Журнал
Финское «лето»
Финское «лето»

Финское «лето»

Мы привыкли делить шины на летние, зимние и всесезонные. Разнообразие в стройную систему внесла «Нокиан», представившая «летние шины для северных стран». С новинкой рынка познакомился Анатолий Сухов.

Мы привыкли делить шины на летние, зимние и всесезонные. Разнообразие в стройную систему внесла «Нокиан», представившая «летние шины для северных стран». С новинкой рынка познакомился Анатолий Сухов.

Идея оптимизировать шину с учетом не только сезона, но и климата не нова: о зимних покрышках для «белых» и для «черных» дорог мы уже рассказывали (ЗР, 2006, № 10), однако неискушенному покупателю их не различить. «Нокиан», напротив, специализацию изделий не скрывает, тем более что ставку делает на «своих»: летние покрышки для сурового климата будут продаваться в Финляндии, Швеции, Норвегии, а также в России, на Украине и в Казахстане. Не мудрствуя лукаво, финны назвали новое семейство «Хакка» (сокращение от «Хаккапелитта»). Невдомек им, что у нас это слово уже давно в ходу, но только для зимних шин «Нокиан». Теперь бы не перепутать!

Северное лето коротко, прохладно и дождливо. Поэтому аквапланированию и сцепным свойствам на холодном асфальте финны уделили особое внимание. Они утверждают, что шины «Хакка» H и V (рассчитанные на 210 и 240 км/ч соответственно) по этим показателям заметно превосходят предыдущие модели – NRHi и NRVi.

Не противопоказаны им и разбитые российские дороги. «Нокиан» настолько уверена в прочности новых покрышек, что заявила о расширенной годовой гарантии на шины Hakka H, Hakka V и Hakka i3 (последняя уже известна российскому покупателю, но формально включена в новую линейку), приобретенные в 2007 году. Цитирую: «При обнаружении в процессе эксплуатации шины любого повреждения компания «Нокиан Шина» обязуется произвести ремонт или замену этой шины. Расширенная гарантия распространяется на любые виды дефектов, включая порезы, порывы и вздутие боковины, за исключением случаев, когда повреждения носят намеренный характер (акты вандализма со стороны покупателя или третьих лиц)». Единственное ограничение – остаточная глубина протектора должна быть не менее 4 мм (вряд ли при обычной эксплуатации за сезон можно сточить больше). Более того, гарантия на покрышку, купленную в России, действует на территории Финляндии и Швеции. Пустячок, а приятно – ведь немало наших соотечественников ездит на рыбалку в бывшую российскую провинцию. Однако замечу, что в прошлом году еще до начала продаж «Хакки» финские шинники планировали предоставить аж трехлетнюю гарантию, но вовремя одумались: слишком велик соблазн «нечаянно» пропороть состарившийся комплект шин, чтобы бесплатно обменять его на новый!

Впрочем, шины с таким изящным, проработанным рисунком протектора даже жаль использовать по прямому назначению. Тем более что в день презентации на шершавом асфальте «Невского кольца»* им предстояла нелегкая работа: прохождение сухого участка трассы на максимально возможной скорости, «фигурка» и «лосиный тест» на мокром покрытии. Автомобили – от «Лексуса-IS250» до «трешки» БМВ и «Хонды-Сивик». К сожалению, полноценного теста на аквапланирование не получилось – торможение и «переставку» выполняли просто на мокром асфальте. Зато на дуге возвращения оказалась здоровенная российская лужа, в которой я и пытался нащупать грань срыва колес в скольжение. [info] Судя по первым впечатлениям, шина действительно очень эффективно отводит воду – большой разницы между лужей и просто мокрым асфальтом я не заметил. Тормоза на мокром хорошие, а вот с рулем нужно обращаться, как всегда, осторожно – на больших углах поворота возникает затяжное скольжение. Зато на сухом асфальте даже в предельных режимах шины остаются очень предсказуемыми, без резких срывов. Иногда создается впечатление, что автомобиль сам выбирает траекторию в повороте и держится за нее мертвой хваткой, демпфируя подруливание. Для гонок, конечно, это не годится, а вот среднему водителю во многих ситуациях такой покладистый характер шин сослужит добрую службу.

Сегодня «Хакку» можно подобрать почти на любой автомобиль – от «Самары» (Hakka i3, 165/70R13 за 1890 руб.) до БМВ-Z4 (Hakka V, 225/45R17 за 6140 руб.). Не забыли про мини-вэны и легкие грузовики: для них предназначены Hakka C Van и Hakka C Cargo.

Создавая Hakka H и Hakka V, «Нокиан» отказалась от направленного рисунка протектора в пользу асимметричного. Три центральных ребра помогают достичь хорошей управляемости и курсовой устойчивости, а широкие канавки между ними хорошо отводят воду. Осушению способствует и зеркально гладкая поверхность канавок, и синусоидальные направляющие в них. Шашки наружной плечевой зоны (справа) соединены ребром, что улучшает управляемость на дуге поворота, а их разный размер и короткие насечки снижают шумность шины. Последнему способствуют и насечки на ребрах, выемки и срезы на стенках продольных канавок (в кружках). Кстати, поперечные прорези снаружи заканчиваются «чашечкой», уменьшающей разбрызгивание воды (читай – российской грязи) на стекла автомобиля. Рассеченные элементы внутренней плечевой зоны (слева) работают в основном на дренаж шины. По заявлениям производителя, Hakka V 205/55R16 при скорости 75 км/ч на слое воды 10 мм отводит 43 л/с – на 2–4 л/с больше, чем основные конкуренты. На центральном ребре индикатор износа: наибольшая видимая цифра – это остаточная высота протектора в мм. Стершийся символ капли между тройкой и четверкой предупреждает: бойся аквапланирования!
За Рулем