Журнал
Осторожно, дети!
Осторожно, дети!

Осторожно, дети!

Детское кресло сегодня – обязательная принадлежность автомобилей с маленькими пассажирами. Рынок сидений огромен, выбор не прост. С результатами крэш-тестов немецкого автоклуба ADAC – одной из наиболее авторитетных организаций в деле безопасности.

Детское кресло сегодня – обязательная принадлежность автомобилей с маленькими пассажирами. Рынок сидений огромен, выбор не прост. С результатами крэш-тестов немецкого автоклуба ADAC – одной из наиболее авторитетных организаций в деле безопасности.

В Канаде при выписке малыша из роддома родители должны предъявить… детское кресло. А если соседи или просто прохожие увидят, что вы без него везете ребенка в машине, тут же позвонят в полицию. Скажете, слишком? Зато там дети почти не гибнут в авариях.

С 1 января и у нас, вслед за всем цивилизованным миром, для перевозки детей в автомобиле стали обязательны специальные удерживающие устройства – в обиходе «детские кресла». Они на 90% (!) снижают риск травмирования ребенка и предотвращают три смертельных исхода из четырех!

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

О классификации и принципах подбора кресел мы говорили (ЗР, 2006, № 5, 11). Внешний вид, удобство, цена – критерии важные, но не главные. Основной вопрос – насколько эффективно будет защищен ребенок при аварии.

На полигоне пассивной безопасности в немецком городке Лансберг ежегодно тестируют несколько десятков детских кресел. Чтобы отделить лучшее от хорошего, здесь приняты более жесткие, чем сертификационные, условия испытаний: фронтальный крэш-тест при скорости 64 км/ч. Каждую модель испытывают дважды с манекенами минимального и максимального размеров, соответствующих предельным значениям для группы. А еще ADAC проводит вовсе не предусмотренный сертификацией боковой удар при скорости 50 км/ч. Кроме того, дополнительные тесты проводят в положении кресла для сна, если оно предусмотрено конструкцией, а универсальные испытывают по полной программе в каждой из групп.

Общую оценку определяют по двум основным параметрам – безопасность и удобство пользования (см. табл.).

Оценка главного критерия – безопасности складывается из нескольких составляющих. По 40% приходится на объективные результаты фронтальных и боковых ударов, еще 10% дает субъективная оценка встроенных ремней, по 5% остается на устойчивость кресла и удобство опоры для головы.

Повышенное внимание удобству пользования объясняется тем, что простота, однозначность и безошибочность установки кресла напрямую влияют на его эффективность при аварии. Специальные исследования показали, что до 56% люлек, ориентированных лицом назад, устанавливают неверно, а четырехточечной системой фиксации неправильно пользуются свыше 90% родителей! Проверку проводят на четырех моделях автомобилей с разными типами кузовов: трехдверном хэтчбеке С-класса, пятидверном D-класса, седане Е-класса, мини-вэне. В общей оценке удобства пользования оценка вероятности неправильной установки составляет 40%, по 25% приходится на удобство застегивания и расстегивания ремней и установки-снятия кресла, еще 10% – наличие и понятность инструкции.

Два дополнительных параметра – комфортабельность и уход за креслом хотя и важны, на общую оценку не влияют. Комфорт оценивают с манекенами и детьми при многократной установке на все разрешенные места в тестовых автомобилях: по 1/3 общей оценки дают опора для ног, обивка, обзор. Потребительские свойства субъективно определяют, исходя из удобства чистки и ремонта (по 50%).

Итоговые оценки выставляют по пятибалльной шкале: 5 – исключительно высокие рекомендации; 4 – хорошие рекомендации; 3 – рекомендовано; 2 – рекомендовано в случае отсутствия кресел более высокого качества; 1 – не рекомендовано. [info]

Оценки, разумеется, ни в коем случае не заменяют и не отменяют сертификации; скорее, показывают запас, с которым преодолена планка минимальных требований.

ХОРОШО ИЛИ… ЛУЧШЕ?

В таблицу сведены результаты тестов ADAC за 2003–2006 гг. по креслам, которые уже продаются в России или могут здесь появиться в ближайшее время. Интересно, что отличных итоговых оценок нет, хотя в отдельных номинациях «пятерки» встречаются.

Отметим, что кресла с системой «Изофикс» не демонстрируют заметного преимущества над моделями с креплением штатными ремнями автомобиля, при условии правильной установки последних. Преимущество «Изофикса» не столько в большей безопасности, сколько в безошибочности установки.

Отрадно, что абсолютное большинство современных моделей получило положительные оценки, даже допустимых «двоек» – минимум. Однако есть в графе итоговых оценок и шесть «единиц». Все получены моделями 2003–2004 гг., которые еще можно встретить на российских прилавках. Не подвергая сомнениям сертификаты, подчеркну: кресла обладают минимальным запасом прочности, спасовали при небольшом ужесточении условий. Наибольшее количество «единиц» и «двоек» в группах «0+» и «0-1», поскольку очень сложно оптимизировать конструкцию под столь сильное изменение габаритов ребенка. Ведь его масса меняется от 3,0–3,5 кг при рождении до предельных 13 и 18 кг – на 300–500%! Вывод – не стоит гнаться за универсальностью в младенческих категориях, лучше ориентироваться на проверенные модели «0+».

И наконец, АDAC проверяет, прежде всего, модели, представленные в Германии, поэтому некоторые кресла и даже производители остались за «кадром». Из представленных в России – в частности, Baby Relax, Brevi, Cam, Casualplay, Inglesina, Neonato, Ramaro, Safety. Кроме того, у нас продают кресла из Восточной Европы, Азии – они, как правило, значительно дешевле именитых и в первую очередь привлекают внимание покупателей. Мы намерены вскоре ликвидировать эти «белые пятна» в наших познаниях.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В Европе одновременно действуют две редакции Правил ЕСЕ R44, регламентирующих требования к детским креслам. По более мягким ЕСЕ R44/03, остающимся в силе до 2009 г., скорость соударения при фронтальном крэш-тесте составляет 36 км/ч, а замедление кузова автомобиля, в котором установлено кресло, – 33 g. Более жесткие новые ЕСЕ R44/04 увеличивают скорость уже до 50 км/ч и перегрузку до 35 g – десятикилограммовый малыш будет давить на ремни с усилием 350 кг! Предельно допустимые перегрузки, действующие на грудь (55 g) и на позвоночник (30 g), остались неизменными, а показатель для головы даже снижен с 80 до 60 g (сравните: для взрослых пассажиров допустимо 88 g). Кроме того, переднее сиденье теперь устанавливают в самое заднее положение и сильнее, до 25° наклоняют спинку. По какому варианту сертифицировать продукцию – дело производителя, но во втором случае кресло – более безопасное и это нужно учитывать при покупке. Сейчас почти все крупные производители ориентируются на новые правила.
За Рулем