Журнал
Чьи шины у машины
Чьи шины у машины

Чьи шины у машины

Одно из самых интересных направлений растущего автомобильного бизнеса – шинный рынок. Ныне он увеличивается ежегодно на 7–15%! Разобраться, кто здесь правит бал, пытались Александр Агибалов и Игорь Моржаретто.

Одно из самых интересных направлений растущего автомобильного бизнеса – шинный рынок. Ныне он увеличивается ежегодно на 7–15%! Разобраться, кто здесь правит бал, пытались Александр Агибалов и Игорь Моржаретто.

«НАШИ» И «НЕ НАШИ»

Если в сегменте шин для грузовых автомобилей пока командуют отечественные компании, то с легковыми (которые, собственно, и стали темой нашего исследования) все значительно сложнее и интереснее. Здесь широко представлены как российские производители, стремящиеся сохранить и расширить свои позиции на рынке, так и иностранные компании, зачастую предлагающие по сходным ценам изделия более высокого качества. Кстати, многие «иностранцы» на самом деле давно выпускают продукцию в России, а «наши» – активно пытаются выйти на мировые рынки.

Итак, среди крупнейших игроков – российские компании «СИБУР – Русские шины», «Нижнекамскшина», Amtel-Vredestein, международные Nokian Tyres, Continental, Miche-lin, Bridgestone, Goodyear, украинская «Росава», белорусская «Белшина»… Пока «нашим», по итогам 2006 года, принадлежит 54,5% рынка шин для легковых автомобилей. Правда, если считать еще «нашей» компанию с иностранным названием Amtel-Vredestein. Но – обо все по порядку.

Крупнейший российский производитель – компания «Нижнекамскшина». Когда-то гигант в Нижнекамске создавали как «обувную фабрику» КамАЗа, а сегодня здесь выпускают полный ассортимент продукции. Принадлежит предприятие нефтяной компании «Татнефть», которая, в свою очередь, подконтрольна правительству Татарстана.

Компания «СИБУР–Русские шины» – «дочка» холдинга СИБУР, который входит в структуру крупнейшей в мире газодобывающей компании «Газпром». «СИБУР–Русские шины» ныне объединяет несколько крупнейших предприятий: «Омскшина» (специализируется на грузовых шинах), «Ярославский шинный завод» (грузовые цельнометаллокордные, легковые и авиашины), «Волтайр-Пром» (шины для сельхозтехники и легких грузовиков), «Уралшина» (шины для легких грузовиков, легковых автомобилей, мотоциклов), СП «Матадор-Омскшина» (легковые шины).

Российскую группу АМТЕЛ создал известный бизнесмен индийского происхождения Судхир Гупта; некоторое время назад ему удалось приобрести голландского производителя шин Vredestein N.V., и компания получила название Amtel-Vredestein. Два года назад акции были размещены на бирже, в результате С.Гупта перестал был единоличным хозяином – ныне владеет лишь 30% акций; остальные принадлежат ряду отечественных и международных инвестиционных компаний. В группу «Амтел-Фредештайн» (так название пишется по-русски) входят четыре предприятия: три шинных завода в России («Амтел-Поволжье» в Кирове, «Амтел-Черноземье» в Воронеже и Московский шинный завод), а также шинный завод в Голландии – Vredestein Banden.

Крупнейшие международные производители – «Нокиан Тайрс» и «Мишлен» давно решили закрепиться на нашем рынке и открыли собственные заводы в Ленинградской области и Подмосковье. Кроме того, довольно активную политику ведут в России наши старые знакомые, а ныне конкуренты – компании из Белоруссии и с Украины.

БОГАТЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

При общем росте рынка легковых шин доля российских производителей – увы! – сокращается. Происходило это до недавнего времени за счет вытеснения с рынка мелких предприятий – такие в этом бизнесе, на наш взгляд, обречены.

В свою очередь, доля импорта постоянно увеличивается: по итогам 2006 года она составила около 37% и тенденция эта, скорее всего, продолжится. Тем не менее высокие объемы продаж вынуждают мировых производителей размещать свои предприятия в России. Более того, «Нокиан» уже заявила о планах расширить производственные мощности в РФ с нынешних 4 млн. шт. до 10 млн. к 2011 году.

Традиционно все шины для легковых автомобилей подразделяются на несколько условных сегментов: А – премиум, В – средний класс, С – эконом-класс. Условных, поскольку то и дело на их границах возникают разные подгруппы, скажем В+.

Сегодня самыми быстрыми темпами растет класс премиум – потому что увеличивается импорт в страну иностранных легковых автомобилей; кроме того, организуется сборка иномарок на месте.

На фоне общего роста потребления шин происходит замещение шин одного ценового сегмента шинами другого. Иными словами, изделия сегмента В вытесняют С и так далее; дорогие заменяют собой дешевых! Наши сограждане, хоть и жалуются на бедность, постепенно понимают, что покупать низкокачественные шины – дешево, но нерентабельно, а вот шины более высокого класса – дорого, но выгодно.

Наметились две тенденции. С одной стороны, крупнейшие иностранные производители шин сегмента А объявляют о каком-нибудь сезоне «спецпредложений» и начинают поставлять их по цене В (например, так делает «Нокиан»). С другой стороны, в сегмент В выходят отечественные производители, которые благодаря новым иностранным технологиям существенно улучшили качество своих шин и разработали новые продуктовые линейки (например, «СИБУР–Русские шины» с маркой Cordiant).


РАСТЕМ!

Объем продаж всего российского шинного рынка в 2006 году составил 76,4 млрд. руб. (в оптовых ценах с НДС). Это не так уж много – 2,5% от всего мирового шинного рынка. [info] При этом на изделия собственного производства пришлось 64,5 млрд. руб. (на экспорт ушло продукции на 17,1 млрд. руб.), на импорт – 29 млрд. руб. Специалисты уверены, что до 2010 года сохранится устойчивый рост – 21% в год в денежном выражении, около 15% – в количественном.

В рейтинге ведущих мировых шинных компаний три российских производителя («СИБУР–Русские шины», «Амтел-Фредештайн» и «Нижнекамскшина») присутствуют в первой тридцатке (по итогам 2005 года, по данным журнала Ture Business).

Наиболее прибыльны сегодня легковые шины класса А (через два-три года в стране будет продаваться до 17 млн. легковых шин премиум; примерно к 2010 году наступит период насыщения). Но самые интересные перспективы у тех, кто наполняет сегмент В. Пусть прибыли здесь куда скромнее, но по мере планомерного улучшения технологий и развития сетей дистрибуции в действительно пока не слишком богатой стране они могут занять самый большой сектор рынка.

Кстати, подсказка для всех шинников: особое внимание стоит уделить покрышкам для вседорожников. На них пока существует отложенный спрос из-за высокой цены, хотя потребность благодаря нашим дорожным условиям очень велика. Растут продажи иностранных полноприводных автомобилей, несколько марок прижились на новых российских заводах, расширяется модельный ряд отечественных производителей... Не стоит забывать и о «китайской угрозе» – многие компании из Поднебесной делают упор именно на вседорожники. Так что потребность в таких шинах будет расти и расти.

В рейтинге ведущих мировых шинных компаний три российских производителя («СИБУР – Русские шины», «Амтел-Фредештайн» и «Нижнекамскшина») разместились в первой тридцатке.

За Рулем