Журнал
24 часа до индикатора
24 часа до индикатора

24 часа до индикатора

Проверка шин на выносливость – хлопотное и дорогое испытание. Благодаря марафону «60 часов за рулем» мы провели интересное сравнение. О результатах докладывает Сергей Воскресенский. Фото: Константин Якубов.

Проверка шин на выносливость – хлопотное и дорогое испытание. Благодаря марафону «60 часов за рулем» мы провели интересное сравнение. О результатах докладывает Сергей Воскресенский. Фото: Константин Якубов.

Самое нудное – после 12–14-часового рабочего дня снимать колеса и измерять глубину протектора. Несколько контрольных точек по диаметру колеса, три–пять по ширине: ведь канавки зачастую имеют разную глубину, к тому же на 14-километровом кольце автополигона покрышки изнашиваются неравномерно… В голове так и мельтешат миллиметры, а вокруг бродят усталые коллеги, причем каждый считает своим долгом поинтересоваться: «Ну, как там шины?» Отказать в ответе нельзя, ведь завтра нам опять по очереди «лететь» на максимальной скорости и от того, как поведут себя «пневматики», зависит очень многое…

ВЫБОРЫ

Прошлогодний эксперимент (ЗР, 2006, № 11) принес любопытные результаты. Поэтому, готовясь к нынешнему, третьему по счету марафону, не сомневались: испытаниям шин быть. Какие выбрать? Конечно, очень интересно проверить на выносливость новинки. У нас три автомобиля, значит, можно протестировать аж шесть комплектов. Вот только по опыту прошлых лет известно: до финиша могут добраться не все «шиноносители». А это, увы, потеря информации, и так собираемой по крупицам. Кроме того, новинки хорошо сравнивать с многократно проверенным, базовым вариантом, точкой отсчета, если хотите. Таковыми для нас пока остаются шины «Мишлен-Энерджи», отлично зарекомендовавшие себя в предыдущих испытаниях. Модель не нова, скорее всего, в следующем году появится новая энергосберегающая покрышка. Но пока нынешняя – стабильный, заслуживший доверие эталон.

Оппонентом выбрали «Гудьир» – давно хотелось проверить, насколько стабильны в экстремальных условиях шины, ориентированные на дождливую погоду. В скоростной категории «Н» (210 км/ч) для «Чери-Форы» и «Лады-Приоры» выбрали сравнительно новую модель – «Гидра-грип». А вот для «тихохода» «ФИАТ-Албеа» (категория Т, 190 км/ч) пришлось ориентироваться на другую новинку – «Гудьир-Дюрагрип». Итак, «Мишлен» против двух моделей «Гудьир». Поехали!

МЕЖ КОМФОРТОМ И ЖЕСТКОСТЬЮ

Шины могут многое рассказать еще до основных испытаний. Например, «Мишлен-Энерджи» славятся сбалансированностью, стабильностью характеристик, порой даже в ущерб иным свойствам. Мы уже замечали, что на машинах без АBS они слишком резко срываются на юз при интенсивном торможении. Жестковаты эти шины и на мелких неровностях. Зато автомобили, обутые в «Энерджи», экономичны, отлично катятся, надежны и понятны в управлении.

«Гудьир-Гидрагрип» мягче, комфортнее, на торможении прямо липнут к асфальту, принося отличный и очень стабильный результат. Коллега, попавший в сильнейший ливень, с восторгом рассказывает о понятном и очень надежном поведении автомобиля на дороге. Что ж, пока можем упрекнуть шины лишь за далеко не рекордное свободное качение – тот самый выбег, сказывающийся прежде всего на экономичности.

С «Дюрагрип» ситуация еще интереснее. Согласно табели о рангах, они несколько проще, хотя во многом похожи на более скоростных собратьев. [info] Но едва заканчиваются предстартовые измерения, на боковине одного из колес появляется «затяжка», она же «грыжа», образовавшаяся в месте соединения корда. Контроль радиальных и осевых биений не выявляет ничего криминального, и колесо оставляем в строю. Посмотрим, что будет дальше.

ПРОВЕРКА СКОРОСТЬЮ

В этот раз все прошло без сюрпризов – по крайней мере, шины добрались до финиша. В среднем по 24 часа отработала каждая из моделей, чтобы пройти необходимое количество зачетных километров. Сход «Приоры» почти не нарушил достоверности результатов: выручил «китаец», обутый в такие же покрышки.

Как и ожидали, скоростная, но не очень стабильная на максималке «Фора» уничтожила протекторы передних покрышек до индикаторов, задних – примерно на четверть. «Мишлен» – лидирует. Словно подглядев прошлые результаты, шины не только полностью сохранили целостность силового каркаса, но и показали очень похожий темп износа. Даже на стертых почти до индикатора передних покрышках биений не обнаружили. Изношенные «Энерджи» выиграли и на торможении.

«Гудьир-Гидрагрип» держались очень долго. Даже уступая «Мишлену» в износостойкости, сохраняли стабильное поведение на высокой скорости. Все решили последние несколько часов. Сначала на передних колесах отметили едва заметную разницу по глубине протектора в диаметрально противоположных точках, затем и биения, видимые невооруженным глазом. Ну а к замерам после финиша на «Форе» вовсю вибрировала баранка.

Тихоходный «Албеа» оказался более бережливым к обуви: шины изнашивались «ноздря в ноздрю». Все решило качество изготовления. Пресловутые «грыжи» вспухли еще на двух колесах «Дюрагрип», а на том, где дефект появился первым, стало ощутимо и осевое биение. Словом, и в этой номинации «Гудьир» уступил, хотя боролся на равных.

ПРОВЕРЕНО «ЗА РУЛЕМ»

Конечно, износостойкость и выносливость – лишь составляющие целого комплекса свойств, которые закладывают в современную шину. Благодаря многочисленным сравнительным тестам мы, как правило, хорошо, но отчасти однобоко информированы о тех или иных возможностях покрышек. Ресурсные испытания дают дополнительную информацию. Не стоит рассматривать ее как единственное руководство к действию, но учитывать – не вредно.

За Рулем