Журнал
Малая механизация
Малая механизация

Малая механизация

Прицеп к легковому автомобилю – вещь в хозяйстве весьма полезная. И вдвойне, если он самосвальный. Несколько конструкций опробовал Владимир Арбузов.

Прицеп к легковому автомобилю – вещь в хозяйстве весьма полезная. И вдвойне, если он самосвальный. Несколько конструкций опробовал Владимир Арбузов.

Острословы говорят, что труд создал из человека лошадь. Шутка, конечно, но доля правды в ней есть. Выгрузить из легкового прицепа песок лопатой не намного легче, чем загрузить. А нельзя ли сделать так, чтобы он сам высыпался? Оказывается, можно, и некоторые заводы уже выпускают самосвальные модификации прицепов. Кроме того, немало обычных прицепов оснащено дышлом, складывающимся для вертикального хранения в гараже. Если немного доработать конструкцию, получим вполне работоспособную самосвальную опцию.

Переделка нашего прицепа КМЗ-8284 свелась к переносу фонарей из-под платформы на боковые борта. Сделали это ради безопасного увеличения угла опрокидывания. На штатном месте фонари хоть и защищены, но при самосвальной разгрузке на рыхлом грунте могут пострадать.

Для разгрузки нужно снять задний борт – он на петлях и защелках, снимается за несколько секунд – положить сзади под колеса упоры и освободить фиксатор дышла. Осталось подать автомобиль назад – и шарнирно закрепленное дышло опрокинет кузов. Угол опрокидывания ограничен лишь свободой сцепки прицепа с шаром тягово-сцепного устройства, поэтому не переусердствуйте, иначе ее недолго сломать.

Еще одно ограничение – конструктивное. [info] Мощной рамы, присущей настоящим самосвальным кузовам, здесь нет, поэтому перегруз сверх нормативных 370 кг нежелателен.

Другое дело – специализированный прицеп-самосвал 82940Т «Трейлер». У него практически вечная независимая резиножгутовая подвеска, рама, прочный каркас кузова, жесткое треугольное дышло и съемный задний борт. Этот работяга везет столько, сколько влезет, а при разгрузке готов поднять кузов почти вертикально – останется лишь смахнуть веником те малые крохи груза, что прилипнут к бортам.

Прицеп оснащен гидроцилиндром и ручным насосом – подъем кузова занимает около двух минут. Все железо защищено от коррозии горячим цинкованием (окунанием в ванну с расплавленным металлом) – так слой цинка получается примерно в 10 раз толще, чем при электролитическом покрытии. И хоть модель эта не конкурент КамАЗу, быть профессиональным средством производства ей вполне по силам.

Тем, кто предпочитает поддержать зарубежного производителя, стоит обратить внимание на изделия немецкой фирмы «Бартхау» (Barthau). Ее одно- и двухосные прицепы-самосвалы везут от 550 до 1450 кг при собственной массе 450–550 кг. «Европейцев» отличают оцинкованная и окрашенная порошковой эмалью рама, инерционный тормоз, автоматически отключаемый при движении задним ходом, необслуживаемая резиножгутовая подвеска, передвижные проушины для крепления груза, которые можно закрепить в любом месте по периметру кузова, алюминиевые легкосъемные борта. По заказу – трапы для въезда техники, дополнительная задняя опора и, конечно, высочайшее качество изготовления. Аргументы серьезные, но и цена двухосной модели почти вчетверо выше, чем «Трейлера».

Что ж, выбор прицепов-самосвалов, как видим, невелик, но при необходимости подобрать подходящее транспортное средство без двигателя вполне возможно.

За Рулем