Журнал
Дело вкуса
Дело вкуса

Дело вкуса

Перефразируя авиаконструктора А. Туполева, можно сказать, что хорошо ездить способен лишь красивый автомобиль. Там, где рождаются одни из самых завораживающих и быстрых автомобилей в мире, побывал Анатолий Сухов.

Перефразируя авиаконструктора А. Туполева, можно сказать, что хорошо ездить способен лишь красивый автомобиль. Там, где рождаются одни из самых завораживающих и быстрых автомобилей в мире, побывал Анатолий Сухов.

ДИЗАЙН ПРАВИТ МИРОМ

Откинувшись в кресле аэробуса А-321 компании «Алиталия», я принялся обдумывать детали предстоящей встречи с Фабрицио Джуджаро, даже не подозревая, что буквально окружен «предметами разговора» – тем, что за без малого сорок лет создано знаменитым на весь мир дизайнерским ателье. Среди них и это кресло рядом с иллюминатором, и бутылочка минеральной воды «Санпелегрино», которую откупорил пассажир в соседнем ряду, и мои любимые никоновские «зеркалки». Впрочем, всего и не перечислить – после посещения музея фирмы в штаб-квартире компании в Монкальери близ Турина остается ощущение, что весь современный мир создали дизайнеры (и по большей части это правда!). Во всяком случае, «Италдизайн» свое громкое название оправдывает – «дизайном от Джуджаро» щеголяют скоростные поезда и вагоны метро, огнестрельное оружие и бильярдные кии, спортивные тренажеры и профессиональный электроинструмент, кухонная посуда и стиральные машины, телефоны и кассовые аппараты, яхты и, конечно, автомобили. Даже тендер на проектирование нового орга’на в лозаннском соборе выиграли итальянские дизайнеры. И уж не приходится удивляться пакету макарон на музейной полке – это тоже дизайнерская разработка. Причем весьма функциональная: в сечении короткая макаронина повторяет уплотнитель дверного проема автомобиля, что позволяет удерживать больше соуса. Как говорится, для тех, кто понимает...

СКОЛЬКО СТОИТ СТИЛЬ?

Впрочем, понимают итальянцы не только в макаронах, но и в автомобилях. Сегодня трудно продать некрасивую модель даже в бюджетном сегменте (неизбалованные цивилизацией страны не в счет). Услуги ателье «Джуджаро» заказывают БМВ (в том числе для «Мини»), «Бугатти», «Дэу», «Сузуки», «Фольксваген», «Форд», «Ягуар», не считая «родных» «Феррари», «Мазерати», «Альфа-Ромео», – список далеко неполный, особенно если обратиться к истории.

Многие задаются вопросом: неужели такие гиганты автомобилестроения не могут создать оригинальный продукт без посторонней помощи? Причина – в экономике. Дизайн, подобно многим комплектующим или даже целым системам (безопасности, например), выгоднее заказывать на стороне. Тем более что у «Джуджаро» свой штат инженеров (помимо дизайнерских подразделений компания имеет и чисто инженерные – в Париже и недавно открывшееся в Китае). [info] По словам Фабрицио Джуджаро, около 80% проекта составляет инженерная подготовка и лишь 15–20% занимает чистый дизайн. Стоимость же услуг ателье составляет порядка одной двухтысячной от всей стоимости разработки автомобиля (на примере последнего «Форда-Мустанг»).

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ

Однако первичен все же дизайн – образ, идея. Заказчик задает тон, настроение автомобиля, который стараются передать на бумаге дизайнеры. Затем сотни эскизов проверяются инженерами на жизнеспособность, после чего появляются прототипы – в натуральную величину, в отличие от макетов масштаба 1:5, столь любимого большинством других ателье. Предварительно можно оценить и доработать аэродинамику и силовую структуру кузова. После всесторонних испытаний прототипа (включая продувку в аэродинамической трубе) проект сдается заказчику «под ключ» – вплоть до рекомендаций по технологии производства. В настоящее время собственных мощностей компании достаточно, чтобы ежегодно выпускать полсотни прототипов.

Но автомобильное направление не ограничивается собственно автомобилями. Заметных успехов добились дизайнеры и на шинном фронте. Сотрудничество с голландской компанией «Фредештайн», начавшееся в 1997 году, продолжается – помимо уже описанных в журнале скоростных шин Wintrac (ЗР, 2004, № 12) и Wintrac 4х4 (ЗР, 2004, № 12), уже вышло новое поколение Sportrac (ЗР, 2006, № 4). Схема создания – та же, что и для автомобилей. Вначале в ход идут карандаши, потом компьютеры. Большинство рисунков протектора (даже очень привлекательных внешне) безжалостно бракуется уже на стадии компьютерного моделирования. Но порой сумасшедшие идеи оказываются вполне жизнеспособными – так рождаются несимметричные ненаправленные рисунки вроде нового Sessanta.

С покупкой «Амтелом» компании «Фредештайн» не исключено, что дизайн шин вскоре всерьез заинтересует и российского потребителя. Может, красивые шины и катиться будут легче?
За Рулем