Журнал
Я – робот!
Я – робот!

Я – робот!

Никаких управляемых заносов, увлекательных автопробегов и прочих красот – сплошные «разгон-торможение». Каждодневные испытания – тяжелый труд, к которому прикоснулся Максим Приходько. Фото: Александр Кульнев.

Никаких управляемых заносов, увлекательных автопробегов и прочих красот – сплошные «разгон-торможение». Каждодневные испытания – тяжелый труд, к которому прикоснулся Максим Приходько. Фото: Александр Кульнев.

– Значит так: сейчас тебя посадят к испытателю, он провезет тебя по полному кругу, потом скоростное кольцо, потом…
– Потом я сам сяду за руль, – прерываю монолог начальника вазовского полигона Владимира Костякова.
– Нет, не сядешь, это же испытания!
– Так я за этим и приехал, мне сам Акоев обещал!

Акоев – это человек, через руки которого прошли все модели ВАЗ – и те, что пошли в серию, и те, что были изготовлены в единичных экземплярах. От «копейки» и до «Приоры». Уже долгое время Анатолий Акоев возглавляет Управление дорожных испытаний и доводки автомобилей АВТОВАЗа. На время я – его ученик, кандидат в водители-испытатели.

Задолго до того, как первый макет нового автомобиля появится в натуральную величину, к конструкторам подключаются испытатели. Компоновка салона, насколько все там будет под рукой, как будет выглядеть тот или иной узел перспективной машины – все это согласуют и утверждают в том числе и испытатели. Многие решения подсказываются проектировщикам еще на этом этапе. Как должна вести себя подвеска на булыжнике, к примеру? Опытный испытатель держит в голове массу параметров, может объяснить природу того или иного стука.

Вначале совместно найденные решения обкатывают на стенде, затем, по мере появления первых предсерийных образцов, испытывают на полигоне в различных условиях. А уже потом «кандидаты в серийное производство» разъедутся для тестов по всей России – от гор Осетии до холодной Колымы. Испытательский труд сродни родительским заботам. Надо, по сути, научить автомобиль ездить, а это – большое искусство, помноженное на исключительное терпение и усидчивость.

– Эх, куда мы раньше только не гоняли… – мечтательно произносит Акоев, подводя итог своей лекции о том, чем занимается настоящий водитель-испытатель. Кстати, тем, кто решится пойти в испытатели, не миновать личного собеседования с Анатолием Михайловичем. Это своего рода аналог системы распознавания «свой – чужой». Если пройдете этот тест, вас ждет следующая ступень – практическая.
– Забудь про гоночные серпантины, виражи, змейки, «переставки» и полицейские развороты – это все для кино. Настоящий испытательский труд не в этом, – говорит Акоев.
– А в чем?
– На полигоне сам узнаешь.

ПОЛИГОННЫХ ДЕЛ ПОДМАСТЕРЬЕ

…Вначале, я, как и все испытатели, должен вымыть автомобиль, затем пройти медосмотр (а докторша на полигоне АВТОВАЗа хорошенькая!), получить путевку, заправить машину и выехать на маршрут. Задание мне – определять топливную экономичность и соответствие нормам Евро IV новой модели «Приора». Только я настроился на дорогу, как мой наставник Василий Бахарев командует: «Выходи». Подходим к каким-то указателям. А-а, это, так сказать, легенда моего маршрута. Слегка косясь на фотографа, Василий объясняет, что я должен разогнаться на четвертой передаче до скорости 64 км/ч, затем, через 3 км по указателю, снизить скорость до 34 км/ч и вновь набрать законные 64… Потом – стоп! Посчитать до 15-ти и вновь разгон с места до 64 км/ч, затем сбросить до 34-х… и так далее.

Весь цикл рассчитан на полтора часа. Теперь я понимаю, почему водитель-испытатель обязан быть усидчивым и дисциплинированным. Все параметры я должен отразить в протоколе. Такие испытания за рубежом проводят на специальных беговых барабанах в автоматическом режиме. У нас же по-прежнему доверяют эту работу только человеку. На ближайшие полтора часа я – робот.

…Василий испытывает вазовскую технику с 1974 года, поэтому он стоически терпит мои выкрутасы на дороге. Но все время поучает: «Куда разогнался, у тебя уже 80!», «Тормози плавно!», «Поворот покажи!», «Ты пропустил наш указатель!», «Скорость больше 64-х!» – и так далее. Словом, салага я и есть салага. [info] Но как можно ехать 64 км/ч, если перед тобой пустое скоростное кольцо и нет ни одного гаишника? Однако – ни-ни: в испытаниях важна стабильность, которая ко мне никак не приходит.

Солнышко припекает, птички щебечут, весна в разгаре, надавить бы педаль газа от души, но… Теперь я понимаю слова Акоева о том, что водитель-испытатель – это образец самодисциплины. Господи… скорей бы обед. Видимо, это так явственно читается на моем лице, что Василий прекращает пытку. Ему надо дальше работать.

За такую работу следует платить большие деньги, чтобы целый день однообразно и в полной тишине (в тестовых машинах нет магнитол) методично накатывать однообразные километры. Словно предугадав мой вопрос, испытатель с грустной улыбкой замечает: «Зарплата у нас небольшая – от 11 до 15 тысяч рублей, но работа интересная». Как говорится – все понял, вопросов больше не имею. Но ведь не вечно же километры по кругу «наворачивать», регулярно бывают и «полевые» испытания!

Несмотря на то что профессия эта считается «романтической», тот же АВТОВАЗ испытывает нужду в кадрах. Тем более что их нигде не готовят. Среди 80 вазовских водителей-испытателей (всего же по российским автозаводам такую запись в трудовой книжке имеют не более 200 человек) средний возраст – 40–45 лет. Но есть и новички. Самый желанный кандидат – это молодой человек лет 22–23, желательно после армии, со средним или среднетехническим образованием и трехлетним опытом вождения. Всему остальному научат на рабочем месте. «А что, испытатели – товар штучный, – говорит мне при расставании Анатолий Акоев. – Будет скучно – приезжай испытывать технику». Не знаю… Мне, кажется, для этого не хватит усидчивости. А вот тем, кто фанатично любит автомобиль – прямая дорога в испытатели. Там научат...

КАК ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ

Как правило, устройство на работу начинается с собеседования (интервью) – очной встречи с одним из руководителей компании или с представителем отдела кадров. Как лучше к ней подготовиться, рассказывают специалисты кадрового агентства «Контент».

Чтобы удачно пройти собеседование, научитесь давать два типа ответов – общего характера, которые пригодятся для интервью в любой организации, и целевого, ориентированные на конкретного работодателя. Обычно вакансия достается соискателю, который не только компетентен в своей профессии, но и способен установить хороший человеческий контакт. Поэтому при собеседовании одна из основных задач – найти общий язык с работодателем и произвести на него благоприятное впечатление.

Старайтесь давать краткие и конкретные примеры, показывающие ваше отношение к работе и свидетельствующие, что у вас есть необходимые для данной вакансии качества. Заранее продумайте ответы на некоторые ключевые вопросы, которые обязательно прозвучат. Например, почему вы ищете новую работу или хотите уйти со старой. Кстати, ни в коем случае не стоит ругать нынешнего (предыдущего) работодателя – новый начальник может сразу представить, что случится через несколько лет… Лучше сказать, например, что вас интересуют новые возможности для работы.

Придерживайтесь делового стиля в одежде. Обязательно уточните, как вы узнаете о результате собеседования, постарайтесь оговорить право позвонить самому. Избегайте на первом этапе задавать вопросы об оплате труда. Неплохо предварительно отрепетировать «процесс собеседования» на родных и близких.

Удачи!
За Рулем