Журнал
Эко за эко
Эко за эко

Эко за эко

Сегодня автомобильным миром правят два «эко»: экология и экономия. Инженеры и маркетологи ломают головы в поисках компромиссов между выгодными продуктами и заботой об экологии, предлагая самые разные варианты решения по сути одной проблемы – снижения расхода топлива. Премудрости экономии постигал на стендах Женевского автосалона Михаил Гзовский.

Сегодня автомобильным миром правят два «эко»: экология и экономия. Инженеры и маркетологи ломают головы в поисках компромиссов между выгодными продуктами и заботой об экологии, предлагая самые разные варианты решения по сути одной проблемы – снижения расхода топлива. Премудрости экономии постигал на стендах Женевского автосалона Михаил Гзовский.

«Мы должны снизить нашу зависимость от зарубежной нефти и повысить использование альтернативных источников энергии… Мы должны инвестировать в изыскания в области топливных элементов, гибридов и электромобилей, таких топлив, как этанол и биодизель… » – цитаты из недавнего выступления президента США не оставляют сомнений в серьезности намерений. В конце речи Буш сообщил: до 2017 года легковые автомобили должны стать экономичнее на 33% и расходовать на сотню в среднем 7,1 л бензина. Европа, в свою очередь, борется за снижение двуокиси углерода в выхлопе. К 2008 году производители обещают выпускать двигатели, выбрасывающие в атмосферу не более 140 г СО2 на километр, а законодатели обсуждают введение нормы 130 г/км к 2012 году. Как это выполнить?

Крупные концерны могут поэкспериментировать с размахом. «Дженерал моторс», БМВ, «Даймлер-Крайслер», «Хонда» развивают одновременно несколько направлений, предпочитая не делать крупных ставок на одну цифру. Одна из самых захватывающих перспектив – бесспорно, топливные элементы, но ждать быстрых результатов от них не приходится. Прототипы водородомобилей полным ходом тестируют по обе стороны океана, но, по мнению специалистов, конкурентоспособных машин мы не увидим ранее 2015-го. А вот гибриды уже вошли в жизнь.

Некогда в гонку гибридных вооружений почти одновременно с «Хондой» включилась «Тойота»; спустя девять лет она заняла лидирующее положение. Сегодня фирма предлагает не только популярный массовый «Приус», но и переводит на частичную электротягу весь модельный ряд «Лексуса»: осталось лишь представить гибрид на базе младшего седана IS.

Но активность других фирм не дает повода почивать на лаврах: только что в гибридную армию вступили корейцы из КИА. «Дженерал моторс» тоже представил любопытную разработку. Основной силовой агрегат – электродвигатель. Питающих его батарей должно хватать на ежедневный пробег чуть менее сотни километров. Если превысить порог, в работу включится бензиновый двигатель, который лишь подзаряжает аккумуляторы – связи с колесами у него нет. На ночь машину придется ставить на зарядку, как телефон. Зато, как утверждают, потребление топлива составит лишь…1,57 л на 100 км! Скептики морщатся: «Где вы возьмете столько электричества? Придется строить атомные электростанции или ТЭЦ, значит, экология все равно пострадает».

«Хонда» к 2009 году обещает запустить в серию новый тип гибридного двигателя, остается пока гадать, какой. Но все же есть основания предполагать: ДВС в этом тандеме вряд ли будет бензиновым. Скажем, СААБ тяготеет к биоэтанолу (проект BioPower). Двигатели большинства американских автомобилей позволяют добавлять к бензину до 10% этанола. Но есть уже и топливо Е85 (85% этанола, 15% бензина). Любопытно, что растущий спрос на кукурузу, из которой преимущественно и получают биотопливо в Северной Америке, потянул за собой рост цен на говядину и курятину: ведь этот злак входит в рацион животных и птицы.

Биоэтанол горит при более низких температурах и не склонен к самовоспламенению, что снижает стрессовые нагрузки на двигатель. Токсичность выхлопа ниже, чем у бензиновых моторов, улучшается приемистость. Но пока это топливо не дешевле бензина, а конструкторы не могут свести расход даже к уровню бензиновых аналогов. Тем не менее альтернатива найдена и освоена в серии. Пример Бразилии, где на топливе, получаемом из сахарного тростника, работает 5,7 млн. автомобилей, весьма показателен. Что касается расхода… Его можно снизить, если двигатели на этаноле войдут в состав гибридных установок. Вот вам и новое, возможно, очень перспективное сочетание!

В Европе самым популярным направлением пока остается совершенствование двигателей внутреннего сгорания, в первую очередь дизелей. Технология BlueTech от фирмы «Мерседес-Бенц» пробивает себе путь даже на таких «недизельных» прежде рынках, как американский. В дизели впрыскивается специальный состав AdBlue, который вместе с сажевым фильтром и накопительным нейтрализатором снижает содержание угарного газа в выхлопе на 80%. По сравнению с бензиновыми моторами аналогичной мощности расход топлива у BlueTech ниже на 20–30%.

В дизельный марафон вскоре включится и «Кадиллак»: новый 6-цилиндровый турбодизель «Дженерал моторс» и итальянской фирмы VM Motori мощностью 250 л.с., крутящим моментом 550 Н.м благодаря недавно разработанной технологии контроля над сгоранием должен стать в Европе хитом. А компания «Субару» лелеет надежду существенно поднять продажи посредством нового дизеля «Боксер» – это первый в мире оппозитный турбодизель. Фирма пока держит подробности в секрете (известны лишь мощность 170 л.с. и объем – 2,0 л), но обещает низкий уровень шумов и вибраций, небольшую массу и малый расход топлива.

Совершенствование традиционных моторов дает весьма ощутимые, порой неожиданные результаты. Так, конструкторы БМВ нашли элегантный способ урезать аппетиты бензиновых двигателей. В машине первой серии они прибегли к регенерации энергии торможения, использовав для этого интеллектуальную систему управления генератором. Сэкономленную энергию используют, например, для питания электроусилителя руля. В результате БМВ-120 мощностью 174 л.с. развивает 210 Н.м момента, разгоняется до 100 км/ч за 7,7 с и в среднем расходует 6,4 л бензина – на 19% меньше, чем предшественник. Кроме того, в серию скоро запустят технологию stop-start: оснащенный ею мотор выключится в пробке. Аналогичные устройства готовят «Мерседес-Бенц» и «Ауди», которые заявляют о снижении аппетитов своих моделей в среднем еще на 5%. Будьте уверены – это не последнее достижение. Битва «эко за эко» идет по всем фронтам, и далеко не все резервы уже ввели в бой.

Иван Шишкин, генеральный директор проекта «Руссо-Балт»

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМЕНИ


По дизайну это отечественный проект. Рисовал его Звиад Циколи, художник, безумно влюбленный в автомобили. На конкурсе его проект выиграл с подавляющим преимуществом. Затем началась работа, в ней участвовали десятки людей. Одни строили макеты, другие работали над деталями. Восстанавливать первую русскую марку почетно, ответственно и вместе с тем сложно – ведь последний «Руссо-Балт» был выпущен в 1918 году. О нем помнят только по рисункам Александра Захарова и статьям Льва Шугурова в журнале «За рулем».
Порадовала реакция СМИ. Например, Франс Пресс, говоря о Женевской выставке, поставило нас на третье место в списке новостей сразу после новинок «Пежо», «Рено».

Этот автомобиль ездит, притом очень хорошо. Если дела пойдут как надо, не исключаю возможность его репродукции. Но наш бизнес – разработка дизайна и реализация проекта по заказу других компаний. Мы уже работаем над следующим прототипом. Пора! От первых эскизов до живого «Руссо-Балта» прошло четыре года. Надеемся, следующая модель появится быстрее. Теперь многому научились и приобрели огромный опыт, например в карбоновых технологиях. Наш автомобиль весь из углепластика. Карбоновые панели «пекли» в Германии. В России мы можем многое изобрести, с производством сложнее. Наш «Руссо-Балт» не дешевое изделие, однако нашел владельца почти мгновенно. В России. Символично и очень приятно.

Стив Маттин (Steve Mattin), вице-президент и главный дизайнер «Вольво»

О ШВЕДСКИХ МАШИНАХ И СКАНДИНАВСКОМ ДИЗАЙНЕ


Швеция – самая северная из европейских стран, производящих автомобили. Это накладывает отпечаток на их облик. Элементы скандинавского дизайна в большей степени проявляются у полноприводных «вольво», носящих обозначение XC. Характерные элементы такого стиля – чистые ровные поверхности, запоминающийся плечевой изгиб при переходе к стойкам крыши. Последний элемент навеян местными мебельными традициями.
Как в России, так и в Швеции жаркое лето сменяется суровой зимой. Поэтому наши машины должны внушать уверенность в том, что сохранят прохладу летом и тепло зимой. Благодаря большим окнам автомобиль воспринимается дружественно.
Работа дизайнера интернациональна. Я англичанин, но никогда в Англии по этой профессии не работал. Восемнадцать лет трудился в Германии на «Мерседесе» (последние годы главным дизайнером) и вот теперь в Швеции. Существуют английская, итальянская, германская, шведская и даже американская школы дизайна. Но это не означает, что в итальянских ателье могут выполнять заказы только итальянцы, а скандинавы – работать только у себя. Это подтверждает и мой «мерседесовский» опыт, и работа моего предшественника в «Вольво», англичанина Питера Хорбери.
В споре инженеров и дизайнеров я на стороне последних. Со мной работает группа инженеров, которые меня поддерживают. В конце концов, достигаем компромисса, принимая во внимание и аэродинамику, и стиль, и безопасность. Я всегда говорю инженерам: предлагайте разные решения проблемы. Наглядный пример – задняя дверь концепта XC60. Мне пришло в голову сделать ее составной и по-особому открывающейся. Теперь даже в очень тесном гараже или на парковке багажник доступен полностью. Однако одни заявили, что это очень сложно, дорого и неудобно в производстве. Другие живо откликнулись и нашли простые и изящные решения.

Стефан Шварц (Stephane Schwartz), директор дизайн-центра «Ниссан-Европа»

О РОЖДЕНИИ «НИССАН-КЭШКАЙ»


Проект появился с чистого листа, в прямом смысле слова. Анализируя рынок, мы уловили возможность создать нечто новое – естественно, используя сильные стороны компании «Ниссан». Чтобы результат стал привлекательным, понадобились не только свежие дизайнерские решения, но и инженерный креатив. В процессе поиска определили главное направление – компактный кроссовер с упором на общедорожные и городские функции. Такой автомобиль ориентирован на молодых людей, не обремененных семьей, и на тех взрослых, у кого дети уже выросли. Но и те, и другие молоды духом, им нравятся смелые технические решения. Им требуется компактный, безопасный и высокий автомобиль. Он должен быть меньше мини-вэна и чуть слабее по проходимости, чем вседорожник, но на асфальте или заснеженной дороге дать фору привычным легковушкам. Одновременно на «Кэшкае» могут прекрасно ездить девушки и молодые мамы с детьми.
Мы рассчитываем, что поклонниками машины будут гедонисты – жизнелюбы, следящие за модой. По сути «Кэшкай» – городской кочевник, это билет на поезд «свобода», если хотите.
Как будет развиваться проект, во многом зависит от отзывов клиентов, от ориентиров развития компании.

Шаг за шагом «Тойота» оккупировала «гибридное» царство и теперь правит в нем бал. Концептуальный «Гибрид-Х» предлагает еще раз оценить успешную схему «Синержи-Драйв». Фирма пока не называет конкретных показателей, но утверждает: выбросы стали заметно чище, а расход топлива ниже. Может, именно так будет выглядеть следующее поколение «Приуса»? Остается только предполагать, сколько топлива он будет «выпивать», если нынешняя машина в худшем случае расходует 5,2, а в лучшем 3,9 л/100 км пути. Помимо необычного мотора, «Гибрид-Х» привлекал светодиодной подсветкой салона, навигацией последнего поколения и электронным рулевым управлением по проводам – drive-by-wire.

Ажиотаж вокруг БМВ-М3 не утихает с момента выхода в свет первой версии в 1988 году. За три поколения модель переросла 4-цилиндровый мотор. Предыдущая машина была оснащена «шестеркой», а нынешний концепт-кар – уже мотором V8. Он построен на базе 5-литрового V10 от БМВ-М5 и развивает около 410 л.с. Алюминиевый двигатель не будет тяжелее 6-цилиндрового предшественника, что позволит удержать массу машины и расход топлива в рамках разумного. Поклонников модели наверняка больше заинтересует разгон до сотни: предварительные данные – 4,5 с.

«Хонда» верна гибридной технологии с 1998 года. [info] По заявлениям фирмы, к 2009-му построят принципиально новую гибридную установку и оснастят ею нечто похожее на «Смол Хайбрид Спортс Кар» (Small Hybrid Sports Car) – малый гибридный спортивный автомобиль. Тираж планируется довести до 200 000 в год. Двухдверный концепт разрабатывали в дизайн-студии немецкого Оффенбаха. Под капотом – бензоэлектрическая установка IMA, приводящая передние колеса через вариатор. Фирма также представит новую технологию «чистого дизеля» в течение трех лет. Ключевое решение – каталитический нейтрализатор, снижающий содержание окиси азота в ходе реакции с аммиаком.

Когда шесть лет назад в Европе появилось первое поколение «Ниссана Х-Трейл», фирма рассчитывала продавать около 20 тысяч машин в год. И «просчиталась»: объемы достигли 50 тысяч. Новый «Х-Трейл» приобрел лоск, которого чуть недоставало предшественнику. Панель приборов переехала с центра на привычное место – за рулем, выросло качество отделки салона. На выбор три типа трансмиссии: передний привод, постоянный полный привод или вариант с подключаемыми нажатием кнопки задними колесами. Двигатели – 2- и 2,3-литровые бензиновые и 2-литровый турбодизель с сажевым фильтром.

«Вольво» называет модель V70 в первую очередь практичным универсалом, а не «спортвагоном» – как это делают многие конкуренты. Но турбоверсия все же есть: 3-литровый двигатель развивает 285 л.с. Предусмотрены также два атмосферных бензиновых мотора (2,5 и 3,2 л – 200 и 238 л.с.) и два дизельных. В машине получили дальнейшее развитие активные подголовники WHIPS, появились адаптивный круиз-контроль и персональный коммуникатор (Personal Car Communicator) – устройство, отслеживающее пульс водителя и фиксирующее засыпание за рулем.

Конечно же, поклонники «Ауди» мечтают о самой мощной версии нового купе пятой серии – S5 с 8-цилиндровым 354-сильным двигателем, разгоняющим машину до 100 км/ч за 5,1 с. Полный привод, спортивные тормоза, отделка салона карбоном, алюминием, нержавеющей сталью или деревом, 500-ваттная аудиосистема Bang & Olufsen c 14 динамиками – все это будет. Но экономных покупателей тоже привечают: к концу 2007-го под капотом А5 появится бензиновый мотор 1,8 л с непосредственным впрыском и турбонаддувом. При мощности 170 л.с. он обещает стать образцом экономичности. Не забыты и дизели – 3-литровый 240-сильный и 2,7-литровый, 190 л.с.

Женевский салон славится обилием тюнинговых машин – швейцарцы любят дорогую экзотику! Лучшего места для дебюта «Мазерати-Гран Туризмо» придумать сложно. Машину рисовали художники из «Пининфарины». Купе построено на укороченной платформе «Кваттропорте», а его 4,2-литровый V8 производства «Феррари» выдает 405 л.с. Это на 9 л. с. больше, чем у «младшего» в линейке купе «ГранСпорт». Кстати, традиции «Мазерати» в области GT восходят к 1947 году: тогда на Женевском шоу показали модель А6. Всего таких построили 58, а рисовал их сам маэстро Пинин Фарина.

Дебют «Форда-Мондео» состоялся не в Женеве, а гораздо раньше, на киноэкране! В последней серии Бондианы – «Казино Рояль». Агент 007 разъезжает по Багамским островам на серебристом седане: «Мондео» появится в продаже к лету сразу с тремя кузовами – седан, универсал и 5-дверный хэтчбек. Гамма моторов включает рядные «четверки» от 99 до 143 л.с. Позже дебютирует 217-сильный 5-цилиндровый агрегат. Всего покупателям обещают девять бензиновых и дизельных моторов и три типа трансмиссий, что составит в итоге 27 комбинаций!

Даже такие монстры, как «Ламборгини-Галлардо Суперлеггера» – дальнейшее развитие купе «Галлардо», теперь строят, не забывая об экономичности. Но в этом классе иные правила игры. Спорткар оснастили новым задним диффузором, перелицованными корпусами зеркал и поменяли некоторые стальные панели кузова на углепластиковые, улучшив аэродинамику и выиграв в массе 57 кг. Перепрограммированные «мозги» обеспечили увеличение мощности до 523 л.с., что позволяет достичь отметки 100 км/ч за 3,8 с – на 0,3 с быстрее, чем прежде.

Российские и американские просторы покоряет «Хёндай-Элантра», для европейцев же подготовили хэтчбек i30. Новинку показывали на прошлогоднем салоне в Париже, но еще в статусе концепт-кара с трудно произносимым именем Arnejs. К счастью, маркетологи «Хёндай» покончили с лингвистическими экспериментами. Начиная с i30, вводится новое обозначение модельного ряда: от i10 до i50. Так же как и родственница «КИА-Сид», модель i30 сделана в Европе и для Европы. Автомобиль поступит в продажу летом с тремя бензиновыми (109, 122, 143 л.с.) и тремя дизельными (90, 115, 140 л.с.) моторами. По слухам, вскоре дебютирует и универсал i30 CW.

Дизельная технология BlueTech продолжает распространяться по модельному ряду «Мерседес-Бенц». И хотя фирма упорно называет многие новинки «концептами», очевидно – путь на конвейер им уже проложен. Дебют С-класса фирма решила усилить, выкатив на подиум «Вижн С200 BlueTech» с 4-цилиндровым дизелем и обнародовав впечатляющие показатели: машина требует в среднем лишь 5,5 л топлива на 100 км! Двигатель оборудован четырьмя клапанами на цилиндр, системой впрыска common rail, турбокомпрессором с переменной геометрией, рециркуляцией отработавших газов, каталитическим нейтрализатором и сажевым фильтром. Моторы этой серии крайне чувствительны к качеству топлива и не приемлют серы.

Экстремальный концепт построил австрийский производитель мотоциклов – фирма KTM. X-Bow немного похож на трицикл GX3, показанный в прошлом году на одном из автошоу в США концерном «Фольксваген». У X-Bow на одно колесо больше! Но связь с немецким концерном есть. Австрийцы, не мудрствуя, позаимствовали у него 2-литровый мотор с турбонаддувом. Он расположен в базе и выдает 220 л.с. Есть возможности форсировки до 300 сил. Двигатель можно состыковать как с 6-ступенчатой механической коробкой, так и с трансмиссией DSG. При снаряженной массе около 700 кг машине требуется менее 4 с для преодоления рубежа в 100 км/ч. Удивительнее всего, что X-Bow готов к серийному производству – до 500 машин в год. При таких объемах цену удастся удержать в пределах 35–40 тысяч евро.

Фирма «Пежо» говорит о концепт-каре 207 SW Outdoor: «Машина для тех, кто любит спорт на свежем воздухе и ищет необычных ощущений». Для воплощения этих задач авто снабдили огромной стеклянной крышей и не боящимся царапин пластиковым обвесом. Под капотом 107-сильный 1,6-литровый дизель, позаимствованный у хэтчбека 207. Перед нами практически серийный универсал, но раньше начала следующего года в продаже его не ждите.

На протяжении многих лет самым доступным и потому популярным родстером в США была «Мазда-Миата». Потом в этот класс вторглись «Понтиак-Солстис» и «Сатурн-Скай». Теперь встречайте «Додж-Демон»! Каким-то чудом машина гармонично сочетает черты БМВ-Z4, «Хонды-S2000» и концептуального «Крайслера-Файрпауэр». Заднеприводный «Демон» легче конкурентов и обещает весьма задорную управляемость. Машину оснастили «мировым двигателем» концерна «Даймлер-Крайслер» объемом 2,4 л и мощностью 172 л.с. Несмотря на вполне «земную», хоть и демоническую внешность, родстер скорее всего так и останется концепт-каром.

Пятьсот пятьдесят – именно столько машин модели «Бруклэндс» готова построить фирма «Бентли». Ни одной больше, как бы ее ни умоляли. Под капотом огромный 6,8-литровый V8 мощностью 523 л.с. с крутящим моментом 1044 Н.м Это самая мощная «восьмерка» «Бентли», ведущая родословную с… 1959 года! Тогда ее объем достигал 6,2 л, а мощность – 200 л.с. В 1969-м мотор дорос до сегодняшних 6,8 л, а еще спустя 13 лет на него «повесили» турбонагнетатель. Второй агрегат наддува появился в 2002 году, с тех пор в конструкции мало что изменилось. «Бруклэндс» легко съедает 20 л бензина и напоминает о славных 1920-х, когда «Бентли Бойз» побеждали на гоночном кольце «Бруклэндс».

«Ситроен С-Кроссер» и его брат-близнец «Пежо-4007» отпраздновали первый публичный показ. Машины на базе «Мицубиси-Аутлендер» – ярчайшая иллюстрация современного европейского подхода: максимум общих компонентов, минимум внешнего сходства; максимум ездовых возможностей, минимум затрат на содержание. И «Пежо», и «Ситроен» традиционно ставят на дизель. 154-сильный 2,2-литровый мотор гарантирует разгон до 100 км/ч менее чем за 10 с. Привод – на передние либо все четыре колеса через 6-ступенчатую механическую коробку передач. Задние колеса можно подключить принудительно либо доверить это электронике.

Экономить на топливе можно, не только развивая новые технологии, но и просто умеряя аппетит! В Европе с удовольствием покупают «Тойоту-Ярис» и «Хонду-Джаз», теперь у них появился серьезный конкурент – «Мазда-2». Эта «двушка» выглядит гораздо спортивнее угловатой предшественницы. При длине 3880 мм машина на 40 мм короче предшественницы, зато шире на целых 150. Двигатели – 1,3- и 1,5-литровые мощностью 75, 84 и 103 л.с. В основе машины платформа, которую «Форд» намерен использовать при разработке следующего поколения «Фиесты» и «Фьюжна».

«ФИАТ-Браво» намерен претендовать на роль одного из самых массовых в сегменте, где продажи достигли в прошлом году 3,4 млн. шт. Сразу предложат пять двигателей (в том числе наддувные бензиновые мощностью 120 и 150 л.с., а также турбодизели «Мультиджет» – 120 и 150 л.с.) и четыре уровня оснащения. Длина «Браво» 4340 мм, багажник – 400 л. Среди опций – многочисленные устройства активной безопасности и разработанный совместно с «Майкрософт» навигационно-коммуникативный центр Blue&me Nav.

Глава «Рено» Карлос Гон возлагает большие надежды на новый «Рено-Твинго», сменяющий машину образца 1993-го. Продажи компании упали в прошлом году на 11% – как воздух нужна новая массовая модель. Второе поколение «Твинго» смотрится агрессивнее и напоминает уменьшенные «Клио» и «Модус». На заводе в Словении ежегодно планируют выпускать до 175 тысяч «твинго». В основе машины платформа предыдущего «Клио», под капотом – бензиновые моторы объемом 1,2 л (60 и 75 л.с.), а также 1,5-литровый дизель. Любопытна еще одна версия 1,2-литрового двигателя – с турбонаддувом, мощностью 100 л.с. Такой «Твинго» примерит шильдик GT.
За Рулем