Журнал
Электронный караул
Электронный караул

Электронный караул

О том, что крупнейший производитель шин «Континенталь» занимается тормозными системами и электроникой для них, известно давно. С последними разработками концерна познакомился Сергей Мишин.

О том, что крупнейший производитель шин «Континенталь» занимается тормозными системами и электроникой для них, известно давно. С последними разработками концерна познакомился Сергей Мишин.

В сфере интересов «Конти» – компоненты ABS, системы контроля тяги и курсовой стабилизации. Главной задачей своих электронных контролеров и помощников «Континенталь» ставит безопасность и «дружелюбную» управляемость.

Значительная часть испытаний проводится на компьютерах – методом математического моделирования. Сегодня такие способы стараются использовать и производители автомобилей – это быстрее и дешевле.

На экране компьютера виден не только движущийся автомобиль, но и силы, действующие на каждое колесо в трех плоскостях. Программа позволяет задавать любые коэффициенты сцепления каждого из колес с дорогой, скорость автомобиля, имитировать разгон и торможение, менять угол и темп поворота рулевого колеса и т.д. Это позволяет совершенствовать алгоритмы работы того или иного электронного устройства, призванного помогать водителю.

МАСТЕР-КЛАСС

После теоретической части нас приглашают оценить электронных помощников в действии. Для этого приготовлено более двух десятков автомобилей с разной начинкой и обледенелые дороги полигона близ шведского городка Арвидсъяур.

Демонстрационные заезды начинаются с самого эффектного – торможения на дороге со смешанным покрытием. Левая половина – гладкий лед, правая – чистый сухой асфальт. Задача – экстренно затормозить со скорости 90 км/ч.

Первым предлагают опробовать автомобиль, начисто лишенный электроники. Подобный представляется европейцам сейчас как доисторический, хотя значительная часть россиян ездит именно на таких. Да и те условия, что смоделированы на полигоне, в зимней России можно встретить на любой дороге.

Как только колеса оказываются на нужном участке, выжимаю сцепление и бью по тормозам. Не успел и глазом моргнуть, как автомобиль совершил оборот на 360 градусов. На дороге подобное упражнение в лучшем случае закончится в кювете, а о худшем и думать не хочется.

Теперь то же самое, но уже с включенной ABS. Педаль стрекочет под ногой, машина пытается уйти в сторону чистого асфальта, но ее легко удержать на прямой, слегка подруливая. Намного надежнее, чем без электроники.

ВКЛЮЧАЕМ АВТОПИЛОТ

Следующая машина оснащена самой современной разработкой «Континенталя» – подруливающей задней подвеской. Электромоторы при необходимости поворачивают задние колеса на несколько градусов. Ход рулевых тяг – по 10 мм в обе стороны. [info] Управляет ими электроника: она отслеживает угол поворота рулевого колеса и величину боковых ускорений. Повторяю уже знакомое упражнение – в нужном месте жму со всей силы на тормоз. Машина продолжает идти прямо, как будто по бортам одинаковое покрытие! Повторяю заезд, но при торможении снимаю руки с баранки, полностью исключив возможность корректировки. Но автомобиль по-прежнему идет ровно. Электронный помощник держит курс, заданный в начальный момент торможения.

Новое упражнение – разгон с различной степенью пробуксовки, ограниченной электроникой. Выполняется на двух автомобилях с разными шинами. Переключатель в каждом позволяет менять степень буксования колес при разгоне. Первое положение полностью исключает срывы колес, во втором электроника позволяет им немного пробуксовывать.

Первый автомобиль «обут» в обычные нешипованные шины и разгоняется довольно резво, независимо от степени буксования – поперечные ламели хорошо работают при разгоне на скользкой дороге.

Пересаживаюсь в точно такой же автомобиль, только на шинах у него нет «нарезки» на шашках – они без ламелей. Когда электроника практически не допускает проскальзываний, машина разгоняется точно так же, как и первая, – отсутствие ламелей никак не сказывается. Но во втором положении тумблера, с небольшой пробуксовкой по обледенелому покрытию, интенсивность разгона резко падает. Создается впечатление, что в первом положении электронный помощник улучшает сцепные свойства шин.

Следующая машина – с гибридной силовой установкой. Особенность ее в том, что вместо традиционных для автомобилей такого типа аккумуляторов – мощные конденсаторы. Они способны отдавать большую мощность при троганье и разгоне, а также быстро заряжаться при торможении, когда электродвигатель работает в режиме генератора. Такая система (третья по счету) позволяет экономить до 23% топлива, тогда как первого поколения сберегала лишь около 6 процентов!

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

Напоследок довелось познакомиться с «Мерседесом» S-класса, щедро начиненным электроникой. Она следит за тем, чтобы машина не буксовала при разгоне, не блокировала колеса при торможении даже на льду и не срывалась в боковые скольжения при резких маневрах. Электронный караул даже отслеживает поперечное ускорение и при необходимости подтягивает ремни безопасности, плотно прижимая водителя и пассажиров к спинкам сидений (так называемое предварительное натяжение).

Совершенно очевидно, что электронные помощники делают вождение более безопасным и надежным в любых условиях, даже на очень скользкой дороге. При этом от водителя не требуется чувствовать автомобиль настолько, чтобы тормозить, не блокируя колеса, поворачивать на грани заноса и т.п. В век всеобщей автомобилизации без таких помощников не обойтись – их присутствие снижает требования к уровню водительского мастерства. Конечно, мастеру автомобильного пилотажа техника, тотально контролируемая электроникой, покажется скучной – «навязчивый сервис» не позволяет почувствовать себя полноценным драйвером, зато остальных (а их куда больше!) наверняка избавит от опасных приключений на дорогах.
За Рулем