Журнал
Шесть ступеней вверх
Шесть ступеней вверх

Шесть ступеней вверх

Инженеров знаменитой фирмы всегда отличали элегантные и передовые технические решения. Старт БМВ-X5 второго поколения совпал с премьерой доработанной автоматической коробки передач. Чем она примечательна, рассказывает Денис Арутюнян.

Инженеров знаменитой фирмы всегда отличали элегантные и передовые технические решения. Старт БМВ-X5 второго поколения совпал с премьерой доработанной автоматической коробки передач. Чем она примечательна, рассказывает Денис Арутюнян.

Гидромеханический «автомат» БМВ-Х5 был и комфортным, и «скорострельным». Инженеры обещали, что его модернизированный вариант станет еще быстрее и удобней. Действительно, как мы сами убедились, переключения стали мягче и быстрее – езда благодаря этому комфортней (ЗР, 2007, № 2). Сегодня этот «автомат» – едва ли не эталон среди подобных устройств.

Все БМВ-Х5, независимо от мощности двигателя, оснащают шестиступенчатой автоматической коробкой передач, выпускаемой в двух вариантах. Один рассчитан на 650 Н.м шестицилиндрового дизеля или бензиновой V-образной «восьмерки», второй – на 400 Н.м, которые выдает шестицилиндровый бензиновый мотор объемом 3 л. Обе модификации позволяют переключаться вручную, а для любителей динамичной езды, разумеется, есть спортивная программа.

В первую очередь серьезной переработке подвергли систему управления. Теперь она точнее реагирует на изменения положения педали газа, скрупулезно учитывает скорость автомобиля, обороты двигателя и угол поворота руля. Без внимания электроники не остается даже то, едет ли машина по ровной поверхности, под уклон или в гору. Во имя экономии топлива при спокойной, неторопливой езде коробка выберет наиболее высокую передачу, чтобы максимально снизить обороты. Но главное: электроника обеспечивает высокую точность переключений, не теряя времени, пропускает одну или несколько ступеней, в том числе при переходе вниз.

Серьезно модернизирована и «механика» агрегата. Чтобы избежать пробуксовок, ведущих к потере мощности, коробку снабдили устройством, включающим два гасителя крутильных колебаний, отдаленно напоминающих демпферы на диске механического сцепления (см. [info] рис.). Первый (его называют добавочным) существенно сглаживает неизбежные для любого, даже самого совершенного, «автомата» скачки нагрузки при переключении передач. Основной, так называемый турбинный гаситель жестко соединен с одноименным колесом гидротрансформатора. Он позволяет ездить с замкнутой муфтой при более низких, чем прежде, оборотах двигателя.

Управляют коробкой с помощью электронного селектора – рычага, не имеющего механического контакта с «нутром» агрегата. Джойстик передает команды блоку управления коробкой через высокоскоростную CAN-шину. После каждого движения рычаг возвращается в исходное положение. Режим парковки включают нажатием кнопки «Р» на рычаге, а отжав его влево, можно переключать передачи вручную. На приборной панели высветится соответствующий символ.

БМВ-X5 с любыми моторами всегда отличала высокая динамика. Разработчики обещают, что с новой коробкой машина станет резвее, ведь время переключений сокращено вдвое. Правда, по официальным данным, лишь у версии с бензиновым 3-литровым двигателем время разгона до сотни уменьшилось с 8,3 до 8,1 с. Показатели же версий с дизелем объемом 3 л и 4,8-литровым, самым мощным в гамме бензиновым мотором, не улучшились. Но создатели модернизированной «шестиступки» правы: дело не только в числах. Ведь субъективные ощущения не менее, а порой более важны, нежели выигрыш в десятые доли секунды. Не правда ли?
За Рулем