Статьи

Кто «рулит» в автобизнесе?

single

Автомобильный бизнес – это не только (и не столько) конкретные заводы и дилерские центры, а в первую очередь люди, которые ими реально управляют. Рейтинг самых богатых лидеров автобизнеса России составили Александр Агибалов и Игорь Моржаретто.

На Западе принято гордиться своими успехами и состоянием, поэтому самые разные «рейтинги миллионеров» у них публикуют давно и попасть в них – очень престижно. С недавних пор появились такие и у нас в стране. Как правило, в этих увлекательных списках немало представителей автомобильного бизнеса. Поэтому и нам стало интересно: кто есть кто в этой отрасли? Для составления рейтинга авторы использовали только официальные данные ММВБ и РТС.

«ПРОМЫШЛЕННИКИ»

Почти все самые богатые и уважаемые люди, с чьей-то легкой руки именуемые «олигархами», в свое время приложили руку к созданию современного российского автопрома. Кому-то этот бизнес по душе и он остается в нем, а кому-то пришлось уйти. На самом верху в нашем списке – Олег Дерипаска, уроженец города Дзержинский Нижегородской области. Ныне ему 39 лет, а бизнесом он начал заниматься сразу после службы в армии, еще студентом физфака МГУ – сначала работал в страховой компании, потом занялся перепродажей алюминия, и пошло-поехало… Ныне он контролирует активы множества крупных компаний, которые на начало 2007 года оцениваются в 26 млрд. долларов. Правда, «автомобильная» доля в общей сумме не так уж велика – «Группа ГАЗ» (сюда входят Горьковский автозавод, Заволжский моторный, а также практически все автобусные заводы страны) оценивается «всего» в 1,1 млрд. долл. Но нам важнее, что в прошлом году она стала самой быстро развивающейся автокомпанией страны.

Алексей Мордашов чуть старше (ему 41 год); он из Череповца и начал свою карьеру в 1988 году экономистом одного из цехов металлургического комбината. Сейчас он контролирует более 90% акций «Северстали» (на сумму 12 млрд. долл.). Несколько лет назад решил заняться производством автомобилей и создал компанию «Северсталь-Авто» (УАЗ, ЗМА и т.д.). В конце января 2007 года он продал свою долю Вадиму Швецову (39 лет; генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто»; он, кроме того, возглавляет советы директоров ОАО «Ульяновский автомобильный завод» и «Заволжский моторный завод»). Он тоже из Череповца; еще студентом Института стали и сплавов начал работать на «Северстали» (тогда – Череповецкий металлургический комбинат). Состояние менеджера сегодня оценивают в 506 млн. долл. Неизвестно, за сколько Вадим Швецов выкупил у владельца сталелитейного концерна «Северсталь» Алексея Мордашова его 49,3% акций, но теперь он владеет 58% акций «Северсталь-Авто». Г-н Мордашов остался в составе совета директоров, но перестал быть его председателем.

Основатель группы СОК Юрий Кочмазов (1956 года рождения) старательно избегает публичности, и, по большому счету, никто не может достоверно сказать, как расшифровывается название его компании. Слухи о происхождении капиталов тоже ходили разные (пересказывать не будем), но точно известно, что примерно с 1995 года он со товарищи начал торговать автомобилями «Лада», а затем сумел собрать в единую группу всех крупнейших поставщиков комплектующих АВТОВАЗа, да еще два сборочных завода – «Иж-Авто» и «Рос-Лада». Сам г-н Кочмазов контролирует активы компаний, которые ныне оцениваются в 1,05 млрд. долл.

Ростовчанин Михаил Парамонов (1961 года рождения) в свое время стал одним из первых кооператоров области; ныне – председатель совета управляющих группы «Донинвест», куда входит и Таганрогский автозавод (ТагАЗ). Несколько лет назад отошел от активной публичной деятельности. Но по-прежнему на почетном месте в списке самых богатых и влиятельных людей страны, поскольку контролирует активы на сумму свыше 300 млн. долл. А вот его старший коллега Владимир Щербаков (1949 года рождения) – пожалуй, самый «титулованный» в нашем списке: он прошел путь от инженера Волжского автозавода до первого зампреда Совета министров СССР. Он тоже в последнее время на публике не появляется, но по-прежнему лично руководит всеми процессами в группе компаний «Автотор». По нашим расчетам, контролируемый им пакет акций оценивается в 150 млн. долл.

Еще один из «отцов-основателей» нынешнего российского автопрома – бывший председатель совета директоров АВТОВАЗа Владимир Каданников (1941 года рождения) ныне от дел автомобильных отошел и занимается банковским бизнесом. Его состояние, по данным сайта «Рокфеллер», 35 млн. долл. Естественно, речь идет не о «наличке», а о доле бизнесмена в капитале разных предприятий.

«КУПЦЫ»

Далее в списке несколько фамилий, связанных напрямую с бизнесом, которого еще 15 лет назад в стране не было вообще; может быть, поэтому их имена широкой публике пока не слишком известны. Речь идет о создателях и собственниках крупнейших дилерских сетей. Видимо, самый успешный тут – отставной офицер Сергей Петров (1954 года рождения) – основатель и владелец группы компаний «Рольф». Шестнадцать лет назад он начал практически с нуля, а в прошлом году холдинг продал в России свыше 130 тыс. иномарок; в компании работает около 5 тыс. [info] человек! Считается, что сам г-н Петров контролирует активы на сумму 1,4 млрд. долл.

Еще две фамилии, тоже знакомые лишь узкому кругу посвященных, – Александр Митько (1965 года рождения) и Евгений Сатыев (1964). 13 лет тому назад два бывших студента столичного физтеха – МФТИ, попробовав себя на всяких разных работах (говорят, Е. Сатыев трудился даже в оленеводческом хозяйстве на Чукотке!), основали компанию «Автомир». Сегодня это – один из крупнейших автомобильных мультибрендовых дилеров; Е. Сатыев контролирует активы на 255 млн. долл., А. Митько – на 137 млн. долл.

Дмитрий Козловский (44 года) в начале 90-х основал вместе с братом компанию «Инком». В 1993 году они разделили бизнес; с тех пор Дмитрий – основной владелец «Инком-Авто», компании, оборот которой скоро превысил 1 млрд. долл. в год. На его долю приходится около 250 млн. долл.

Основатель и глава крупных дилерских компаний «Муса Моторс» и «БорисХоф» – Борис Тетерев (1953 года рождения) «оценивается» в 250 млн. долл.

А завершают наш список совладельцы другой крупной дилерской компании – «Дженсер»: Владимир Пронин и Игорь Пономарев контролируют каждый по пакету акций в 100 млн. долл. Но быть даже в конце такого списка – очень почетно. И ответственно.

Потому что деньги, которыми владеют самые богатые люди, – по большей части условные; они не лежат в банке в виде золотых слитков, а работают – создают новые автомобили и рабочие места. И от хозяина этих условных денег (его опыта, знаний, удачливости, в конце концов) плюс еще от тысячи факторов (экономических, политических и т.д.) зависит, принесут они реальную, осязаемую прибыль или в один момент превратят его компанию в банкрота.

Недавний тому пример – история 25-летнего Николая Смоленского, сына известного банкира. В июле 2004 года он купил британскую фирму TVR, которая выпускала спортивные суперкары (по английским данным – за 27 млн. долл.). Говорят, чуть раньше приценивался он и к компании «Эм-Джи Ровер», но отступил перед натиском китайцев. И что же? Недавно компания TVR объявлена банкротом. Не важно уже, кто виноват – обстоятельства или неопытность владельца, но, похоже, вложенные деньги потеряны навсегда…

МОЛОДО – НЕ ЗЕЛЕНО

Увы, пока не принято у нас в стране гордиться успехом и богатством, многие лидеры бизнеса предпочитают оставаться в тени. Хотя, как нам кажется, это ложная скромность. Ведь если посмотреть на возраст лидеров российского автобизнеса, то средний показатель – 40–45 лет. В большинстве своем, кстати, они родились и выросли не в Москве (и даже не в Санкт-Петербурге!), а в самой что ни на есть провинции. Практически каждый в конце 80-х – начале 90-х годов рискнул начать собственное дело (а все помнят, как это было непросто, особенно в те годы)... и выиграл!

Одним из результатов их деятельности стало то, что у каждого из нас теперь есть возможность купить любой современный автомобиль – дорогой или дешевый; обслужить его цивилизованно в современном сервисе, продать… Да мало ли что! И сценку из старого советского фильма, где герой – уважаемый человек! – униженно просит директора автоцентра заняться его «Жигулями», а тот на ходу небрежно так отвечает: «А у нас колодок нет и неизвестно, когда будут!» – нынешнее поколение уже не понимает. В этом тоже, между прочим, есть заслуга людей из нашего списка.

P.S. Стоимость контролируемых активов оценивалась по капитализации компаний, исходя из рыночных котировок на январь 2007 года.

Источник