Журнал
Вкус наживки
Вкус наживки

Вкус наживки

Казалось бы, проще простого – купить выставленный в витрине товар, имея в кармане сумму, указанную на ценнике. Приобрести автомобиль за живые деньги попытался Алексей Молчанов.

Казалось бы, проще простого – купить выставленный в витрине товар, имея в кармане сумму, указанную на ценнике. Приобрести автомобиль за живые деньги попытался Алексей Молчанов.

– …К сожалению, разрешения на кредит банк пока не дал, но и отказа тоже нет. Придется подождать.
– Долго?
– Часа два- три. А может, и до завтра…
– И так уже второй день жду.
– А у вас случайно нет с собой пятнадцати тысяч долларов? И мы бы друг друга не мучили…
Из разговора с сотрудницей кредитного отдела автосалона.

В сущности, все, что написано ниже, как раз для тех, у кого с собой «случайно» есть 10, 20, а то и 30 тысяч долларов (или соответствующая сумма в рублях) и непреодолимое желание приобрести новый автомобиль. С каждого столба и забора, со страниц журналов и газет (деликатно промолчу о телеэкране) нам предлагают разнокалиберную кредитную «замануху». Стало быть, покупка нового авто за полную стоимость – выгодное дело. Теоретики-оптимисты наивно полагают, что ежели у тебя есть ВСЕ деньги на покупку новой машины, то больше никаких проблем и быть не может. До недавних пор я думал так же. Подумаешь, бином Ньютона: с утра поеду в автосалон, а вечером буду катать жену в свежекупленной иномарке на зависть соседу и тестю.

Каюсь, ошибался! Не все так просто, как кажется на первый взгляд.

ЧАС РАСПЛАТЫ

Двухнедельный обход автосалонов, как моно-, так и мультибрендовых, особого оптимизма не прибавил. Даже если действовать по принципу «бери, что дают», то простой вопрос: «Как лучше рассчитываться?» ставит менеджера в тупик. Самый оригинальный ответ: «Деньгами!» На 41-м километре МКАД, например, мне сказали, что им все равно, поскольку у них свой «обменник» и свой курс. Сразу видно – дело свое знают туго!

Несколько примеров. Сеть дилерских автосалонов «Авто Пассаж» (да и не только они) с радостью готова продать вам любую из имеющихся в наличии машин за полную стоимость. Вариантов расчета «небогато»: или по перечислению из вашего банка на счет автосалона, или за наличные рубли либо доллары, но в последнем варианте за конвертацию удержат 0,8%. Нехитрая арифметика: вы лишаетесь 8 долларов с каждой тысячи или $130 за «Форд-Фокус» в базовой комплектации.

На «Пражской» мне доходчиво объяснили, что даже если я заплачу немедленно, то пешком ходить придется минимум еще дня два. Сначала нужно ждать, пока деньги дойдут до автосалона, потом ждать, пока мой платеж получит дилер, потом деньги уйдут к поставщику, затем к производителю. И лишь когда последний подтвердит факт оплаты, в автосалон экспресс-почтой пришлют техпаспорт на конкретный автомобиль и его можно будет забрать.

Как правило, задержки с получением купленной иномарки возникают при безналичной оплате. Салон дожидается, пока деньги, перечисленные покупателем, «падают» на счет салона, и только тогда торжественно вручают ключи и техпаспорт. «Это вынужденная мера, – говорит представитель группы компаний «Авто-СпецЦентр» Татьяна Сотникова. – В нашей практике был случай, когда клиент настаивал, чтобы у него приняли к оплате банковские векселя, при этом машину собирался забрать немедленно. Векселя на поверку оказались пустыми». Многие автосалоны прямо около кассы размещают информацию о форме оплаты – векселя, как вы догадались, в списке не значатся…На «Тульской» порекомендовали отказаться от идеи оплатить покупку пластиковой карточкой – мол, лишние три процента от стоимости лучше сэкономить, «если, конечно, у вас не карточка «Эконатс-Банка». Про этот банк я услышал впервые, поэтому пошел экономить – искать другого продавца.

В автоцентре «Мега», что близ Теплого Стана, менеджер назвал несколько банков, которые позволят сэкономить 2,5% при перечислении, согласись я воспользоваться их услугами. «Мой» банк в списке не значился. «Ну, тогда я не знаю», – растерянно протянул молодой человек. О каких процентах шла речь, вразумительно объяснить так и не смогли.

Итак, подведем первые итоги. Чтобы цена не превысила ту, что указана на ценнике, лучше всего платить наличными или перечислением по курсу ЦБ на день оплаты. Однако в ряде компаний держатся внутреннего курса и работают с банком-партнером, поэтому привлекательные ценники в долларах или евро на перетяжках и плакатах нужно воспринимать как рекламу и внимательно читать надписи мелким шрифтом.

ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ ПУСТОТЫ

Помните старый анекдот про то, сколько стоит изюм без булочки? Так вот, цена автомобилей без опций есть, а самих автомобилей – нет! И не важно, идет ли речь о «Фокусе», «Фьюжне» или «десятке». За редким исключением («Логан»), за «пустыми» автомобилями записывают в длинную очередь. Впрочем, много опций в нестандартном сочетании – тоже плохо. Живьем дефицитную модель можно взять только в комплектации «все включено» – по цене автомобиля следующего класса. «Ах, вы хотите другой цвет? Только на заказ. Вас записать?»

Срок ожидания прямо пропорционален популярности модели. Но ждать приходится отнюдь не бесплатно. За бронирование авто салон требует предоплату. Ее размер каждый называет, исходя из собственной жадности. За «Фокус» с доставкой в октябре-декабре в марте просили 15 тыс. рублей. За C-max, обещанный в мае, пожалуйте 10–12 тысяч. Причем иные продавцы «Форда» записывают в договоре пункт, согласно которому при отказе от запланированной покупки залог не возвращается. Юристы утверждают, что такой пункт вполне законен, но, подписывая договор, постарайтесь понять, какие обязательства на себя берете. За бронирование «Хонды-Сивик» и «Пежо» придется раскошелиться уже на 100 тыс. рублей или 20% стоимости автомобиля! В сущности, автосалон таким нехитрым способом обеспечивает себя беспроцентным кредитом.

Очередь на авто – отдельная тема, о которой через месяц мы поговорим предметно и подробно. Скажу лишь, что абсолютный рекорд в номинации «жду не дождусь» на сегодняшний день принадлежит «Хонде-Сивик 5D» со сроком до 20 месяцев. Правда, ей на пятки уже наступает появившийся в шоу-румах «Ниссан-Кашкай». [info]

Бывают и отказные машины: кто-то отказался от покупки, а менеджер автосалона позвонил вам и радостно сообщил, что появилась нужная модель в желанной комплектации (ясно, что цвет при этом выбирать не приходится). Однако такой звонок, по неофициальным данным, может стоить от $200 до 500. Менеджеру и не через кассу. Кстати, «Форд» одним из первых запретил своим дилерам продавать забронированные машины не тем, кто их заказал. Проще говоря, сделал попытку остановить волну продаж… мест в очередях за долгожданными, в прямом смысле, автомобилями.

КУРСКАЯ АНОМАЛИЯ

А как обстоят дела за пределами столицы? Например, в Курске – одном из многих областных центров в пятистах километрах от Москвы, где тоже есть дилерские центры и где народ не прочь обзавестись иномаркой.

В столице соловьиного края сегодня активно работают два достаточно крупных даже по столичным меркам автоцентра: «Южный», где представлены «Рено», «Ниссан», «Опель», «Форд» и «Шевроле», и «Черноземье», торгующий «Мицубиси», «Хёндай» и КИА.

Автоцентр «Южный», помимо Курска, имеет салоны в Белгороде и Старом Осколе. За месяц эти три торговые точки реализуют около 700 машин. Из них около 70% продается как раз за полную стоимость. Коммерческий директор «Южного» Игорь Князев пояснил, что в кредит берут в основном дешевые машины. Причем ценовая планка самых продаваемых моделей медленно ползет вверх: если на начало 2006 года пришелся ажиотаж покупок в диапазоне $11 000–13 000, то сегодня это машины стоимостью $15 000–17 000. В Курске не берут наличные доллары, зато принимают рубли (оплата по курсу ЦБ) и пластиковые карточки Сбербанка. При этом проценты, которые удерживает банк при расчете по карте, платит не покупатель, а автосалон! Оказывается, коммунизм (или, по крайней мере, социализм) в отдельно взятом хозяйстве все-таки возможен и росту торговли отнюдь не мешает. Ну и, естественно, форму оплаты никто не навязывает: хочешь – плати наличными, хочешь – через банк.

Автоцентр «Черноземье», напротив, жалуется, что их покупатель не так богат, как хотелось бы. Четыре из пяти машин продаются в кредит, то есть всего 20% – за полную стоимость. Это при среднемесячных продажах «Мицубиси-Лансер» около 40 штук. Лучше всего идут недорогие машины в ценовом диапазоне от 350 тыс. рублей. Очереди как таковой нет, если только покупателя не интересует конкретный цвет и комплектация: тогда придется подождать пару месяцев. Цена на «Лансер» в базе точно такая же, как в Москве, однако рассчитываться придется по курсу, установленному дилером, компанией «Рольф-Холдинг» – 27,9 рубля за доллар. При стоимости базовой комплектации $14 690 переплатить придется почти 23 тыс. руб. от курса ЦБ (на момент написания материала, март 2007 г.). Чего ради, спрашивается?

С оплатой – проще некуда: карточки и доллары не принимают, рады рублям и банковским переводам. Но народ, покупающий «Лансер» за полную стоимость, «почему-то» предпочитает платить наличными.

НАЛОГ С ПРОДАЖИ

Статистика свидетельствует: две трети купленных за последний год новых иномарок приобретены за полную стоимость. Значит, деньги у народа появились. А следовательно, найдутся желающие «заработать свои два процента» на курсе, очередях, форме оплаты – да мало ли на чем еще. А пол-«Оки» с каждого вседорожника – это ли не прибыль?

При оплате инвалютой (в том числе по банковской карте) уточните курс и комиссию банка, с которым работает автосалон. Если условия невыгодные, стоит поискать дилера, с которым работает ваш банк, или выбрать другую форму оплаты.

ХОЧУ ГОЛУЮ СООТЕЧЕСТВЕННИЦУ

Продукция АВТОВАЗа пользуется на рынке немалым спросом – даже при том, что за прошлый год продажи «Лады» сократились почти на 10%, а на стоянках, по некоторым оценкам, пылится свыше 100 000 непроданных авто. «Десятка» привлекает низкой ценой, но в дилерских салонах столицы практически невозможно купить «голую» машину.

«Инком-Лада», например, предлагает «Калину 1,6L» с центральным замком, двумя электростеклоподъемниками и электроусилителем руля в базовой комплектации. Но в стоимость (258 000 руб./ $9700) входят и допоборудование: атермальные стекла, аудиоподготовка и дополнительный стоп-сигнал.

Базовая комплектация 16-клапанной «Лады-112 1,6L» (255 100 руб./$9600) ограничивается электростеклоподъемниками и центральным замком, но в списке опций фигурируют атермальные стекла, катализатор (?), задний спойлер и пластиковые пороги. Восьмиклапанная версия обойдется на 5250 руб. дешевле, но без спойлера и катализатора (хотя, конечно, нейтрализатор отработавших газов там присутствует, на что указывает и упоминание Евро II в данных автомобилях). Пустяк, конечно, но осадок оставляет. Может, и по бухгалтерским документам базовое оборудование проходит как опция?

Идем дальше: ВАЗ-2115 1,5L (228 100 руб./$8600) «в базе» ограничивается центральным замком, но список «обязательного бонуса» еще больше: дополнительный стоп-сигнал, задний спойлер, катализатор, передние электростеклоподъемники, противотуманные фары.

«Ростокино-Лада» предлагает «пятнашку» по схожей цене (228 000 руб./ $8700), но опять «до кучи» – иммобилизатор, центральный замок, нейтрализатор (он же катализатор), стеклоподъемники передних дверей, спойлер и противотуманки.
А что у «серых» дилеров? Неподалеку от метро «Юго-Западная» на небольшой, огороженной сеткой стоянке предлагали почти весь модельный ряд ВАЗа – под толстым слоем пыли, всего в трех цветовых вариантах, зато без «художественных излишеств». Радовался автор ровно до того момента, пока не поинтересовался ценой. Не поверите – «голые» и пыльные соотечественницы по стоимости практически не отличаются от «прикинутых» в теплых салонах. Странные законы рынка!

Самым выгодным способом оплаты остаются наличные рубли. А во что обойдутся услуги инкассатора?

Выбирая отечественный автомобиль в базовой комплектации, поинтересуйтесь, сколько стоят опции. Нередко экономия оборачивается боком: цены на «пустышки» искусственно завышены.

Оставляя залог за заказанный автомобиль, поинтересуйтесь, возвратят ли вам его при отказе от покупки.
За Рулем