Журнал
ВАЗ 2107
Мотор бьет тревогу

ВАЗ 2107

Если зажглась лампа аварийного давления или заметно изменился звук двигателя - немедленно остановитесь. Иначе, предупреждает Анатолий Вайсман, последствия могут быть печальными…

Если зажглась лампа аварийного давления или заметно изменился звук двигателя - немедленно остановитесь. Иначе, предупреждает Анатолий Вайсман, последствия могут быть печальными…

Недавно вернули в строй ВАЗ-2107 с хрестоматийным для «классики» повреждением двигателя. Цепочка событий, начавшись с «пустячка», привела к ремонту, влетевшему в копеечку!

Тому, кто хорошо знаком с конструкциями распространенных двигателей, излишне напоминать о недостатках привода масляного насоса у двигателей семейства ВАЗ-2101. Но винить конструкторов ВАЗа вроде бы не в чем: узел перекочевал со знаменитого ФИАТ-124 - и с тех пор с завидным постоянством огорчает владельцев. Что и говорить, хлипковат! Увы, эта проблема решалась лишь силами умельцев, «бывалых» и прочих толковых людей - но всерьез переделать мотор по силам лишь заводу. А ему это надо?!

Поломки чаще случаются на моторах с изрядно изношенными деталями привода. Его ахиллесова пята - шлицы в соединении ведущего вала маслонасоса с винтовой шестеренкой - «грибком». Пока шлицы целы, насос справляется с подачей даже стылого масла. Но поршневой мотор богат всяческими колебаниями! Так, неравномерное вращение коленвала передается на сцепление, коробку передач, ГРМ и так далее- вплоть до масляного насоса. Естественно, вибрации тоже «разбивают» шлицы - зазоры растут.

Если шлицы срежутся, масляный насос откажет - дай бог вовремя заметить тревожный свет красной лампы! Правда, мотор не обязательно заклинит сразу - при небольших нагрузках машина порой проходит десятки километров. Увы, водитель может узнать об отказе слишком поздно! Что будет, если так и не вспыхнет на щитке лампочка аварийного давления? Неисправности датчика, самой лампочки, ее цепи и т.п. исключать нельзя. А у того, кто постоянно «балдеет» от громкой музыки, мало шансов вовремя заметить изменение тональности двигателя. Ну а когда из-под капота внятно загрохочет, музыку можете не выключать - все равно мотор убит!

Если он остановлен вовремя, можно восстановить привод народными средствами. Например, от консервной банки отрезаем узкую (3-4 мм) полоску жести, сгибаем скобочкой и, вложив в отверстие «грибка», плотно насаживаем на вал насоса легкими ударами. После пуска двигателя лампа погасла - давление есть, до магазина или сервиса доедете.

…Владелец «семерки» сообщил, что его машину ремонтировали примерно год назад. Сделали все отлично - в частности, заменили маслонасос и детали его привода (запомним этот пункт заказ-наряда!). После этого мотор стал «просто зверь», машина ни разу не подвела, - и хозяин почти 15 тысяч километров наслаждался ездой, не особенно завидуя даже владельцам новых авто. [info] Но у самого выдающегося спортсмена нет-нет да прихватывало сердце! Так и с двигателем. О том, что в нем была некая «слабина», владелец знать не мог. В недавней поездке машина шла довольно быстро - за свистом ветра и звуками магнитолы он не сразу заметил, что шум двигателя какой-то непривычный. На мгновенье вспыхнула лампа аварийного давления. Погасла… Снова вспыхнула… Хозяин немного сбавил скорость, прислушиваясь к шуму под капотом, а тот явно усиливался - и вскоре перешел в глухой тяжелый стук. Лампа уже не гасла.

К нам машина прибыла на буксире. Дабы убедиться в правоте хозяина, мы на несколько секунд пустили двигатель: да, стук типично шатунный - какому-то вкладышу пришел конец. Разборку мотора начали с того, что сняли распределитель зажигания и вынули «грибок».

Так и есть: шлицы в «грибке» на стороне привода насоса стерты до основания. Добрались до самого маслонасоса. Шлицы на валике - как корова языком слизала, а сам насос, судя по его виду, отработал долгие годы. И скорее всего, уже давно не обеспечивал достаточно высокого давления масла, но мотор каким-то чудесным образом это терпел. (Помните, я рассказывал похожую историю про «Форд»?) Когда лампочка аварийного давления вспыхивала и гасла, шлицы еще кое-как «подкусывали», но давление в системе уже было недопустимо низким. А вот и результат отказа - шатун первого цилиндра сухой и черный, словно обугленный. Здорово грелся, бедняга! Дальнейшая разборка показала, что его вкладыши и шейка коленвала задраны, а остальные шатуны, как обычно, еще не совсем убиты, но тоже близки к этому. Дело житейское: всегда сначала погибает один - если в этот момент мотор остановить, то остальные еще живы, хотя и дышат на ладан! Пострадали, конечно, и коренные вкладыши.

Рассказывать подробно о ремонте этого двигателя нет смысла - дело обычное. А обошелся ремонт почти в 1 6 тысяч рублей.

#ВАЗ #2107
За Рулем