Журнал
Два колеса против четырех
Война на дорогах

Два колеса против четырех

Два колеса против четырех

«Испытывал ли потерпевший личную неприязнь? Конечно испытывал...

В эти выходные в центральном регионе откроется мотосезон. Впрочем, уже сегодня несмотря на сугробы на обочинах, то тут, то там раздается веселое урчание двухколесной техники…  Как сосуществовать автомобилисту и мотоциклисту? Эту тему мы обсудили на "Нашем Радио" в передаче "Вторая смена на колесах". (Прослушать запись эфира).

Как кошка с собакой…

Все как в «Мимино».  «Испытывал ли потерпевший личную неприязнь? Конечно испытывал. Он мне всегда говорил: «Я к этому потерпевшему такую неприязнь испытываю, что даже кушать не могу»… Надеюсь, что проезжающий мимо мотоциклист не сказывается на аппетите водителя авто, но уверен, что сквозь зубы тот шипит: «ты не знаешь сколько стоит зеркало моего автомобиля...» А еще: «не рычи, достал…»

В большинстве стран Европы к мотоциклистам  относятся с большим пиететом. Автомобилист не будет мешать проезду мотоцикла или скутера, а, напротив, уступит ему дорогу – он же понимает, что двухколесный транспорт разгружает дороги и позволяет ему добраться до работы не за два часа, а за сорок минут.

Два колеса против четырех

Понимают это и законодатели, предоставляя массу льгот, начиная от налогообложения и  заканчивая поправками в ПДД, дающие возможность мототехнике двигаться по выделенной для общественного транспорта полосе и пользоваться специальными парковками. Да что говорить, во Франции уже много лет действует мототакси…

 "Я его не видел" — разводит руками водитель автомобиля…

Не секрет, что большинство ДТП с участием мотоциклистов происходит тогда, когда водитель встречной машины поворачивает налево или разворачивается. При этом он не видит мотоцикл. Думаю, что и большинство опытных мотоциклистов, да и инспекторы ДПС, согласятся с несколькими азбучными истинами, позволяющими новичку избежать серьезных аварий. Первое, самое банальное, но и самое главное – соблюдайте ПДД. Второе - необходимо всегда ездить с включенным ближним светом. Третье - не скупитесь на звуковые сигналы: мотоцикл может находиться в «мертвой зоне», и никакой свет вам тут не поможет. Четвертое – езда в плотном потоке (в том числе и между рядов) должна быть на адекватной скорости, дающей вам возможность среагировать на перестроения других участников движения (как вы знаете, поворотниками у нас пользуются далеко не все). Пятое - проезжая мимо припаркованных автомобилей, нужно быть готовым, что у любого из них может неожиданно открыться дверь. Ну и, конечно, надо помнить об ужасном состоянии наших дорог. Тут нечего комментировать, ведь ГИБДД даже ввела отдельную графу в свои статистические обзоры, как раз именуемую «ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог».

Кто виноват?

ГИБДД не делает статистических исследований ДТП с участием мотоциклов. Отсюда и путаница в цифрах: одни источники уверяют, что около 93% ДТП происходят по вине мотоциклиста, другие утверждают, что только в 10% аварий виноват водитель мотоцикла. Объяснить неразбериху довольно легко, ведь под разряд мото попадет масса транспортных средств, начиная от скутеров, чей объем двигателя превышает 50 кубиков, и заканчивая квадроциклами. Подросток, управляющий 100-кубовой «табуреткой», априори виновен в любом ДТП, ведь у него нет водительских прав. Естественно, что выделить в этой массе именно мотоциклы нелегко.

Если же обратиться к зарубежному опыту, то серьезные исследования провел американский институт Insurance Institute for Highway Safety (Страховой институт дорожной безопасности). Замечу, что мы говорим об авариях с летальным исходом. Тут картина такая: 41% приходится на ДТП, где нет второго участника — проще говоря, водитель байка просто не справился с управлением. 18% - на нарушение правил проезда светофора или знака «Стоп». 11% - это лобовое столкновение. Остальные 30% распределяются на массу дорожных ситуаций. Применять эти исследования к нашим реалиям не совсем корректно, поскольку в России совершенно другие принципы эксплуатации мотоциклов.

Мифы и реальность

И еще… Глобальная сеть пестрит рассказами, что одному мотоциклисту удалось проехать Садовое кольцо за 5 минут, другой одолел МКАД за 27 минут, третий проехал ТТК на заднем колесе… Не стану доказывать, что это исключения из правила, но, тем не менее, большинство наших сограждан покупают мотоциклы вовсе не для рекордов. Некоторым нравится сам дух свободы и скорости, но есть и чистые прагматики, понимающие, что план Собянина по борьбе с пробками вряд ли сработает. К последним относится и ваш покорный слуга, который купил мотоцикл после того, как началась реконструкция Ленинградского шоссе и поездки на работу превратились в сущий ад.

Читайте: "Некоторые мысли о покупке скутера и его эксплуатации в Москве"

Андрей Ломанов