Журнал
ЗИМНЯЯ РОКИРОВКА
ЗИМНЯЯ РОКИРОВКА

ЗИМНЯЯ РОКИРОВКА

Мороз и солнце, день чудесный… Зимняя дорога, покрытая снегом и льдом. Уверенно чувствовать себя здесь можно лишь на хороших шипованных покрышках. Но ровно до тех пор, пока машину не потянуло к обочине. Неужели колесо спустило? Действительно, правое переднее – в лепешку, придется доставать запаску. Она, как водится, летняя – кто же покупает «шиповку» про запас? Кстати, в подобной ситуации оказываются и те, у кого в машине вместо полноразмерной запаски узкая «докатка».

Мороз и солнце, день чудесный… Зимняя дорога, покрытая снегом и льдом. Уверенно чувствовать себя здесь можно лишь на хороших шипованных покрышках. Но ровно до тех пор, пока машину не потянуло к обочине. Неужели колесо спустило? Действительно, правое переднее – в лепешку, придется доставать запаску. Она, как водится, летняя – кто же покупает «шиповку» про запас? Кстати, в подобной ситуации оказываются и те, у кого в машине вместо полноразмерной запаски узкая «докатка».

Понятно, что дотянуть до ближайшего шиномонтажа по обледенелой или заснеженной дороге можно и на лысой летней шине, только куда ее поставить, чтобы риск был минимальным, – спереди или сзади? Многие оказывались в такой ситуации, но, как говорят в подобных случаях, мнения ученых расходятся. Чтобы развеять сомнения, мы провели свой эксперимент.

На «Ладе-112», прихватив мерительный комплекс V-box, выбираемся на тольяттинский полигон. Изначально на автомобиле стоит Gislaved Nord Frost 3 175/65R14, не новый (позади две зимы), но вполне рабочий – все шипы на месте. Запаской назначили Pirelli P 2500 Euro, почти новую «всесезонку», смонтированную на легкосплавном диске. К тому же еще и 13-дюймовую. На наш взгляд, вполне реальная ситуация.

Но с установкой этого колеса мы повременим. Для начала, чтобы определить точку отсчета, пропишем все упражнения в штатном «шипованном» состоянии.

ЧЕТЫРЕ ЗИМНИХ

На шипах – как на шипах. Троганье на заснеженной и обледенелой дороге предпочтительнее внатяг, но допустимо и с буксованием. В любом режиме «Лада» хорошо набирает скорость. Торможение и на снегу, и на льду весьма эффективное. Хотя колеса и норовят сорваться в юз, но при растормаживании быстро раскручиваются и автомобиль вновь может маневрировать.

По твердому покрытию машина отлично держит заданный курс да и на заснеженной дороге не требует подруливаний. И управляемость на третьем «Гиславеде» хороша – машина четко прописывает виражи на любой зимней дороге.

Глубокий снег тоже не помеха. И пусть внатяг движение не совсем уверенное, с пробуксовкой «Лада» идет, даже полностью выбрав дорожный просвет, четко откликаясь на работу рулем.

С оценкой покончили. Теперь делаем замеры: разгон (от 0 до 35 км/ч) и торможение «в блок» (с 50 до 0 км/ч) на льду и снегу, время прохождения ледяного круга и максимальная скорость при переставке на плотном снегу. Результаты – в таблице.

ЗАДНЕЕ «ЛЕТО»

А теперь посмотрим, как поведет себя машина в нештатном режиме. Запаска справа сзади – по опыту знаем, что чаще всего страдает именно правое заднее колесо. Правая сторона идет ближе к замусоренной обочине, а если попадется гвоздь, то переднее колесо скорее пройдет по нему, лежащему, невредимым, подбросит его, а уж заднему иной раз не повезет.

Очевидно, что на троганье и разгон переднеприводной машины заднее «лето» не повлияло. Но при торможении задок заметно тянет вправо, курс приходится корректировать рулем. Самое неприятное – заблокировать колеса: тогда машину интенсивно разворачивает, и если вовремя не растормозить – не выправишь.

При движении по прямой на твердой дороге летняя запаска ничем себя не выдает – автомобиль идет ровно, как ни в чем не бывало. Но стоит съехать на заснеженную – гуляющий задок заставляет водителя быть начеку.

В поворотах лучше поосторожничать, исключая резкие маневры – иначе возникает занос, с которым приходится бороться, добавляя тягу. Особенно неприятно, что интенсивность заноса разная. Влево нужно поворачивать аккуратнее. Дело в том, что при левом повороте «упорное» правое заднее (летнее) колесо поскальзывается раньше, чем левое (шипованное) в правом. На ледяном круге машина норовит идти боком, с заносом задней оси.

Способность двигаться вперед по глубокому снегу осталась неизменной, зато задним ходом летняя шина активнее нагребает перед собой снежный валик и уже через пару метров останавливается.

ПЕРЕДНЕЕ «ЛЕТО»

Его начинаешь чувствовать буквально с первых метров. Тронуться можно лишь внатяг или с минимальной пробуксовкой, ограничивая обороты двигателя и очень плавно отпуская педаль сцепления. Левая «шиповка» не помогает, поскольку правое колесо постоянно стремится сорваться в пробуксовку, а дифференциал этому не препятствует. Поможет разве что клочок асфальта под «летней» шиной. Те же трудности и при разгоне – газ добавлять надо очень аккуратно, иначе запаска норовит пробуксовать.

Тормозить приходится еще аккуратнее. Особенно на льду или укатанном снегу, поскольку летнее колесо блокируется раньше остальных, стремится развернуть автомобиль поперек дороги и вытолкнуть его на обочину. Спасение лишь в немедленном растормаживании и плавной работе рулем. В рыхлом снегу ситуация ощутимо лучше, но характер поведения сохраняется.

По плотному снегу и льду машина идет ровно, а вот на заснеженной дороге постоянно рыскает, норовя уйти вправо.

В поворотах «Лада» стремится распрямить траекторию, заставляя снижать скорость. Реакция на доворот руля вялая, нужно «заправлять» машину на дугу опережающими действиями. Здесь, как и в заднем «лете», еще один неприятный момент – в левый поворот автомобиль входит менее охотно, чем в правый. На ледяном круге, как и в поворотах, распрямляет траекторию и не позволяет набрать скорость.

Снежная целина противопоказана – правое колесо беспомощно буксует даже в неглубоком снегу.

РЕЗЮМЕ

В нашем случае (почти новая шина типа «M+S») заднее «лето» не влияет на троганье и разгон, но удлиняет тормозной путь на снегу и льду. Скорость прохождения поворотов и выполнения экстремальных маневров ограничивается заносом задней оси. При этом в повороте в сторону, где обе шины – зимние, занос более активный. В глубоком снегу можно двигаться только вперед.

Использование «лета» впереди увеличивает тормозной путь и снижает интенсивность разгона. При торможении юзом – разворот автомобиля в сторону «летнего» колеса. Скорость при маневрах ограничивается сильным сносом передней оси. Поведение в повороте также зависит от его направления. Когда летняя шина оказывается наружной, снос наступает гораздо раньше. Глубокий снег в этом случае противопоказан.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если жизнь заставила поставить зимой летнюю запаску, прежде всего оцените дорожные условия.

Когда шиномонтаж недалеко, а дорога покрыта льдом и укатанным снегом, можно потихоньку двигаться с передним «летним» колесом. Коль путь неблизкий либо дорога основательно заметена, а менять приходится переднее колесо, проведите «рокировку» и установите летнюю запаску на заднюю ось.

Двигайтесь не спеша, будьте готовы к заносам в поворотах и при торможении. Тормозите аккуратно, не допуская блокировки колес. И помните – чем сильнее изношен протектор летней запаски, тем сложнее справиться с машиной на скользкой дороге.
За Рулем