яндекс, Бегун, Google, Рамблер, Mail, Мамба.  Автомобильные компании были представлены как крупнейшими московскими дилерами (Автомир, Атлант-М, АвтоСпецЦентр, Независимость и др.),  так и ведущими компаниями из регионов России (Тольятти, Нижний Новгород, Самара, Чебоксары, Санкт Петербург и др.). Более того конференция имеет статус Международной, ее активными участниками стали  представители немецких,  американских и японских аукционов и бирж (Mobile.de, USA  Auto Inc, Drom.ru), были так же гости из Казахстана. Программа Автобизона была насыщенной и состояла из двух дней. 

Одной из главных тем Международной  конференции « Автомобильный Бизнес On-line» стали дебаты по кризису.  Все выступающие были в основном едины в оценках источников  кризиса в России. Зато прогнозы развития событий в будущем, были прямо противоположные,  хотя все выступающие подводили  экономический базис под свои прогнозы.  Так Олег  Говтвань,  заведующий лабораторией монетарных исследований института народнохозяйственного прогнозирования РАН, не видит предпосылок для оптимизма в 2009 году. Он  рассказал о влиянии кризиса на Российскую экономику, графически показал ситуацию с экспортом нефти и  прироста чистых иностранных активов государства, динамику валютного курса, динамику темпа роста денежной массы, а так же варианты движения чистых иностранных активов Банка России. Все приведенные им данные говорят о том, что быстрого выхода из кризиса ждать не следует, по его прогнозам – это середина 2010 года.

В то же время директор по стратегическому развитию Международного автомобильного холдинга Атлант М Алексей Терещенко  считает, что при условии доброй воли нашего правительства проблемными будут  лишь 1 и 2 кварталы 2009, а к 3 кварталу 2009 года объем продаж  уровня 2008 года будет восстанавливаться.  Ждать осталось недолго и достоверность прогноза можно будет оценить уже весной.

Виталий Пыхтин, коммерческий директор по автокредитованию  Cetelem, BNP Paribas  в России,  утверждает,  что деньги  в России есть и сейчас. В частности их банк финансирует несколько сделок по  слиянию и поглощению в автобизнесе.  В условиях кризиса у дилеров появился ряд проблем, связанных с отсутствием оборотных средств, ростом складских запасов, отсутствием источников долгосрочного финансирования, снижением уровня продаж и ростом клиентских отказов.  Для решения этих проблем существует банковское решение, заключающееся в финансировании оборотного капитала, факторинге, финансировании инвестиций и импорта, синдикации, проектном финансировании  и внедрении on-line технологий.
В одном все эксперты были единодушны: в рекомендациях  снижать "аппетиты" по получению прибыли,  повышать качество обслуживания клиентов и  автоматизировать бизнес-процессы. 

Важным аспектом мероприятия стала тема изменения каналов коммуникации с потенциальными покупателями автомобилей. Еще пару лет назад доля проникновения интернета была незначительной, тогда как в 2008 году интернет уже активно конкурирует с телевидением и СМИ по охвату целевой аудитории. И прогнозы, которые дает TNS-медиа в лице Инессы Ишунькиной говорят, что автомобильным компаниям надо в срочном порядке задуматься об эффективности их рекламных кампаний. Увеличение доли интернета в рекламных бюджетах сразу же ставит следующую задачу перед специалистами в области рекламы и маркетинга – научиться соизмерять эффективность предлагаемых интернет-ресурсов. Для этого в рамках конференции была организована дискуссия представителей основных интернет-площадок на предмет того, как они могут быть полезны автомобильным компаниям в условиях урезания бюджетов на рекламу. Организаторам впервые удалось посадить основных конкурентов за один стол и задавать им достаточно провокационные вопросы. К счастью, обошлось без жертв, но было  жарко. 

Директор по продажам Медиахолдинга «Пронто-Москва» Анна Кондакова  подняла на конференции не менее актуальный вопрос о синергии  online и offline ресурсов. Она рассказала, что в настоящее время происходит поглощение интернетом аудитории прессы, но не везде.  Так на данном этапе низкого развития медиа-рынка в регионах угроза offline – источникам информации со стороны интернета преувеличена, т.к. электронные медиа пока не способны полностью заменить традиционные носители. «Пронто-Москва» – это единственная компания, которая смогла органично соединить интернет и печатные СМИ. Автомобильные компании, размещая информацию в журнале "АВТО новые и с пробегом", автоматически попадают на сайт Automania.ru, тем самым "убивая двух зайцев ".

Теме нестандартных способов привлечения покупателей  был специально посвящен круглый стол, где все желающие смогли узнать на конкретных примерах неоднозначные способы вирусного маркетинга, которые за последний год были применены автомобильными компаниями. К примеру, одни только "вирусные"  видеоролики компании «Инком-авто», представленные компанией «Hidden Marketing» в лице Михаила Гейшерика, вызвали бурную реакцию аудитории и скорее  осуждение, чем принятие. В то же  время, Ксения Коробейникова из компании «Mail.ru»   рассказала об очень успешных проектах нестандартного продвижения, которые в том числе активно применяются лидером автобизнеса – компанией «Рольф».
        Тайнам медиа-планирования был посвящен второй круглый стол. Он был, пожалуй, самым "горячим" из всех по активности обсуждения темы. Участники так бурно дискутировали, споря о том, как оценить эффективность медиа-планирования, что ведущему даже понадобилась помощь, чтобы примирить спорщиков. 

Второй день конференции был открыт онлайн-опросом (через интернет) от компании «Nielsen Россия».  Более 10 000 владельцам автомобилей по всей России было предложено ответить на вопрос, как  влияет экономическая ситуация в стране  на решение о покупке автомобиля. Эта методика анкетирования позволяет в  короткие сроки получить исчерпывающую информацию с минимальной погрешностью. Такие исследования – это последняя ступень на сегодняшний день в сфере маркетинговых исследований. За 2 часа ответило более 200 человек, само же исследование  завершилось лишь 27 октября утром. Детальный отчет о результатах будет представлен позже, но предварительно можно сказать, что на вопрос «как Вы думаете, Ваша страна в настоящий момент находится в экономическом спаде?» в целом по миру 63%  ответили –  «да», в России только 49% – «да» и 51% – считают, что у нас все в порядке.  На вопрос о  возможности в настоящее время приобрести автомобиль, только 3% ответили утвердительно «да», 39% – возможно, 50%  – маловероятно, остальные дали отрицательный ответ. 

Возвращаясь к докладам в рамках конференции, стоит выделить выступление о принципиально новых интернет-технологиях, которые применяют самые продвинутые автомобильные компании.  Об этом рассказал на примере своей компании Дмитрий Мосиевич, руководитель интернет-проектов  ГК"Автомир": как ему и его команде удается продвигать 24 бренда в интернете силами 2-3 человек, как распределять ответственность за наполнение сайтов. Дмитрий поделился практическими рекомендациями с коллегами как не надо делать продвижение в интернете. 

Руслан Горб рассказал об ИТ-решениях в интернете для автобизнеса в условиях кризиса. Оптимизация расходов в компаниях  влечет к сокращению персонала, а значит к повышению эффективности бизнес-процессов. На примере компании «Ирито», Руслан рассказал за счет чего можно сократить затраты и как сделать работу дилеров эффективной. В этом, по его мнению, может помочь единая информационная система,  которая дает возможность ежедневно мониторить работу бизнес-процессов и своевременно реагировать на изменения. 

Владислав Баранов, технический директор интернет-портала «Avto.Ru»  выступил на тему: «Интернет как средство роста продаж автомобилей». Он очень наглядно отразил,  какие существуют проблемы у дилерского предприятия с размещением в интернете, когда надо в сжатые сроки на многочисленных сайтах разместить информацию о большом количестве автомобилей и делать это приходиться в ручную, что крайне сложно и самое главное – долго.  Компания «Авто.ру» предлагает свое решение, которое может облегчить жизнь, и  самое главное, сократить издержки дилеров за счет применения пакетной заливки объявлений в базу данных, так называемый проект AvtoXML.

Одним из интереснейших было выступление Генерального директора агентства МО.La.Co Евгения Шакирова. Оно было посвящено урезанию рекламных бюджетов: что резать и как резать, а где этого делать нельзя категорически. Свой доклад он обосновывал большим опытом работы по разные стороны баррикады. С одной стороны, он более 6 лет был руководителем отдела рекламы и маркетинга  в самом крупном дилере «Автомир», с другой стороны, он уже год возглавляет рекламное агентство, и как никто другой понимает все проблемы коммуникации между площадками, агентствами и самими заказчиками. Выступление Евгения вызвало активную дискуссию в зале, так как тема болезненна для многих представителей автомобильных компаний. 

Ещё одной темой для бурной дискуссии на конференции стал вопрос о продаже подержанных автомобилей: на каком этапе развития это направление находится сейчас, что будет в России с Trade in в будущем.  Своей точкой зрения  поделились не только представители российского автобизнеса, но и коллеги из Америки и Германии. О технологии продажи поддержанных автомобилей в Японии рассказал Алексей  Фищенко, директор автомобильного портала Drom.ru.  Алексей подробно рассказал о механизме функционирования аукционов и более того поделился мнением о недостатках, которые он видит в японских аукционах. 

Продолжил выступление Алексея Генеральный директор USA Auto Inc Сергей Назаренко, который рассказал о тонкостях Trade in в американском аукционе. Он рассказал об основных игроках рынка поддержанных автомобилей, которыми являются производители, официальные дилеры, независимые дилеры, оптовые продавцы, лизинговые компании, банки и финансовые институты.  Как правило, аукцион проводится один раз в неделю и длится от 30 до 60 секунд. Сергей в своем докладе подробно остановился на больших возможностях, которые есть у российских компаний при работе с американскими аукционами, при условии, что они будут знать о многочисленных «подводных камнях». 

"Автобиржи  в Германии схожи с японскими и американскими, но все же существуют некоторые отличия",  – продолжил тему обсуждения Тим Хилперт, директор по международному бизнесу Mobile.de.  Немецкая платформа  – это не совсем аукцион, вернее совсем не аукцион.  Покупатель звонит  напрямую продавцу для заказа автомобиля. Так же существует схема работы «дилер-дилер». Есть специальные инструменты, которые вычисляют поступающую машину на сайт. Как правило, поступает 10 звонков за 10 минут после опубликования сообщения  о продаже автомобиля. 9 случаев из 10 – это дилеры, которые хотят купить автомобиль для своих целей. Тим Хилперт привел статистику, что в среднем в 13 секунд продается 1 машина, каждые 5 минут автомобиль продается в Россию, 3 из 4 автомобилей  заказывают частные лица, а 1 из 4 дилеры. 

Представители российских компаний с интересом слушали коллег из Америки, Японии и Германии, но не смогли скрыть скептического настроя. Пока не будет принят закон об отмене двойного НДС,  не будет в России и цивилизованного trade in. Но если в январе все-таки этот закон вступит в силу, вот тогда и возможно будет говорить о развитии бирж или аукционов в России. Игорь Мацкевич, директор по продажам автомобилей с пробегом компании «Независимость»  высказал свою точку зрения на ситуацию, связанную с продажами поддержанных автомобилей через аукцион. По его мнению,  в России покупать  автомобили дешевле и ближе. Для того чтобы в России развивались аукционы должна быть почва, пока ее нет. Его поддержал Александр Смирнов  руководитель направления автомобилей с пробегом компании «АвтоСпецЦентр», который рассказал о том, как сейчас обстоят дела с продажами подержанных автомобилей, и о том, какие возможны изменения в самое ближайшее время. 

Ярким завершением Международной  конференции  Автомобильный Бизнес On-line «Автобизон» стал мастер-класс от компании «Яндекс», который проходил по просьбам  участников конференции два дня.  Разбор сложных кейсов, решение актуальных задач, стоящих перед автомобильными компаниями,  демонстрация новых возможностей Яндекса – все это, по мнению участников, жизненно-важные знания.  Самые активные получили не только багаж свежей информации и практических навыков, но и памятные подарки.

CARS.ru