Журнал
Дорога на Олимпиаду
Дорога на Олимпиаду

Дорога на Олимпиаду

Полторы тысячи километров – от Москвы до Краснодара – вместе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным проехал Игорь Моржаретто.

Полторы тысячи километров – от Москвы до Краснодара – вместе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным проехал Игорь Моржаретто.

Честно говоря, в своей автомобильной жизни я видел трассы и похуже. Магистраль М4 «Дон» на территории Московской области показывают как образцовую – она тут имеет по три полосы в каждом направлении, разделительный барьер и даже освещение. «Хорошая жизнь» заканчивается довольно быстро – уже в Тульской области дорога сужается до двух полос, причем после странной зимы качество ее, как и всех шоссе европейской части России, оставляет желать лучшего. На «Дону» – сплошные ремонтные работы, то и дело возникают небольшие пробки.

Впрочем, повторяю, есть федеральные дороги и похуже; М4, видимо, «повезло» – ее уже второй раз за три года не слишком добрыми словами помянул Президент в послании Федеральному собранию. В частности, В. Путин сказал: «Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие, являются серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3% ВВП. Вспомним, что на всю оборону мы с вами тратим 2,7% ВВП в год. А мобильность, подвижность населения России – почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах. Согласитесь также: разве можно беспомощно взирать на разрушающиеся мостовые переходы, строительство которых было начато еще в советские годы? Или – спокойно подводить печальные итоги количества ДТП, в том числе с летальными исходами? Например, на такой оживленной трассе, как Москва–Дон, которой, особенно в летнее время, пользуются миллионы людей. Все это абсолютно недопустимо».

Увы, подтверждение словам Президента последовало уже через три дня: в Воронежской области тяжелый грузовик буквально смял микроавтобус, 13 человек погибли на месте. Правительство отреагировало на редкость оперативно: в бюджете 2008–2009 гг. предусмотрено 60 млрд. рублей на реконструкцию магистрали «Дон»! Для дорожного строительства в нашей стране – сумма ни с чем не сравнимая. В начале мая по М4 отправился министр транспорта РФ Игорь Левитин, – «ознакомиться с состоянием трассы на всем ее протяжении и ходом реконструкции отдельных участков».

ЦЕНА ВОПРОСА

По М4 идет грузовое сообщение между центром страны и портами Черного моря, а в летнее время устремляются на юг миллионы отдыхающих. За год по магистрали проходит около 3,5 млн. машин, 70% из которых – легковые. Но есть еще один стимул для немедленного развития «Дона» – российский город Сочи претендует стать столицей Олимпиады-2014, и наличие современных подъездных путей – одно из главных для того условий...

Впрочем, будет Олимпиада в Сочи или нет – вопрос сложный, а реальные цифры, которые привел руководитель Росавтодора Минтранса Олег Белозеров, уже впечатляют. Трасса М4 действительно относится к числу самых опасных: за прошлый год здесь случилось 1072 ДТП, в которых погибли 620 человек, а 2515 получили ранения. Дорожное ведомство насчитало на магистрали 166 опасных участков (из которых очень опасных – 45). В первую очередь, это разнообразные перекрестки и примыкания дорог (всего их на трассе 621, из которых 41... несанкционированные!), придорожные рынки и торговые центры. Самые опасные места – в Липецкой и Ростовской областях, хотя и в других пяти регионах таких достаточно; нормативным требованиям соответствует лишь 37% из 1,5 тыс. км автодороги. Да это и не удивительно: в последние годы на содержание российских дорог ни разу не выделялось больше 40% от положенных даже по нашим нормам скудных средств...

– Сегодня стоит задача сделать всю эту дорогу четырехполосной, с разделительной полосой по всей ее протяженности, – рассказал министр транспорта Игорь Левитин. – К сожалению, полностью осуществить это мы сможем только к 2014 году. Но уже через два года проведем реконструкцию большей части дороги. Впервые отработаем пилотный проект строительства и реконструкции не отдельных участков (как было всегда), а всей дороги. В будущем такие проекты намечается реализовать и на других федеральных трассах. [info]

Но перед тем как принять решение о начале работ, надо оценить возможности подрядных организаций, посмотреть, какая помощь нужна от губернаторов, уточнить финансирование объектов. Ведь если в этом году здесь потратят 6 млрд. руб., то через год потребуется освоить уже 30 с лишним! Министр инспектировал не только основные объекты реконструкции, строящиеся мосты, но и придорожную инфраструктуру: состояние автозаправок, съездов; где и как быстро можно организовать пункты оказания первой помощи пострадавшим.

Кстати, одним из самых интересных для министра оказался единственный на федеральных трассах платный участок дороги – в Липецкой области (обход села Хлевное). Он был запущен еще в 1999 году на основании специального президентского указа. Как утверждают в Росавтодоре, этот участок действует вполне успешно, хотя плату за проезд недавно повысили – до 20 рублей с легковой машины и 40–80 – с грузовиков. Говорят, доходы покрывают все затраты, связанные с эксплуатацией дороги; часть средств даже перечисляется в федеральный бюджет. Большинство водителей действительно выбирают платную трассу, хотя есть и бесплатная альтернативная. Но та дорога проходит через несколько населенных пунктов, и путь оказывается по времени раза в четыре (!) длиннее, в чем ранее убедился автор...

По этому поводу не мог не задать министру один из самых злободневных вопросов: правда ли, что в ближайшее время на платную основу переведут сразу несколько больших участков М4? О такой инициативе объявили буквально на днях в администрации Московской области...

– Я считаю, что федеральные трассы, отреставрированные на бюджетные деньги, переводить на платную основу не стоит, – ответил И. Левитин. – И в обозримом времени речь об этом не идет. Другое дело, что к нам обращаются руководители администраций Московской, Воронежской областей, других регионов и предлагают проекты строительства и реконструкции альтернативных дорог. Если есть равноценная трасса – почему бы не сделать одну из них платной? Это позволит решить проблему с финансированием и вывести дорогу на новый уровень качества. Но платные дороги откроют, только когда будут созданы все условия для скоростного бессветофорного движения, построены современные АЗС, оборудованы удобные стоянки. То есть плата должна взиматься за современный уровень сервиса!

Всего же, как полагает Игорь Евгеньевич, в России платными сделают не более 1,5–2% федеральных дорог.

ВПЕРВЫЕ… ПО НОРМАТИВУ

Три дня мы ехали по трассе «Дон». Честно говоря, сам я уже не раз за рулем преодолевал расстояние от столицы до Краснодара – и получалось куда быстрее! Правда, за эти три дня я столько узнал о дороге «Дон» – ее прошлом (представляете, в начале 60-х она еще была большей частью грунтовой!), настоящем и будущем! Например, впервые в России контроль за качеством дорожных работ будут вести не только в «ручном режиме», но и методом сканирования поверхности со спутников. Или – тут собираются в массовом порядке применить видеонаблюдение за скоростью движения. Еще – именно здесь решили провести эксперимент: а «что будет», если трассу финансировать не на 30–40% от норматива, а на все 80, а то и 100%? Действительно, что? Но для автомобилистов, похоже, на пару лет наступает тяжелый период, ведь на время реконструкции участки дороги будут сужены, а движение – ограничено...

А самой трассе «Дон», считайте, тоже крупно повезло – в ближайшие два года основные средства и силы дорожников будут брошены сюда. А от руководителей регионов ждут предложений по новой федеральной программе развития транспортной системы страны – до 2015 года.

– Думаю, следующим большим проектом может стать трасса «Урал», – по секрету поделился министр. – Впрочем, есть и другие направления. До сих пор мы занимались лишь реконструкцией существующей дорожной сети, теперь пора подумать о ее развитии.

Нам, автомобилистам, тоже кажется, что пора...

За два года на реконструкцию трассы «Дон» планируется потратить рекордную сумму – 60 млрд. рублей. Но число пробок пока только прибавится.

КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ НА АВТОДОРОГЕ М4 «ДОН»

Тульская область:
Участки 132–152 км, 152–167, 167–172 (в сторону Москвы) и 144–152, 211–225 км (в сторону Воронежа)

Липецкая область:
Подъезд к Липецку
Участки на 330–345 км, 356–359 км

Воронежская область:
Подъезд к Воронежу, 492–500 км и 599–616 км
Участки на 623–630 км и 687–696 км

Ростовская область:
Участок 1028–1034 км

Краснодарский край:
Участки на 1417–1424, 1452–1456, 1490 км

Текущий ремонт также проведут на участках:
225–235 км (Тульская область),
375–384 км (Липецкая область),
590–594, 978–982, 1007–1019 (Ростовская область),
1263–1300, 1318–1321, 1442–1452 (Краснодарский край).
За Рулем