Журнал
Шесть километров бесплатно
Шесть километров бесплатно

Шесть километров бесплатно

Реклама, призывающая заправляться топливом известной марки, обещает, что шесть километров из каждой сотни станут бесплатными! Возможно ли это? Свое мнение высказывает эксперт Александр Шабанов.

Реклама, призывающая заправляться топливом известной марки, обещает, что шесть километров из каждой сотни станут бесплатными! Возможно ли это? Свое мнение высказывает эксперт Александр Шабанов.

Что знает средний автомобилист о качестве топлива? Основной критерий – субъективный: тянет мотор или «тупит»? Еще потребитель знает, что в топлива льют разные присадки, от которых обгорают клапаны, греются моторы и вообще – голова болит... Но так ли все просто?

В лаборатории Санкт-Петербургского политехнического университета мы занимаемся проблемой качества топлива уже много лет. Большинство выводов находит аналогию в области... спорта!

ОТКУДА ПРОЦЕНТЫ?

Сразу договоримся, что про октановое число сейчас говорить не будем – журнал уже не раз об этом писал. Просто возьмем несколько бензинов разных фирм, работающих на рынке Северо-Запада России, и посмотрим, как в одинаковых, стандартных условиях, в один и тот же день отреагирует на них один и тот же двигатель. Все бензины – марки А-95 (названия фирм не приводим, дабы не переводить технический вопрос в идеологический). Просто присвоим бензинам номера – от 1 до 5. Теперь они – как спортсмены перед решающими схватками.

Итак, залили, прогрели мотор, погоняли его на разных режимах, чтобы исключить взаимное влияние различных топлив, а потом замерили мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов при полном открытии дроссельной заслонки, а также на режимах частичных нагрузок. Результаты обработали, построили графики, наложив кривые одна на другую. Вот вам и легкий тюнинг – причем безо всякого вмешательства в «железо»! Мощность двигателя от образца к образцу менялась процента на 3–4, удельный расход – на 8–10%, а токсичность отработавших газов по различным компонентам – на 25–40%! Ничего удивительного: регулярные проверки качества топлива, которые лаборатория делает каждые полгода, дают аналогичный результат!

Почему же это происходит – ведь на вид «спортсмены» были одинаковыми?

ПАРАФИНЫ, ОЛЕФИНЫ И АРОМАТИКА

Бензин – это, по сути, веселая компания из более чем 250 видов органических углеводородных соединений. Объединены они в несколько основных групп – алканы, алкены, оксигенаты, олефины, ароматические углеводороды. Сколько чего – зависит от исходного сырья и технологии переработки. А вот на качество сгорания бензина – и, следовательно, на поведение мотора – при одинаковых условиях влияют три параметра: скорость сгорания, полнота сгорания и теплотворная способность топлива, то есть количество килокалорий, которое мы скармливаем двигателю с каждым килограммом топлива. А это все зависит от того, сколько и каких углеводородов попало в конкретный бензин. Для проверки образцы испытанных бензинов разложили на отдельные составляющие методом хромато-масс-спектроскопии.

Разница впечатлила: разбег содержания ароматических углеводородов составил от 66 до 41%! Кстати, по требованиям Евро III этот параметр не должен превышать 42%, а по Евро IV – не более 30%. Что касается спорта, то наш символический бегун, в рационе которого был, скажем, кислородный коктейль, «сделал» на финише соперника, чей рацион оказался пересыщен ароматикой.

НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЬ!

Закупка бензинов различных фирм позволила разделить их на три группы по содержанию ароматики. Они отличались не только составом, но и плотностью.

Первая – это бензины с содержанием ароматики от 58 до 66% и плотностью от 760 до 775 г/л. В дальнейшем будем условно называть ее тяжелой. Вторая – средняя группа – объединила топлива с содержанием ароматики от 48 до 57% и плотностью 745–759 г/л. И третья, легкая – та, которая приблизилась к «евробензинам», имея от 41 до 47% ароматических углеводородов и плотность 718–744 г/л.

По нашим оценкам, на рынке Северо-Запада преобладают бензины средней группы – более 60%. Легких бензинов процентов 10–15, остальные – тяжелые.

Теперь повторим предыдущий цикл испытаний. Для сравнения оценим два обобщенных показателя – моторный, включивший в себя эффекты повышения мощности и снижения расхода топлива, и токсичности, увязавший изменение содержания СО, СН и NOx по сравнению с эталонным бензином, синтезированным нами из чистых эталонных углеводородов.

Итоги – на диаграммах. Как видите, именно бензины третьей группы, в которую вошли и топлива, похожие на Евро III, дали наилучшие показатели. А почему? Во-первых, сказывается разница в плотности бензина. Ведь дозирующие элементы карбюратора или системы впрыска рассчитаны на ОБЪЕМНЫЕ, а не МАССОВЫЕ расходы. [info] Вот и получается, что при работе на легких бензинах смесь сама собой обедняется, а токсичность падает.

Да, но это для карбюратора, скажете вы. На впрыске лямбда-зонд «подтянет» смесь к единице! Но это верно только на режимах экономичной регулировки – зато на мощностных режимах, когда смесь и по матрице должна быть обогащенной, кислородный датчик уже ничего не различает. Отсюда и различие в мощности – ведь тяжелые бензины «докладывают» 3–5% лишних килокалорий.

Во-вторых, от группового состава топлива зависит его теплотворная способность. И тут все непросто. По теории, ароматика при сгорании дает тепла существенно меньше, чем, допустим, алканы. Но ароматика – это углеводороды, дающие высокое октановое число, и их уменьшение требует компенсировать снижение детонационной стойкости бензина. Чаще всего этого достигают вводом октаноповышающих компонентов на базе спиртов и эфиров. А у них уж совсем смешная теплотворная способность. Вот и получается, что частенько легкие бензины недодают с каждым килограммом еще и калорий.

В-третьих, скорость сгорания ароматики существенно ниже, чем у других групп углеводородов. Поэтому она дает больше отложений и заодно повышает уровень СН в отработавших газах.

А в сумме как раз и набегает разница в поведении мотора на разных бензинах.

МОЕМ-МОЕМ ТРУБОЧИСТА

Но как тогда расценивать утверждения многих фирм насчет 15-процентной добавки мощности на их бензине? Ответ надо искать уже в других свойствах современных бензинов – их моющей способности. Не случайно в требованиях к бензинам Евро III и выше бросается в глаза фраза: «наличие моющих присадок – обязательно». Что же это за зверь такой?

Дело в том, что многие бензины при испарении с тарелки клапана, куда топливо попадает при впрыске, особенно на пусковых режимах, дают этакую «шубу» отложений. А это – смерть для наполнения цилиндров, поскольку сокращаются входные сечения, а воздушный поток «портится» излишней турбулизацией. Поэтому в бензины стали добавлять особые присадки, названные впоследствии моющими. Название не вполне правильное: ведь их задача не мыть двигатель, а препятствовать образованию отложений, то есть, скорее, профилактика. Как раз грязь они моют сравнительно слабо, поскольку их концентрация обычно не превышает 0,01–0,02% по объему; однако при постоянном и длительном использовании очищающий эффект будет проявляться.

На этом и построена реклама! Берется заросший грязью мотор, катавшийся на среднероссийском «супербензине» – и через пять-десять заправок качественным «евробензином» получают эффект! Но фокус-то в том, что налицо не повышение мощности, а лишь восстановление штатных параметров двигателя. А эффект по сравнению с нормальным, относительно чистым мотором будет куда скромнее.

ГДЕ И ЧЕМ

Так где же заправляться? И чем? Точного адреса АЗС, извините, не назову, но несколько признаков, по которым можно оценить качество бензина без всяких приборов, хорошо известны.

Во-первых, плотность топлива. При желании померить ее не очень сложно – достаточно весов и мерной емкости. Если плотность попадет в диапазон 730–745 г/л, то, скорее всего, бензин хороший.

Во-вторых, цвет и запах (чуть не добавил – вкус) бензина. Темноватые, с красноватым оттенком бензины чаще всего содержат либо ферроцен, либо марганец. Это, как говорится, не есть хорошо. Потемнеть бензин может и при длительном хранении, если содержит в качестве октаноповышающей присадки некачественный монометиланалин. Стабильность качества от такого бензина ждать сложно.

Желтоватые, сильно и неприятно пахнущие бензины чаще всего содержат много ароматики – как в исходном виде, так и в виде присадок. А вот легкие бензины обычно бесцветны или слегка отдают в желтоватый цвет – они пахнут чем-то вроде эфира. Такое топливо самое красивое – а красивое, как правило, чаще всего и бывает хорошим.
За Рулем