Журнал
Братский кордон
Братский кордон

Братский кордон

По статистике, каждый пятый наш автомобилист в течение года хотя бы раз пересекает на машине границу России. Мы начинаем рассказ об автомобильных пограничных переходах и о том, как без проблем преодолеть их. На украинской границе побывал Игорь Моржаретто.

По статистике, каждый пятый наш автомобилист в течение года хотя бы раз пересекает на машине границу России. Мы начинаем рассказ об автомобильных пограничных переходах и о том, как без проблем преодолеть их. На украинской границе побывал Игорь Моржаретто.

В год украинскую границу пересекает более 2 млн. автомобилей с российскими номерами. Самый крупный пункт пропуска – «Нехотеевка» на трассе М2 «Крым». По ней россияне едут в крупные украинские города – Харьков, Запорожье, Днепропетровск и далее к курортам Черного моря. Примерно за километр от погранзоны появляются продавцы украинских полисов ОСАГО. Как правило, в качестве приманки они используют роскошных длинноногих дивчин в шортиках, которые призывно заманивают путников купить необходимый документ. Стоит он недорого: на две недели пребывания на Украине на автомобиль класса нашей «Лады» – чуть больше 200 рублей. Впрочем, такой полис можно купить и заранее – во всех 172 российских страховых компаниях, входящих в Российский союз автостраховщиков.

В июне больших очередей мы не обнаружили; вечером в пятницу насчитали примерно два десятка легковых автомобилей и пять автобусов. Первый этап – пограничный контроль, где служивые проверяют только набор документов. Очередь движется быстро; за первой линией начинается таможенная зона. Шесть линий – для легковых автомобилей; у грузовиков и автобусов свои, отдельные линии. Но в любом случае больше всего времени уходит на проверки именно здесь, ведь все водители и пассажиры с личными вещами должны выйти из машин или автобусов, пройти через зал, где пограничники проверят документы (в загранпаспорт поставят штамп о пересечении границы, во внутренний – нет), а таможенники – «прогонят» багаж через рентгеновский аппарат и осмотрят лично (если возникнет такая нужда). Потом те же таможенники проверят транспортные средства. А грузовики и автобусы дополнительно осмотрят сотрудники Госавтодорнадзора. Проверят документы, показания тахографа, соответствие заявленному весу и т.д. Это все, как правило, занимает минут 30–40. Дальше та же процедура повторится уже на украинской территории. Механизм проверок отработан достаточно четко, поэтому даже в разгар летнего сезона потребуется... час, от силы два – и автомобиль уже мчится к Харькову.
– Самые напряженные дни у нас – это пятница-воскресенье, а также праздничные, – рассказывает начальник транспортного контроля МАПП (международного автомобильного пункта пропуска) «Нехотеевка» Юрий Черсков. – На Украине, например, на Троицу – три выходных дня, и многие едут в гости в Россию. Наши по выходным отправляются на рынки в Харьков – там цены на продукты и товары куда ниже. А самый спокойный день – конечно же, понедельник!

В короткой очереди тоже все спокойно, наверное, все привыкли.
– Я тут каждый год проезжаю – у меня родственники в Запорожской области, – рассказал москвич Влад. – Раньше приставали по мелочам все – и наши, и особенно украинские службы. Теперь стало куда спокойнее и очередей в этом году нет вовсе. [info]

В Белгородской области – девять МАПП, но на долю «Нехотеевки» приходится почти 60% всего потока автомобилей. В летний период ежедневно границу в одну сторону пересекают около 4 тысяч легковых автомобилей, 200–300 грузовиков и автобусов.
– Очереди, конечно, бывают, но есть альтернатива, – делится опытом Ю.Черсков. В 20 километрах от нас расположен другой МАПП – «Шебекино», там едут в основном грузовики, легковых почти нет. Хотя для них отдельная полоса. Если время поджимает, «Нехотеевку» можно обойти.

Современный МАПП, рассчитанный на пропуск в сутки до 12 тыс. авто и 53 тыс. человек, в «Нехотеевке» открыли пять лет назад. Все вроде бы хорошо и красиво, даже два магазина беспошлинной торговли работают, только вот нет… ни одного туалета общего пользования, поэтому водителям и пассажирам приходится терпеть – только за границей (с обеих сторон) есть кафе с «местами общего пользования». Нет на «Нехотеевке» и медпункта, хотя за пять лет работы было даже два смертельных случая. Оба раза в летнюю жару не дождались «скорой» люди с больным сердцем.

А еще с недавних пор на «Нехотеевке» ввели очень неприятное ноу-хау: всех водителей грузовиков и автобусов сотрудники Ространснадзора проверяют по базе данных на предмет неуплаченных штрафов. Если есть грехи, предлагают отправиться назад или заплатить штраф в местном филиале Сбербанка. Он рядом и работает круглосуточно. Обещают, что в ближайшее время опыт распространят и на водителей легковушек.

ВДОЛЬ ГРАНИЦЫ

Сегодня, говорят, уже практически нет случаев, когда водители пытаются стороной объехать МАПП: слишком серьезное наказание ждет за это (статья УК за нарушение границы и конфискация автомобиля и груза!). Да и хватает пунктов пропуска – их на границе с Украиной (ее длина – 2063 км) 26. Двадцать четыре постоянно работают, остальные подключаются в сезон, по мере надобности. Есть очень загруженные переходы, есть и такие, где в сутки проходит всего несколько авто.

На границе Украины с Брянской областью – четыре МАПП: «Новые Юрковичи», «Погар», «Ломаковка» и «Троебортное».
Обещают, что скоро Брянская область получит еще один современный МАПП – «Погар».

В Курской области были открыты и оборудованы по временной схеме три автомобильных пункта пропуска: «Суджа», «Крупец» и «Теткино».

В Белгородской области самый большой участок границы: больше 500 км. И поэтому здесь больше всего автомобильных пунктов пропуска – девять и у каждого свой «конек». Например, через «Шебекино» идут перевозки автомобилей (украинских – к нам, российских – к ним), а через «Грайворон» – молочной продукции.

Два пункта работают в Воронежской области и восемь в Ростовской: «Весело-Вознесенка», «Волошино», «Гуково», «Донецк», «Куйбышево-1», «Новошахтинск», «Покровское», «Чертково».

При пересечении границы Украины надо иметь при себе: паспорт (внутренний или заграничный – не важно), свидетельство о рождении ребенка (вкладыш о гражданстве обязателен!), нотариальное разрешение родителей на вывоз ребенка до 16 лет (если он едет без одного или обоих), техпаспорт на автомобиль, заверенную у нотариуса доверенность на автомобиль (если надо), страховые полисы ОСАГО РФ и Украины.
За Рулем