Журнал
Холодный расчет
Холодный расчет

Холодный расчет

Какая отрицательная температура станет для батареи критической? На этикетках и даже в стандартах об этом ни слова – понадобился эксперимент. Аккумуляторную «гонку с выбыванием» организовали Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.

Какая отрицательная температура станет для батареи критической? На этикетках и даже в стандартах об этом ни слова – понадобился эксперимент. Аккумуляторную «гонку с выбыванием» организовали Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.

На морозе сжимается почти все. Даже ампер-часы.

Зима для батарей хороша только в одном отношении: саморазряда при низких температурах почти нет. В остальном же – все плохо. Удельное сопротивление электролита и сепараторов возрастает на холоде в несколько раз, а потому батарея теоретически не может выдать ток, который дала бы на солнышке. Мало того, принять нормальный зарядный ток она тоже не может, как бы ни пыхтел генератор. И чем холоднее на улице, тем хуже ей живется.

По правилам проверку электрических параметров батарей проводят при минус 18°С. Что будет дальше, не знает никто. ГОСТ 959-2002 хоть и требует работоспособности при минус 40°С, но говорит лишь о герметичности батарей, причем без электролита. Нас заинтересовало совсем другое – какая из батарей «помрет» последней при более низких температурах? И при каких именно? Никакими стандартами такая проверка не предусмотрена. Поэтому решили действовать так: взять десяток брендов, победивших в предыдущей экспертизе, и устроить забег чемпионов к «полюсу холода», постепенно снижая температуру с шагом в три градуса. Для большей объективности приобрели в московских магазинах по два экземпляра каждой марки.

РАЗМИНКА

Купленные аккумуляторы, как показывает весь наш опыт, могли пролежать на полках совершенно разное время. Отправь мы их в морозильник немедленно, многие могли бы совершенно незаслуженно не выдержать пытки холодом. В конце концов, изготовитель не виноват, если его изделие попадает к потребителю, скажем так, в состоянии второй свежести. Поэтому сначала провели «разминку»: батареи несколько раз полностью разрядили и зарядили. Исходные свойства, как правило, при этом восстанавливаются.

О правильности такого подхода говорят результаты сравнения резервной емкости (измеряется в минутах разряда током 25 А) в состоянии поставки и после третьего цикла. К примеру, батареи «ЗиД» из Коврова почему-то долго не находили покупателей: тем временем их емкость упала соответственно до 26 и 30 минут! Зато после третьего цикла эти аккумуляторы отблагодарили за заботу емкостью 105 и 109 минут, немного уступив лишь «Зверю»! Тот, в свою очередь, тоже попал к нам изголодавшимся: 36 и 43 минуты – маловато будет.

Затем все батареи прошли контрольное испытание заявленным током холодной прокрутки при минус 18°С. Этот отборочный тур нашего чемпионата выдержали все, причем в лидерах оказались оба «АкТеха». Может быть, именно они и выиграют сражение с Дедом Морозом?

ЧТО-ТО СТАЛО ХОЛОДАТЬ...

Теперь температуру в камере начали понижать с шагом в 3°С (разумеется, перед каждой новой попыткой исходный заряд восстанавливали). Все аккумуляторы решили поставить в равные условия, нагрузив не заявленным, а единым для всех током – 420 А. Напряжение отсечки тоже снизили с 7,5 до 6 В. Это тот порог, когда в автомобиле еще должна работать остальная электрика и электроника.

Итак, на шкале термометра минус 21°С. Россиян таким морозом не испугать, батареи тоже выстояли. [info] В лидерах – по-прежнему «АкТех»: после 10 с напряжение на клеммах – 7,85 и 7,88 В. На пятки наступают турецкие Mutlu, наши «АКОМ-Гранд» и «Исток». Мороз крепчает: на дворе минус 24°С. Батареи уже не способны сохранить гостовские 7,5 В на десятой секунде разряда. Но наши требования выдерживают пока все. Идем на минус 27°.

Первая семерка на табло цифрового вольтметра начинает меняться на шестерку. Но не у всех: вперед вырываются Mutlu (7,12 и 7,08 В), «АКОМ-Гранд» (7,11 и 7,04 В) и американский Medalist (7,09 и 7,03 В)... Столбик термометра переходит отметку в минус 30°С. Это – знаковая величина: 7 В не выдает больше никто. Более того, некоторые сдались. Это – один из «огненных мячиков» FireBall, отключившийся на восьмой секунде, и ковровский «ЗиД» – сломался уже через 5 с. Причем, если второй FireBall еще намерен побороться, то «ЗиД» явно умирает. Дальнейшего похолодания он точно не выдержит.

Компрессор морозильной камеры продолжает работу. На шкале минус 33°С. И вот он – момент истины! Их осталось совсем мало – стойких свинцовых солдатиков. Пытку выдержал один из «медалистов», один из «истоков» и один из «грандов». До порога в 6,0 В им остались буквально милливольты. А чемпионами становятся... вроде бы теплолюбивые турецкие Mutlu! На десятой секунде на их клеммах все еще 6,36 и 6,34 В – по идее, исправный мотор должен завестись.

Чтобы исключить всякие сомнения, мы спустились еще на одну температурную ступеньку – минус 36°С. Теперь Mutlu отказали через 7 и 8 с, лучшие же из экземпляров Medalist, «АКОМ-Гранда» и «Истока» могли бы, теоретически, крутить стартер от 1 до 3 с. Но это уже несерьезно...

За Рулем