Журнал
Три буквы по тройной цене
Три буквы по тройной цене

Три буквы по тройной цене

Реальные преимущества батарей с надписью AGM проверил Алексей Воробьев-Обухов.

Реальные преимущества батарей с надписью AGM проверил Алексей Воробьев-Обухов.

Буквы AGM означают Absorbed Glass Mat – впитывающие прокладки из стекловолокна. Идея очень проста: в аккумуляторах вместо конвертов-сепараторов, увеличивающих внутреннее сопротивление батареи, между пластинами вложены «промокашки» из стекловолокна, причем весь пакет сильно сжат упругим пластиковым корпусом батареи. Электролит (он обычный, в отличие от настоящих гелевых батарей, где его загущают добавками двуокиси кремния) поднимается по прокладкам, как по фитилю. Сильное сжатие пластин не дает осыпаться активной массе и уменьшает внутреннее сопротивление. В результате такие батареи отдают больший ток и, как утверждают, служат до 12 лет!

Еще одно очень важное свойство батарей AGM заключается в их устойчивости к частым циклам перезаряда и к глубокому разряду. Это особенно важно для автомобилей с системой «стоп-старт», в которых двигатель останавливается на остановках перед светофором.

Пока батареи AGM освоили лишь несколько крупных производителей, причем шкала номинальных емкостей не столь широка, как у обычных аккумуляторов. На российском рынке AGM-батареи емкостью 55 А.ч представлены лишь двумя марками – Deka и Titan, так что мы взяли на экспертизу еще три такие батареи емкостью 70 А.ч – их рекомендуют для больших авто – пикапов, джипов, да той же «Волги», например.

ИСПЫТАНИЯ

В соответствии со стандартами измеряли ток холодного пуска при температуре -18°С, оценивая его по напряжению на батарее при ее разряде заявленным током в течение 10 с и затем током, равным 0,6 от заявленного, еще в течение 80 с. В конце первого отрезка времени напряжение не должно упасть ниже 7,5 В, второго – ниже 6,0 В, иначе – брак.

Мы повторили эти измерения при –30°С (такое испытание предусмотрено международным стандартом МЭК 60095-1 Изд. [info] 7).

Резервную емкость оценивали в минутах при разряде током 25 А при температуре +27°С до напряжения 10,5 В.

При испытаниях для батарей AGM предусмотрен несколько иной режим заряда: сначала их заряжают при постоянном напряжении 14,4 В в течение 20 часов, а потом – постоянным током 2,75 А для батарей 55 А.ч или 3,5 А для батарей на 70 А.ч еще 4 часа. Заметим здесь же, что такие батареи более требовательны к работе регулятора напряжения в автомобиле – ведь испарившийся в случае перезаряда электролит восполнить не удастся!

ИТОГИ

Все AGM-батареи оказались с хорошими характеристиками и заметно лучше традиционных аккумуляторов. Батареи емкостью 55 А.ч сильно различались по массе, и не случайно: американцам удалось засунуть в Intimidator (Устрашающий) больше пластин, получив в результате ток холодного пуска почти такой же, как у батарей на 70 А.ч! Вопрос о лидерстве в этой группе решился почти автоматически.

Среди батарей емкостью 70 А.ч все три образца близки по параметрам. Вот только при испытании температурой минус 30°С австрийский Banner поотстал.

За Рулем