Журнал
Форсаж!
Форсаж!

Форсаж!

За интересное решение задачи № 50 «Прокол» Алексей САМОКВАСОВ из Воронежа получит от редакции 6000 руб., а от ОАО «Концерн «Моринформсистема – АГАТ» – электрический компрессор «Муссон-М1».

За интересное решение задачи № 50 «Прокол» Алексей САМОКВАСОВ из Воронежа получит от редакции 6000 руб., а от ОАО «Концерн «Моринформсистема – АГАТ» – электрический компрессор «Муссон-М1».

Задача номер 50 – вроде тех, что задают школьникам для закрепления пройденного. Для чего это нужно? В России даже хорошие деньги порой не спасают: попробуй-ка на лесной дороге вызвать механика или эвакуатор! Да и как уповать на руки чужого дяди, когда у него болит голова!..

По сложившейся традиции, участники нашего конкурса на высоте: сотни ответов достойны высокой оценки – жаль, награда одна. Почти все отметили, что ключ к пониманию данного отказа – в его предыстории. Вспомним ее.
Зима, стужа. Владелец вздумал прогреть мотор прямо на стоянке. А зря! На холостом ходу он расходует всего литр бензина в час – а сильно ли согреет избу едва тлеющая печка? Хозяин выключил «недогретый» мотор и ушел. Вот эта ошибка и сказалась при следующем холодном пуске – мотор «заколотило».

Чтобы разобраться почему, вспомним особенности холодного пуска. В контакте с промороженными клапанами, поршнями и цилиндрами бензин едва испаряется, а слабые пары поджечь искрой невозможно: смесь слишком бедная. Дабы повысить их плотность, бензина подают больше. Контроллер увеличивает время работы форсунок, работая по «обходной» программе, ведь холодный датчик кислорода своих функций еще не выполняет. Но соответствует ли испаряемость горючего требованиям ГОСТа, заложенным в программу? Смесь в цилиндрах может быть и бедней, и богаче, чем надо. В первом случае вспышек нет – плохой бензин заливает свечи, мотор может не пуститься. Во втором обычно заводится (чрезмерное «переобогащение» в мороз маловероятно), но свечи покрываются продуктом неполного сгорания – углеродом. Это хорошо знакомая копоть.

Углерод проводит электрический ток – начинаются утечки высокого напряжения, свечи работают с пропусками. Это замедляет их прогрев, нагар становится жирным, маслянистым – свечи могут отказать совсем. Вывод: после пуска нужно их прогреть как можно быстрей. Не случайно нынче рекомендуют делать это при умеренной нагрузке на ходу. С ростом температуры охлаждающей жидкости контроллер понемногу снижает подачу бензина, потом вступает в работу датчик кислорода и приводит состав смеси к норме. В конце концов свечи выйдут на режим самоочистки.

Вот теперь можно выключить мотор – он будет полностью готов к следующему холодному пуску. Свечи чистые – они «прокалены» предыдущей поездкой.

Читатели отмечают и другие проблемы. Аккумулятор, «отдыхавший» месяца два без подзарядки, может подвести – особенно после нагрузки стартером при трудном пуске. К тому же при снятой клемме из памяти системы впрыска стерлись настройки «самообучения», из-за чего при следующем пуске выше вероятность отказов. Летом или на новой машине это малозаметно, но зимой, да на машине, у которой, например, ДМРВ уже «на пределе», проблемы вполне возможны. [info] Не надо было клемму отключать!

Мало того, ни в одном положении коленвала не бывают одновременно закрыты все клапаны. Некоторые приоткрыты – из-за этого при колебаниях температуры и влажности воздуха на свечах выпадает «роса», а в мороз образуется лед. Другая опасность – коррозия, причем не только свечей.

Некоторые вспомнили также о ферроцене в топливе. Но зачем? Ток проводит железо, «восстановленное» при работе двигателя, – это еле видные «дорожки» на изоляторах. Когда мотор не работает, их уничтожает ржавчина. Не наш это случай.

Как поступил водитель? Вывернул свечи, очистил. Для подстраховки (при пониженном напряжении АКБ) уменьшил на 0,1–0,2 мм зазор между электродами. Искра чуть слабей? Но лучше такая, чем ее отсутствие.

Почему мы озаглавили тему именно так? Работа вполсилы свечам вредит. В частности – короткие городские поездки, долгая работа на холостом ходу.

Поздравляем Алексея Самоквасова с заслуженной наградой.

ЗАДАЧА ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ

Треть атмосферы
«... Тот рыженький – мой сосед Колька. Кстати, про машины знает все. А еще он мастер спорта, ныряльщик. Легкими, говорит, могу выдуть треть атмосферы... Интересно, это много? Кстати, глянь на мускулы – Ван Дамм отдыхает! Короче, когда стало колбасить папину «копейку», я испугалась, а Колюня и говорит – не парься, мол, Нинок, сейчас мы и без приборов проверим – вот только я забыла, как он назвал ту штучку, от нее бензин зависит! Открутил он ее, дунул посильнее – и смеется: это уже лишняя деталь, без нее поедем! И, представь, классно поехали!»

Мы случайно подслушали этот разговор. О чем была речь? А главное – на чем Коля основал свой вывод?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 10 июня 2007 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер.,10 или по e-mail: exp@zr.ru. Тел. (495) 207-79-84. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный способ быстрой связи.
За Рулем