Журнал
«Талонная» система
«Талонная» система

«Талонная» система

Вопрос о том, кто должен проводить государственный технический осмотр, обсуждался в конце 2006 года в Санкт-Петербурге.

Вопрос о том, кто должен проводить государственный технический осмотр, обсуждался в конце 2006 года в Санкт-Петербурге.

То, что проблему с ГТО надо непременно решить, понятно сегодня всем заинтересованным сторонам – и МВД, и ГИБДД, и автовладельцам, и сервисменам. Талоны техосмотра сейчас – фактически предметы купли-продажи, при том, что состояние автопарка (больше половины его старше 10 лет!) плачевное. Как в таких условиях выполнить требования федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения и сократить травматизм на дорогах? Среди основных предложений – передать функции государственного техосмотра частным организациям. Они могли бы более ответственно осуществлять эти функции контроля, да и проблему очередей наконец-то решат.

Дело дошло до того, что представители СКТС (станций контроля технического состояния) объединились под эгидой НПСО «Техэксперт» и вместе занялись разработкой нормативных документов. Отношение властей к «энтузиастам», покусившимся на «самое святое» – выдачу талонов ТО (по-другому этот процесс назвать никак нельзя!), было, мягко говоря, неоднозначным. Конечно, все чиновники называли постановление Правительства РФ № 880, которое разрешает существование как государственных станций (читай – «милицейских»), так и частных. Однако при этом частников зажимали самыми разными способами (в ряде областей до сих пор все пункты ГТО – только государственные!). Тем более что Закон о безопасности дорожного движения дает в руки «зажимщиков» веский аргумент: в ходе ГТО должна проводиться проверка на угон, а это, извините, функция ГАИ. Глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов недавно заявил, что он против передачи функций по техосмотру частным структурам: «Этот вопрос неоднократно рассматривался, есть уже соответствующее постановление правительства... Вместе с тем ничто не мешает инвесторам, представителям бизнеса совместно с сотрудниками ГИБДД создавать условия для проведения техосмотра, и такая работа проводится». А вот глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский считает, что нынешняя система себя не оправдала, а при передаче техосмотра в частные руки будет с кого спрашивать. Ныне же количество аварий растет, гибнут люди, в том числе и от ужасающего технического состояния автопарка.

Кстати, большинство противников передачи функций ГТО частникам в качестве основного аргумента выдвигают следующее: сегодня ни один сервис технологически не готов заменить линии контроля транспорта в ГИБДД, к тому же уровень подготовки большей части технического персонала на станциях очень низкий. [info] А раз так, то рано или поздно снова появится «левая» очередь за заветным талончиком.

Авторы таких заявлений, однако, путают понятия! На частных СКТС (а таких, по данным НПСО «Техэксперт», уже около пятисот) не ремонтируют автомобили; тамошние специалисты всесторонне диагностируют все его системы, чтобы дать ответ – пригоден он для каждодневной эксплуатации или нет и при этом, в отличие от «казенных» пунктов ГТО, готовы взять на себя юридическую ответственность за выданный однажды талон. Это – на первом этапе. В будущем, возможно, функции проведения техосмотра постепенно будут передавать фирменным сервисам – если они получат на то соответствующую лицензию. Пока же представители СКТС предлагают провести цивилизованную процедуру передачи «талонной» системы от государства к частнику.

Руководитель департамента развития организации «Объединение транспортных экспертов» Константин Катанаев заявил, что для этого, естественно, потребуются сертификация оборудования и подготовка специалистов. Кроме того, необходимо будет ужесточить требования к организациям и экспертам, осуществляющим контроль технического состояния, в соответствии с международной практикой. И, наверно, самое главное – надо закрепить все нововведения на законодательном уровне. Собственно, подготовкой проектов нормативных документов в НПСО «Техэксперт» сейчас и занимаются.

Сегодня Россия, похоже, единственная страна в Европе (не считая некоторых бывших республик СССР), где функции техосмотра возложены на государство. И хотя в соответствии с протоколом заседания Правительства РФ от 9 октября 2003 года это признано «избыточной функцией государственного регулирования», воз и ныне там. Пока нам остается слушать рассказы о том, как проводят техосмотр в Финляндии, Германии, странах Балтии и даже соседней Белоруссии – без очередей, взяток, нервотрепки. И пока без шансов увидеть нечто подобное у себя дома.

Мы обязательно продолжим тему самой «избыточной функции» госрегулирования на страницах журнала в наступившем году.

Три года назад правительство признало проведение техосмотра «избыточной функцией государственного регулирования», но до сих пор не решилось передать его в частные руки.

За Рулем