Журнал
ВАЗ Kalina
Не справился с управлением

ВАЗ Kalina

Фразу, вынесенную в заголовок, мы нередко слышим в сводках ГАИ. За кадром, как правило, остается – почему не справился. Но в этой истории вины водителя нет. Драматические подробности – от Андрея Сидорова. Фото: Константин Якубов.

Фразу, вынесенную в заголовок, мы нередко слышим в сводках ГАИ. За кадром, как правило, остается – почему не справился. Но в этой истории вины водителя нет. Драматические подробности – от Андрея Сидорова. Фото: Константин Якубов.

ЗНАЛ БЫ ПРИКУП...

Конечно, встречаются за рулем и пьяные, и самоуверенные лихачи, и идиоты с купленными правами, но не о них пойдет разговор.

Говорят, машины как женщины: с одними хорошо, а без них еще лучше; есть и другие – с ними плохо, а без них еще хуже. А как выбрать такую, с которой будет хорошо, а без нее совсем плохо? Как-то при очередном просмотре «кандидаток» в автосалоне «Сапсан», что в Набережных Челнах, Дмитрия привлекла новенькая светло-зеленая «Калина». Конечно, он и раньше знал об этой модели, но поездить не доводилось. С виду – маленькая, куцая, а цена – как у более солидной «десятки».

Однако внутри машина оказалась вполне просторной, уютной и очень удобной. А менеджер меж тем мурлыкал о достоинствах – современная, мол, перспективная, экономичная, безопасная и наша, отечественная! С ремонтом и запчастями проблем не будет, да и гарантия солидная. Последней каплей стала демонстрация возможностей электроусилителя руля – на месте баранка крутилась одним пальцем! Возможно, к тому времени сказалось длительное воздержание от езды и уже хотелось хоть какую-нибудь машину, возможно, менеджер попался напористый – кончилось тем, что из салона Дмитрий уехал на новенькой «Калине».

Минул остаток зимы, весна, лето, а с ними и 12 тысяч километров. Машина в общем нравилась, за исключением сущих пустяков: чуть поскрипывало где-то снизу, постукивали суппорты колодок да задние тормоза казались слабоватыми. Для отечественной машины – мелочи, со временем все можно устранить. Тут бы и поблагодарить судьбу за удачный автомобиль, но, как вы, наверное, догадались, тогда и этот материал не появился бы на свет. Однако он перед вами, и поводом стал тот самый электроусилитель, что в свое время заворожил Дмитрия.

Однажды на панели приборов загорелся сигнализатор неисправности ЭУР. На сервисе привести машину в порядок не смогли, да особо и не пытались – случай явно гарантийный, пусть завод и отдувается. Решение вынесли соломоново: «Ты пока так катайся, а придет новый ЭУР – поменяем по гарантии!». Только что-то не заладилось у «Сапсана», и от дилерской кормушки его к тому времени отлучили. А значит, на скорую замену дефектного узла рассчитывать не приходилось. Какое-то время Дмитрий так и ездил – благо рулевое управление хоть и осталось без усилителя, но работало исправно. Заехал даже к официальному дилеру «Лада-Сервис» в Нижнекамске. Там, естественно, отфутболили: дескать, «Сапсан» со своим «недилерским» рылом машину обслуживал, наверняка что-то напортачил, а мы исправляй? За свой счет – пожалуйста: платите в кассу 20 000 рублей! (Заметим, что все сертификаты на право заниматься ТО и ремонтом у «Сапсана» есть.) Дмитрий предпочел дождаться электроусилителя по «месту прописки» автомобиля. А пока крутил баранку, как когда-то на «четырнадцатой».

Недели две горящий на щитке сигнал назойливо напоминал о дорогой и бесполезной опции, а потом примелькался и уже не тревожил. Но ЭУР вдруг стал подавать признаки жизни. Сигнал время от времени гас и усилитель включался в работу. Ненадолго, часа на два в день. График работы «малолетки» был довольно свободный – рабочие часы набирал в несколько приемов, минут по 30–40 за раз. Дмитрий вывел закономерность. [info] Утром, пока мотор холодный, смены были длиннее, а по мере прогрева сокращались. Прошел еще месяц; как-то вечером на пустынном шоссе в очередной раз погас сигнал и ЭУР взялся за работу.

КУДА Ж ПОСКАЧЕТ МОЙ ПРОКАЗНИК?

Не зря говорят: заставь дурака богу молиться – лоб расшибет! На легкое подруливание ЭУР отозвался со всей доселе дремавшей силой – рванул руль влево так, что чуть не оторвал хозяину пальцы. Представьте, скорость под сотню, дорога ровная, как стрела, в салоне журчит музыка и вдруг руль до упора влево – обхохочешься! А говорят, «Калина» – скучный автомобиль!

Повезло – встречная машина была далеко, обочина пологая и без деревьев. Бросок завершился выездом в поле. Двигатель работал, ЭУР, как водится, уже отдыхал, а дрему как рукой сняло! Что ж, первая атака успешно отбита – жертв и разрушений нет, можно потихоньку ехать домой.

Вторая случилась в городе через несколько дней, но условный рефлекс был уже выработан: обе руки на руле, хват закрытый, плотный и скорость 60. Дорога с односторонним движением и разделительным газоном, поэтому ни ЭУР, ни встречный грузовик не имели никаких шансов. Остановился впритирку к бордюру.

Третий звонок был и вовсе безобидным. На стоянке с работающим двигателем в ЭУРе что-то щелкнуло, он привычно отработал влево, а из-под панели потянуло горелой изоляцией. Дольше испытывать судьбу Дмитрий не решился и здесь же внес изменение в конструкцию – сорвал с ЭУР провода.

Мы намеренно опустили переговоры Дмитрия с другими официальными дилерами ВАЗа. Суть их сводится к одному – отфутболить клиента, обвинить его во всех смертных грехах (установка сигнализации, дополнительного фонарика в салоне или, например, тягово-сцепного устройства) и снять с гарантии. Иными словами, сделать все, чтобы ничего не делать!

Отдадим должное «Сапсану». К нашему визиту в Нижнекамск на «Калине» Дмитрия уже стоял новенький ЭУР и совершенно бесплатно, если, конечно, не считать седых волос за те несколько «счастливых» мгновений. Но ведь на пользу пошло! Теперь владелец за рулем предельно сосредоточен, руль держит обеими руками и даже на пустынном шоссе скорость не более 80.

НЕ ЖИЛИ БОГАТО…

Проколы случаются и у самых именитых производителей. И «Тойота», и «Мерседес» не брезгуют отзывами десятков тысяч автомобилей по куда менее серьезным причинам! При этом не считаются с затратами – «потеря лица» гораздо дороже. Здесь же на карте стоит жизнь! Ведь дернись руль в менее благоприятный момент – одним горемыкой стало бы меньше. (Или пятью, по количеству пассажиров.) Да, ВАЗ тоже отзывал «калины» в связи с неисправностями ЭУРа, только делал это, похоже, для галочки – машина нашего героя не попала в «золотую» серию. И таких немало: письма и звонки читателей – тому подтверждение. А быть может, просто не стоит овчинка выделки? Худо-бедно, но в год раскупают сотни тысяч машин. Только с таким отношением к покупателю овчинка эта никогда не станет золотым руном, а торговая марка ВАЗ – символом современного автомобиля. И, пожалуй, хорошо, что на «Калине» нет ни подушек безопасности, ни ABS – с ними «не справившихся с управлением» могло стать гораздо больше.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ СМИРНОВА

Напомню, что ПДД запрещают эксплуатировать автомобиль с неисправным усилителем руля (п. 2.3 Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации). Владелец, уже знавший о дефекте ЭУР, должен был соблюдать этот запрет, не подвергая себя излишнему риску. Однако стоит подчеркнуть, что главную опасность представляют недоброкачественные узлы (в данном случае электроусилитель руля), предназначенные для жизненно важных систем автомобиля.

#ВАЗ #Kalina
За Рулем